В мире есть много проблем, но ни одна из них не страшна так, как разрушение семьи. Семья — это фундамент жизни, фундамент общества. Общество начинается со строительства семьи. Ее состояние определяет состояние общества: крепкие семьи — сильное общество, нестабильные семьи — слабое общество. Дьявол хочет разрушить замысел Бога о человеке и нашу жизнь — личную и социальную, поэтому он обрушивается на семью. Когда рушатся узы брака, представления о семье, общество разваливается, мораль падает.
Жизнь человечества и его развитие начались с семейных отношений. Семья была первой социальной единицей, она отражала цель Бога — чтобы у человека было потомство и дети росли в рамках освященного союза. В Писании семья утверждается как идеальная среда для человека. Если говорить о Новом Завете, то мы знаем, что Иисус благословил брак в Кане Галилейской; апостол Павел говорил о браке как о великом таинстве, отражающем отношения Христа и Церкви; апостол Иоанн говорил о Церкви как о невесте Христа. А вот что сказал о браке Сам Христос: «…не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19:4–6). В мудрых изречениях Экклезиаста сказано, что «нитка, втрое скрученная, не скоро порвется» (Еккл 4:12). И брак — это втрое скрученная нить, где Сам Бог является Свидетелем и Автором брачных отношений.
По моим опросам, которые я проводил среди пастырей евангельских церквей, процент разводов в церквях — менее 2% при 56% в общем по стране. Это говорит о том, что вопросу брака и семьи евангельская церковь уделяет особое внимание. Сочетавшиеся браком люди в церкви осознают, что Бог сотворил семью прежде всего остального (см.: Быт 2); что бракосочетание — завет мужчины и женщины, заключенный ими перед лицом Божьим, и они, как муж и жена, несут ответственность перед Богом, непосредственным Участником этого завета. Иисус же сказал: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф 18:18). Слово «связывать» в этом тексте переведено с греческого, и оно означает также «соединять», «сочетать», а в классической греческой литературе есть вариант «запрягать вместе».
Основанием для создания семьи является любовь, о ней мы читаем в 1 Кор 13, которая «всё переносит», «никогда не перестает». Никогда не думайте о разводе, у вас есть Источник силы и мудрости для преодоления конфликтов — это прежде всего Господь, Слово Божье, церковь. У евангелиста Марка мы читаем: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк 10:9). В браке необходима верность, которая не зависит ни от чего — ни от вашего настроения, ни от состояния здоровья супруга, ни от финансового обеспечения, ни от того, вместе находятся супруги или на расстоянии. Вы обещали быть верными супругу перед Богом.
Жена в христианской семье не униженная раба, а устроительница, помощница, а мужчина должен хранить этот нежный сосуд, который Бог ему доверил. Роль мужа как главы семьи выражается в любви и заботе о своей жене и детях, а отнюдь не в том, что все в семье должны исполнять его волю, как это бывает с земными князьями.
Очень важно, чтобы христианский брак был основан на Писании, а при неразрешимых ситуациях нужно не бояться обращаться за помощью и молитвой к пастору церкви или ответственным за семейное служение.
Не надо также забывать, что христианская семья является объектом атак дьявола. Сегодня в многонациональных сообществах большой процент распада межэтнических браков.Там, где я несу пасторское служение (Северный Кавказ), живет более 80 крупных национальных этнических групп. Поэтому в нашей церкви межнациональные браки — нормальное явление. Очень часто на раннем этапе семейной жизни люди в таком браке сталкиваются с серьезным культурным кризисом. Благодаря пасторскому попечению, консультациям служителей эти браки не только выживают, но и процветают в Господе. Однажды на конференции в Аргентине пастор церкви попросил меня проконсультировать семью служителей, где постоянно вспыхивали конфликты. Это был межэтнический союз аргентинца с девушкой из Восточной Европы. У аргентинцев очень мягкая культура, они говорят о проблеме намеками, очень тактично и деликатно, заходя издалека. В культуре, где выросла девушка, все наоборот. И в силу своего воспитания она любила прямоту, откровенность, конкретность, иногда все это выражалось довольно жестко. Суть конфликта — столкновение культур на бытовой почве. Но благодаря Слову Божьему и помощи служителей этот брак выжил.
Сегодня христианский брак — это сильная сторона евангельских церквей. В церкви такие семьи учатся отделять от своей культуры то, что конфликтует со Священным Писанием, и наоборот — сохранять и служить тем, что ему не противоречит.
Хочется также сказать про особое время, которое семья проводит вокруг Слова Божьего. Библия учит, чтобы мы размышляли вместе над Его Словом — когда идем в поле, садимся за обед или ужин, празднуем что-то. Когда-то, много лет назад, мы с женой впервые посетили Израиль и увидели, как евреи празднуют субботу. Это время было не про то, как бы подольше поспать в выходные, это был целый семейный праздник, в котором особое место уделено Богу. Нас радовало все — начиная с зажигания свечей в пятницу вечером, совместного посещения синагоги, трапезы в семье, где глава семьи благодарит и молится о каждом, и заканчивая ответами на вопросы, духовным наставлением, танцами, играми. Весь субботний день был построен вокруг Господа и Его Слова. Наша семья решила следовать этому доброму примеру празднования седьмого дня. И пока дети не разъехались, каждую неделю мы проводили служение на так называемом семейном алтаре, где все дети по очереди готовили служение — от подбора песен и до мини-проповеди (вопросы, темы для размышления). Сейчас, когда на каникулах дети съезжаются, мы продолжаем эту традицию.
Также очень важно с малых лет вовлекать детей в служение ближним, нуждающимся и поместной церкви. Семья должна чувствовать сопричастность к служению, к победам и нуждам церкви, где наши дети будут получать ответы на свои вопросы. Они будут повторять то, что видят в нас.
Об одном из семейных кризисов мы читаем на страницах Библии — это кризис взаимоотношений Давида и Мелхолы (см.: 2 Цар 6:17–23). Кто же был виноват в нем — Давид или Мелхола? Конфликты происходят очень часто, когда в семье один супруг не чувствует сопричастности, сопереживания, сострадания к другому. Иногда проблему порождают отношения в родительской семье — люди повторяют модель поведения своих родителей.
Мелхола была дочерью царя Саула. Ее пренебрежительная реакция на нестандартную форму поклонения Давида была вызвана отсутствием ощущения своей сопричастности победам Давида. Так часто бывает и в обычных семьях, поэтому очень важны сопричастность и вовлеченность всех членов семьи в совместное служение — как в домашних условиях, так и в поместной церкви.
Семья часто рушится из-за того, что люди упорствуют во грехе, не умеют вовремя остановиться, покаяться, обратиться за помощью. Тогда один грех рождает другой, одна проблема — другую. Это стало причиной падения Давида с Вирсавией (см.: Пс 50). Мы должны помочь друг другу исцелиться и служить Богу. Если вам нужна помощь, не смотрите на свой престиж или мнение людей, идите за помощью, не бойтесь обращаться к Писанию и к служителям, имеющим квалификацию, опыт и духовную зрелость, чтобы помочь!
На самом деле невозможно быть счастливым одному! Божья модель жизни человека — это семья, построить которую нам помогут Господь, Священное Писание и поместная церковь.
Фото: gettyimages.ru