Большинство из нас выросли в семье, прожили ее трудности и радости, поэтому в рассуждениях на семейные темы все чувствуют себя специалистами. Что такое семья и какой она должна быть, кажется, известно всем, сразу вспоминается — «традиционной». А какая она, традиционная семья?
В Книге Бытие мы читаем о единстве, которое Бог положил основой в замысле о семье — союзе мужчины и женщины. Семье заповедано заводить детей, воспитывать их в вере и праведности, расселяться по земле. Отношения в семье оберегали заповеди, предостерегающие от зависти и неверности. Суровые наказания нарушителей сохраняли рамки семейной праведности. Библейские тексты формируют наши представления о супружестве — о заветных отношениях мужчины и женщины, которые продолжаются на протяжении всей жизни супругов, — «доколе смерть не разлучит» их. Бог, сотворивший человека, мужчину и женщину, замыслил семью как место любви и благословения.
Однако история и реальность жизни общества всегда вносили в семейную жизнь свои коррективы. Историки и социологи изучают изменения семейного уклада, потому что во всякое время человек ищет то, что будет наиболее целесообразным. А оно разное в разных жизненных обстоятельствах. Когда людей было немного, враждебный мир природы и стихий еще предстояло завоевать. Жизнь, пропитание, кочевье были опасными. Люди держались вместе ради выживания. Семья, род были естественными группами, вокруг которых формировался жизненный уклад, образовывались поселения. В суровой борьбе за жизнь преимущества были у больших и сильных родов, чем мощнее род, тем больше у людей шансов на выживание. Деторождение было важной функцией женщины. Она рожала, сколько могла, чтобы семья была большой и сильной. Мужчины были воинами и главными работниками, но армия и бригада работников пополнялись за счет способности женщины к деторождению. Гендерные роли были строго распределены и взаимосвязаны. Внешний враждебный мир и каждодневный труд держали людей вместе. Трудно себе представить, что в окружении дикого леса люди будут спорить с родственниками и уходить из селения «из принципа». Ты или в семье — или съеден! Это внушается с первых дней жизни¹, дети в младенчестве до недавнего времени засыпали под колыбельную: «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю. Придет серенький волчок и потащит во лесок. Он потащит во лесок под ракитовый кусток».
Сказки красноречиво предупреждают детей, девушек о том, к чему могут привести плохие отношения с мачехами. Чем меньше население, тем более сплоченные семьи, тем крепче родственные связи. Из этих времен мы вынесли деление людей на своих и чужих, настороженность к странным людям и первый вопрос при знакомстве: ты из чьих будешь? Сегодня этот уклад и соответствующий менталитет встречается у народов, которые живут в изоляции в горах или труднодоступных районах. Там по-прежнему все очень традиционно.
По мере роста населения, улучшения благосостояния изменяется и семья. В состоятельных семьях женщинам нет необходимости рожать много наследников, хотя это однозначно определяет их власть и влияние. С ростом благосостояния в некоторых культурах появляется полигамия (несколько жен у одного мужчины). Политические интересы делают браки знатных родов взаимовыгодными. Так как решение о вступлении в брак принимают старшие члены семьи, соседи (роды, кланы, селения, царства) с помощью браков вступают во взаимоотношения. Хотя дочери знати имеют доступ к образованию, их основной миссией все же является продолжение рода, рождение наследников. Влияние женщин в общественной жизни до начала эмансипации в конце XIX века сводилось к признанию исключительных женщин, таких как царицы Нефертити, Клеопатра, поэтесса и общественная деятельница Сафо и немногие другие. В целом для положения женщины в большинстве аграрных обществ характерны сфокусированность на семье, воспитании детей, зависимость от кормильца-мужчины и отсутствие прав. Традиционный уклад жизни в этом смысле выглядит как совместное хозяйство. На мужчине лежит самая тяжелая работа — по пахоте, заготовке дров, охоте и рыбалке, он добытчик в самом прямом смысле слова, ему нет необходимости доказывать свое главенство — без еды семья умирает. Женщины берут на себя более легкую работу — по огороду и уходу за скотиной — и, конечно, рожают детей в помощь мужу. Болезни и трудные роды уносят жизни множества женщин и младенцев. Хорошо если из десяти рожденных детей четверо—шестеро доживали до зрелости. Тяжелый физический труд — участь всех членов семьи, урожаи не гарантированы и достаются тяжело. Все сферы труда тесно связаны между собой, если муж умирает, семья оказывается на грани физического вымирания. Семейные узы крепки, у супругов общая цель — выжить и прокормить родившихся детей. Пожалуй, для нашего народного менталитета такой образ семьи можно считать укорененным.
Но жизнь меняется, промышленное развитие ломает установленный веками порядок. Деревенские мужики рекрутируются на фабрики в города. Еще долго сохраняется их тяга к земле, семьи остаются в деревнях — там хозяйство. Владельцы фабрик дают рабочим отпуск на сенокос и сбор урожая. Но женщине одной не потянуть хозяйства. Семьи стремятся к воссоединению. Мужчины находят возможности перевезти жену и детей в город, устроить старших на заводы. Отрыв от сельского хозяйства изменяет образ жизни семьи. Они теперь не трудятся вместе. Муж работает на фабрике, жена — дома. Чем ей заниматься? Сначала только детишками, но их существование в городе иное. Если раньше они сызмальства помогали по хозяйству, то теперь становятся бременем. Промышленность тоже нуждается в рабочих руках, но машины не требуют тяжелого физического труда мужчин. На некоторых производствах труд женщин востребован даже больше мужского. Когда жена выходит на работу наравне с мужем, расстановка сил в семье меняется. Они теперь на равных кормят семью, получают заработную плату. Статус кормильца теперь не связан с непосредственной добычей пищи, появляется его денежный эквивалент, и он распределяется между супругами, приносящими доход в семью. Женская эмансипации рождена экономическими изменениями в обществе, где женщина обретает право на образование, работу, а потом и гражданские права. В СССР равноправие женщин было одним из прогрессивных достижений, выравнявших правовой дисбаланс между полами. Теперь обычная семья состоит из мужа и жены, которые утром уходят на работу в разные места, нескольких детей, на время работы родителей отправленных в детский сад или в школу. Вечером все собираются вместе в квартире, отдыхают и смотрят телевизор. Городское население больше не борется за выживание, оно обеспечено всем необходимым, у горожан появляются культурные, творческие запросы, а также развлечения. Теперь они не выживают, а ищут, как бы приятно прожить свою жизнь. Это наши сегодняшние реалии.
Поскольку муж и жена не нуждаются друг в друге, чтобы выжить, связи в семье ослабевают. У каждого своя специальность и работа. Женщина вполне может прокормиться одна и даже вырастить одного ребенка. Семья становится не «мы», а «я» и «я», где каждый супруг автономен². Статистические данные говорят о большом количестве разводов и неполных семей.
Но можно ли утверждать, что семья исчерпала себя, что теперь она не нужна? Бог, задумавший семью, предусмотрел для человека не путь одиночества, а совместный жизненный путь мужчины и женщины, связанных союзом заповедной любви. Семья есть установление Бога. Ее внутренний баланс может изменяться в зависимости от тех или иных обстоятельств развития общества и уклада жизни. Но так или иначе, любовь была и остается глубочайшей сущностью Бога, а значит, и потребностью человека, сотворенного по Его образу и подобию. А это, в свою очередь, значит, что семья как единое целое, созданная Богом для человека и заповеданная Им Адаму и Еве в самом начале мира, будет существовать.
¹Николаева Е. Н. Психология семьи. Электронный ресурс ссылка (дата обращения 15 января 2024 года).
²Емалетдинов Б. М. О причинах безбрачия и распада семей. ссылка (дата обращения 15 января 2024 года).
Фото: gettyimages.ru