Решение

Некоторые аспекты христианского брака

Гарик Кургинян
Журнал/Архив/Номер 97/Некоторые аспекты христианского брака
Некоторые аспекты христианского брака

В мире есть много проблем, но ни одна из них не страшна так, как разрушение семьи. Семья — это фундамент жизни, фундамент общества. Общество начинается со строительства семьи. Ее состояние определяет состояние общества: крепкие семьи — сильное общество, нестабильные семьи — слабое общество. Дьявол хочет разрушить замысел Бога о человеке и нашу жизнь — личную и социальную, поэтому он обрушивается на семью. Когда рушатся узы брака, представления о семье, общество разваливается, мораль падает.

Жизнь человечества и его развитие начались с семейных отношений. Семья была первой социальной единицей, она отражала цель Бога — чтобы у человека было потомство и дети росли в рамках освященного союза. В Писании семья утверждается как идеальная среда для человека. Если говорить о Новом Завете, то мы знаем, что Иисус благословил брак в Кане Галилейской; апостол Павел говорил о браке как о великом таинстве, отражающем отношения Христа и Церкви; апостол Иоанн говорил о Церкви как о невесте Христа. А вот что сказал о браке Сам Христос: «…не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19:4–6). В мудрых изречениях Экклезиаста сказано, что «нитка, втрое скрученная, не скоро порвется» (Еккл 4:12). И брак — это втрое скрученная нить, где Сам Бог является Свидетелем и Автором брачных отношений.

По моим опросам, которые я проводил среди пастырей евангельских церквей, процент разводов в церквях — менее 2% при 56% в общем по стране. Это говорит о том, что вопросу брака и семьи евангельская церковь уделяет особое внимание. Сочетавшиеся браком люди в церкви осознают, что Бог сотворил семью прежде всего остального (см.: Быт 2); что бракосочетание — завет мужчины и женщины, заключенный ими перед лицом Божьим, и они, как муж и жена, несут ответственность перед Богом, непосредственным Участником этого завета. Иисус же сказал: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф 18:18). Слово «связывать» в этом тексте переведено с греческого, и оно означает также «соединять», «сочетать», а в классической греческой литературе есть вариант «запрягать вместе».

Основанием для создания семьи является любовь, о ней мы читаем в 1 Кор 13, которая «всё переносит», «никогда не перестает». Никогда не думайте о разводе, у вас есть Источник силы и мудрости для преодоления конфликтов — это прежде всего Господь, Слово Божье, церковь. У евангелиста Марка мы читаем: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк 10:9). В браке необходима верность, которая не зависит ни от чего — ни от вашего настроения, ни от состояния здоровья супруга, ни от финансового обеспечения, ни от того, вместе находятся супруги или на расстоянии. Вы обещали быть верными супругу перед Богом.

Жена в христианской семье не униженная раба, а устроительница, помощница, а мужчина должен хранить этот нежный сосуд, который Бог ему доверил. Роль мужа как главы семьи выражается в любви и заботе о своей жене и детях, а отнюдь не в том, что все в семье должны исполнять его волю, как это бывает с земными князьями.

Очень важно, чтобы христианский брак был основан на Писании, а при неразрешимых ситуациях нужно не бояться обращаться за помощью и молитвой к пастору церкви или ответственным за семейное служение.

Не надо также забывать, что христианская семья является объектом атак дьявола. Сегодня в многонациональных сообществах большой процент распада межэтнических браков.Там, где я несу пасторское служение (Северный Кавказ), живет более 80 крупных национальных этнических групп. Поэтому в нашей церкви межнациональные браки — нормальное явление. Очень часто на раннем этапе семейной жизни люди в таком браке сталкиваются с серьезным культурным кризисом. Благодаря пасторскому попечению, консультациям служителей эти браки не только выживают, но и процветают в Господе. Однажды на конференции в Аргентине пастор церкви попросил меня проконсультировать семью служителей, где постоянно вспыхивали конфликты. Это был межэтнический союз аргентинца с девушкой из Восточной Европы. У аргентинцев очень мягкая культура, они говорят о проблеме намеками, очень тактично и деликатно, заходя издалека. В культуре, где выросла девушка, все наоборот. И в силу своего воспитания она любила прямоту, откровенность, конкретность, иногда все это выражалось довольно жестко. Суть конфликта — столкновение культур на бытовой почве. Но благодаря Слову Божьему и помощи служителей этот брак выжил.

Сегодня христианский брак — это сильная сторона евангельских церквей. В церкви такие семьи учатся отделять от своей культуры то, что конфликтует со Священным Писанием, и наоборот — сохранять и служить тем, что ему не противоречит.

Некоторые аспекты христианского брака

Хочется также сказать про особое время, которое семья проводит вокруг Слова Божьего. Библия учит, чтобы мы размышляли вместе над Его Словом — когда идем в поле, садимся за обед или ужин, празднуем что-то. Когда-то, много лет назад, мы с женой впервые посетили Израиль и увидели, как евреи празднуют субботу. Это время было не про то, как бы подольше поспать в выходные, это был целый семейный праздник, в котором особое место уделено Богу. Нас радовало все — начиная с зажигания свечей в пятницу вечером, совместного посещения синагоги, трапезы в семье, где глава семьи благодарит и молится о каждом, и заканчивая ответами на вопросы, духовным наставлением, танцами, играми. Весь субботний день был построен вокруг Господа и Его Слова. Наша семья решила следовать этому доброму примеру празднования седьмого дня. И пока дети не разъехались, каждую неделю мы проводили служение на так называемом семейном алтаре, где все дети по очереди готовили служение — от подбора песен и до мини-проповеди (вопросы, темы для размышления). Сейчас, когда на каникулах дети съезжаются, мы продолжаем эту традицию.

Также очень важно с малых лет вовлекать детей в служение ближним, нуждающимся и поместной церкви. Семья должна чувствовать сопричастность к служению, к победам и нуждам церкви, где наши дети будут получать ответы на свои вопросы. Они будут повторять то, что видят в нас.

Об одном из семейных кризисов мы читаем на страницах Библии — это кризис взаимоотношений Давида и Мелхолы (см.: 2 Цар 6:17–23). Кто же был виноват в нем — Давид или Мелхола? Конфликты происходят очень часто, когда в семье один супруг не чувствует сопричастности, сопереживания, сострадания к другому. Иногда проблему порождают отношения в родительской семье — люди повторяют модель поведения своих родителей.

Мелхола была дочерью царя Саула. Ее пренебрежительная реакция на нестандартную форму поклонения Давида была вызвана отсутствием ощущения своей сопричастности победам Давида. Так часто бывает и в обычных семьях, поэтому очень важны сопричастность и вовлеченность всех членов семьи в совместное служение — как в домашних условиях, так и в поместной церкви.

Семья часто рушится из-за того, что люди упорствуют во грехе, не умеют вовремя остановиться, покаяться, обратиться за помощью. Тогда один грех рождает другой, одна проблема — другую. Это стало причиной падения Давида с Вирсавией (см.: Пс 50). Мы должны помочь друг другу исцелиться и служить Богу. Если вам нужна помощь, не смотрите на свой престиж или мнение людей, идите за помощью, не бойтесь обращаться к Писанию и к служителям, имеющим квалификацию, опыт и духовную зрелость, чтобы помочь!

На самом деле невозможно быть счастливым одному! Божья модель жизни человека — это семья, построить которую нам помогут Господь, Священное Писание и поместная церковь.

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone