«Жены ваши в церквах да молчат» (1 Кор 14:34), «а учить жене не позволяю» (1 Тим 2:12) — нередко эти стихи Писания используют, чтобы указать женщинам на их второстепенное место как в церкви, так и в христианской семье. Мужское доминирование, понятное в традиционной модели общества, как кажется, имеет очень твердые библейские основания: «жене глава — муж» (1 Кор 11:3), «жены, повинуйтесь своим мужьям» (Еф 5:22). Однако подчиненность женщин и второстепенность их положения, так легко вырисовывающиеся у Павла через оптику традиционного мировоззрения, не выдерживают испытания тринитарным догматом, который звучит в продолжении этого же стиха: «жене глава — муж, а Христу глава — Бог» (1 Кор 11:3). Если вы верите в тринитарный догмат, то давайте разбираться, о каком главенстве пишет апостол Павел.
Мы с женой стали христианами в харизматической традиции, где не было акцента на подчиненной роли женщины в семье и в церкви. Через пару лет мы познакомились с представителями христианской традиции, где практиковались «подчинение и молчание» женщин в церкви, и я ощутил атмосферу прошедших веков домостроя. Для тех, кто вырос в советском обществе, где провозглашалось равное достоинство мужчин и женщин, а борьба за права женщин была где-то в прошлом, возвращение к взгляду на женщин с «обрезанием их прав» не воспринималось как шаг из тьмы неверия в свет христианства. Для прояснения своей позиции добавлю, что современное стирание гендерных границ как противоположность домострою мне столь же несимпатично. Читая у апостола Павла про главенство мужа по образу главенства Бога, предлагаю порассуждать, о каких же взаимоотношениях мужа и жены говорится в Писании.
Начнем с крайне традиционной перспективы. На чем основан взгляд, ставящий женщину в подчиненное положение по отношению к мужчине? Упомянутый выше текст 1 Кор 11:3 (о главенстве мужа над женою по образцу главенства Христа над мужем) звучит очень сильным аргументом в пользу подчиненной роли женщины. Но тут важно не потерять из виду то, что сам Павел не останавливается на главенстве мужа над женою и Христа над мужем, но продолжает свою мысль дальше, говоря, что Христу глава Бог. «Народное христианство» может воспринимать это как еще один аргумент в пользу подчиненности жены мужу — Сын же подчинен Отцу! Но вот для христианского богословия тут возникают большие трудности. Учение о том, что Отец выше Сына, то есть что в Троице есть иерархия, называется субординационизмом, который в его разных формах был признан ересью.
Позвольте, позвольте, говорит нам здравый смысл, разве отец не имеет власти над сыном? Вот в этом-то вопросе мы и сталкиваемся с различием между «народным христианством», или «христианством традиционного здравого смысла», и христианским богословием. Обратите также внимание на то, что в упомянутом отрывке (1 Кор 11:3) нет предлога «над», который мы автоматически добавляем, чуть изменяя фразу апостола Павла «мужу глава — Христос, жене глава — муж, Христу глава — Бог». Нет предлога «над» и в греческом тексте. Тринитарное учение утверждает, что Отец не властвует над Сыном, но Отец, Сын и Святой Дух равно значимы. Но если это так, то что же тогда такое главенство Отца, о котором говорит апостол Павел? И в чем тогда главенство мужа? Вот это правильные вопросы, с которыми стоит разбираться.
Погрузимся немного в учение о Троице, которое объединяет все основные христианские традиции. До окончательного утверждения тринитарного догмата в IV веке существовали разные вариации, описывающие неравенство, или иерархию, Божественных Ипостасей. Но в результате тринитарных богословских дискуссий, как указывал богослов и историк Владимир Лосский, «апофатическое богомыслие отцов, формулируя догмат Пресвятой Троицы, сумело сохранить в различении природы и Ипостасей их таинственную равнозначимость»¹. В Троице нет ие рархии, нет доминирования, поэтому и главенство Отца не в доминировании или правлении. Отец для Сына и Духа является Началом, или Источником, — не Отец от Сына, но Сын от Отца. То есть Отец не находится в главенствующей позиции — не в большей чести, достоинстве или славе: в греческом языке слово «глава» (κεφαλή) по отношению к реке значит «источник» или «устье»². Получается, что и фраза «Отец глава Сыну» указывает не на привычные человеческому иерархичному мышлению доминирование или власть — как у князей, о которых говорит Христос: «…князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бо´льшим, да будет вам слугою» (Мф 20:25–26).
Теперь вернемся от Троицы к сотворенному по образу Божьему человеку — мужчине и женщине. Когда апостол Павел пишет, что «жене глава — муж» и «не муж от жены, но жена от мужа» (1 Кор 11:3, 8), то имеется ли в виду в свете учения о Троице то, что муж имеет власть над женой, что мужское доминирует над женским? Этот вопрос и в современной церкви продолжает быть предметом споров. И если про сущность и отношения Божественных Ипостасей споры закончились в IV веке созданием тринитарного догмата, то, к сожалению, антропологического догмата нет в церкви и в XXI веке. А как сегодня антропологический догмат помог бы христианам, живущим в мире, где обсуждаются границы человеческого, ставится под вопрос не только сущность брака как союза мужчины и женщины, но даже размываются гендерные границы!
Вернемся еще раз к Новому Завету. В Послании к Ефесянам Павел тоже проводит четкую параллель главенства мужа и главенства Христа. Он снова указывает, что муж — глава жене, но главенство Христа он описывает шире, чем в 1 Кор 11. Христос не просто глава мужу, Он глава всей Церкви: «…муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф 5:23). Это утверждение обрамлено двойным призывом: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Еф 5:22) и «как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф 5:24). И опять же в бытовом, «народном христианстве» — «все ясно»: Христос — Господь, Он главный, Он начальник, Он вверху — на небе, а Церковь внизу — на земле. Он, как глава, говорит, а Церковь, как тело, подчиняется, выполняет команды. Параллельно существует еще одно представление — Бог, как Творец, нас всех создал, и мы, как творение, должны Его слушаться.
Должны-то должны, а вот слушаемся ли? Человек должен Богу подчиняться, но почему-то Библия от начала и до конца постоянно рассказывает об обратном — о бунте человека против Бога. И поэтому, говоря о том, что Христос глава Церкви, Павел в этом же стихе продолжает, что «Он же Спаситель тела» (Еф 5:23). Если бы Бог просто властвовал над человечеством, как князья над народами (см.: Мф 20:25), то Христос не пришел бы как Спаситель и у нас не было бы Евангелия как Радостной Вести о спасении грешных людей. Была бы только весть о справедливом возмездии. Главенство Христа в Церкви начинается с того, что Он отдал Себя, Свою жизнь за Церковь. Книга Откровение говорит о том, что Второе Пришествие Христа будет в силе и славе. Спаситель придет, чтобы уничтожить всякое зло, непослушание Его воле и даже саму смерть: «Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим 14:9). Но этому явлению в силе предшествует Его явление с жертвенной любовью. В Послании к Евреям Христос показан не только как тот, кто стал жертвой за людей, но и как Священник над домом Божьим (см.: Евр 10:21). О главенстве мужа в семье как о священстве стоит поговорить отдельно, а мы вернемся к привычным для нашей культуры представлениям о главенстве.
Наш грешный язык хорошо передает в своих грамматических конструкциях идею главенства как господства князей и вельмож — «удерживать главенство силою», «главенствовать, начальствовать, господствовать, владычествовать над кем-то». Но, как часть падшей культуры, наш язык не способен обозначить главенство так, чтобы это согласовывалось с призывом Христа быть всем слугой, как сделал это Сам Бог, — в языке нет таких конструкций: «…Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10:45). Сильный может в подражание Христу главенствовать и начальствовать, становясь источником заботы, помощи, поддержки и наставления. Христос как Спаситель являет нам пример такого главенства в Божественном пределе. Человек не может быть Спасителем, но уподобиться главенству и начальствованию, проявлению силы и власти, к которым нас призывает Бог, христианин должен стремиться. Конечно, воплощение этого призыва Бога зависит от веры, которую имеет человек. Чем больше духовных сил, тем больше человек способен к подобному главенству. Это относится к любому виду власти: к главенству родителей в отношении детей, к управлению подчиненными, к церковной власти, к власти или главенству мужа по отношению к жене.
Если муж посвящает себя жене, любит жену и его любовь хотя бы в некоторой степени подобна любви Бога к людям, то жене легко повиноваться своему мужу. Если же муж в семье, по выражению Пушкина, «уважать себя заставил» — как более сильный, то это не соответствует образу главенства Христа по отношению к Церкви и Отца по отношению к Сыну. Чтобы мужу быть источником и служить ближним, нужно уметь черпать ресурсы на духовном уровне. Если этого не делать, то главенство становится доминированием — заимствованием ресурсов у окружающих. Так же и жене, чтобы быть помощницей несовершенному мужу, тоже нужны духовные силы. Их нехватка приводит либо к манипулятивным отношениям, либо к разным агрессивным защитным реакциям.
Подведем итоги. Главенство мужчины в семье может быть главенством доминирования или главенством служения. При доминировании сильного слабые либо прогибаются и ломаются, либо выходят из таких отношений и восстают. Главенство сильного в служении проявляется в любви, пример которой Христос явил нам. Заставить людей подчиняться Бог мог бы легко — у Него на это достаточно сил и средств, но Он действует иначе — любовью, на которую откликаются сердца людей. Ему важна любовь Его детей, а не подчинение рабов. Поэтому мужей, сильную половину человечества, Павел призывает: «…любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф 5:25). Такое главенство — это способность быть источником сил и возможностей для всех ближних и окружающих, важный аспект священства в собственном доме по образу священства Христа в Божьем доме. Жен же Павел призывает: «повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Еф 5:22). Смирение, как ни странно, тоже может быть позицией сильного, который достигает цели духовными средствами: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы» (Мф 12:18–20).
Христианство не основано на боязни Бога как сильного. Если только страх мотивирует наше подчинение Его заповедям, то мы еще не познали Его спасения. Бог возлюбил мир, отдал Своего Сына, чтобы всякий верующий не погиб, но обрел жизнь в отношениях с Ним. Жертва Христа делает Его Начальником веры, Господом и Главою. Это и есть модель главенства, власти и позиции сильного. Именно к такой практике приглашает Христос Своих учеников — человека, созданного по подобию Бога, мужчину и женщину.
¹Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Электронный ресурс ссылка (дата обращения 15 января 2024 года).
²См. Греческо-русский словарь А. Вейсмана.
Фото: gettyimages.ru