История

Институт семьи и христианство: как это было в истории

Оксана Куропаткина
Журнал/Архив/Номер 97/Институт семьи и христианство: как это было в истории
Институт семьи и христианство: как это было в истории

Семья — самая естественная форма человеческой жизни, самое первое сообщество, в котором жил и живет человек. Христианство провозгласило идеал любви, который не знает семейных, национальных, социальных и иных границ. Семья и брак признаются формами христианской любви, и гражданское законодательство менялось под влиянием гуманных христианских норм. Как это было в истории и как виделся богословам смысл семейного сожительства?

Римский юрист Модестин (III век) писал: «Брак есть союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права»¹, это определение вошло впоследствии и в христианское законодательство («Дигесты» Юстиниана). Ранние христиане, принимая требования гражданского законодательства, ужесточали их: так, членам церкви не разрешалось вступать в брак с близкими родственниками. Как минимум со II века на брак настойчиво рекомендовалось брать благословение у епископа.

Постепенно формировалось и богословие брака. Известный апологет Тертуллиан (155/165 — после 220) считал, что Христос не отменяет и не разрушает его, как утверждали некоторые христиане, считавшие интимные отношения сами по себе чем-то греховным, но в браке между мужем и женой присутствует Сам Бог.

После легализации христианства и его установления как государственной религии постепенно менялось и гражданское законодательство о браке. При императоре Юстиниане (VI век) представители среднего класса должны были оформлять брак у церковного нотариуса (экдика), а представители сословия сенаторов заключали письменный договор о браке. Наконец, в 895 году император Лев Мудрый повелел, чтобы все свободные люди заключали брак только в церкви.

Когда церковь стала государственной, то многие люди в нее пришли из конъюнктурных соображений, высокие этические стандарты упали. Некоторые христиане, недовольные этим, стремились искать богообщения вне церковных и социальных институтов. Многие из них стали относиться к браку скептически, указывая, что он только потворствует житейской суете и страстям. Однако святость брака защищали древние церковные правила: так, отлучались от церкви те, кто отказывался от законного супружества из-за презрения к браку и выражал пренебрежение женатым людям.

Развивалось и богословие брака. На христианском Западе Миланский (389) и Толедский (447) соборы подтвердили идею богоустановленности института брака. Богословы Восточной церкви говорили о том, что человеку брак был дан во время человеческой безгрешности. Институт семьи и брака — это то, что помогает человеку восстанавливать его безгрешное состояние благодаря постоянной тренировке в принятии и любви; так, епископ Василий Великий (IV век) считал семью школой добродетелей.

Какие же добродетели воспитывает брак? Во-первых, верность и преданность. Григорий Богослов (IV век) указывал, что и муж, и жена имеют одинаковые права на верность. Во-вторых, брак воспитывает целомудрие, способность контролировать свои импульсы. Но самое главное, что воспитывают семья и брак, — это любовь. Установка, что брак совершается по любви, содержалась в официальных церковных документах, например в документах Трулльского собора (691–692).

Важный аспект семьи — рождение и воспитание детей. Гангрский собор (IV век) постановил, что следует отлучать от церкви тех родителей, которые не заботятся о детях, поскольку заняты делами благочестия, и тех детей, которые пренебрегают заботами о родителях тоже из якобы благочестивых соображений. Яркий пример семьи с образцовым воспитанием детей — это христианский адвокат Василий и его жена Эмилия. Вместе они воспитали выдающихся церковных деятелей — епископов Петра Севастийского, Василия Великого и Григория Нисского, а также дочерей Макрину, которую Григорий считал своей наставницей, и дьяконису Феозву.

В Высокое и Позднее Средневековье окончательно устанавливаются правила заключения брака. В 1092 году византийский император Алексей I Комнин объявил, что не только свободные, как раньше, но теперь и рабы обязаны получать церковное благословение. На рубеже XIII–XIV веков было запрещено заключать брак без ведома и благословения приходского священника. На Западе в противовес учениям, объявлявшим брак и деторождение злом, было официально объявлено, что брак — это таинство (на Веронском соборе 1184-го и IV Латеранском соборе 1216 года).

Ранний протестантизм, отвергнув монашество, провозгласил семью одним из важнейших мест служения и призвания христианина. Протестантские авторы представили подробное и системное богословие семьи и брака. Во-первых, семья и брак нужны для любви и взаимной поддержки. Любовь и дружеские чувства не считались обязательными для вступления в брак, но вменялись в обязанность после его заключения. Так и произошло, например, у Мартина Лютера и Катарины фон Бора. Вступив в брак по необходимости, они стали близкими друзьями и любящими супругами. Искреннее выражение чувств стало популярным: так, суровый массачусетский губернатор Джон Уинтроп писал трогательные письма жене, а первая американская поэтесса Энн Брэдстрит посвящала мужу стихи. Во-вторых, институт семьи нужен для деловых и партнерских отношений; в пуританской семье муж был главой семейного «предприятия», а жена — его полноправным заместителем. В-третьих, брак нужен для благословленных Богом сексуальных отношений. В-четвертых, брак нужен для рождения и воспитания детей. Главными целями раннепротестантской семейной педагогики считались катехизация детей, предоставление им доброго примера и удержание от пороков. В-пятых, семья нужна для воспитания благочестия — как мужа и жены, так и детей. Высоко ставились преданность и верность в семье, например образцами преданного служения друг другу можно считать пары Жана Кальвина и Иделетты де Бюр, Джона Нокса и Марджори Боуз. Жены всегда и безоговорочно поддерживали своих мужей в их полной опасностей жизни, мужья отвечали на это преданной и нежной заботой. За наставление всей семьи в вере отвечал отец семейства, его задачей было организовывать чтение Библии с семьей. Великий проповедник Ричард Бакстер рекомендовал пасторам навещать именно семьи и исправлять нравы не у отдельного человека, а у всей семьи. В-шестых, институт семьи нужен для пользы церкви и общества. Семья считалась важнейшей ячейкой церкви и закваской общества.

В раннем протестантизме брак считался вариантом завета между людьми, скрепленного Божьим благословением, а не таинством. Это обстоятельство, а также появление разных ветвей христианства (протестантизма и католицизма) породило проблему, когда люди не могли заключить браки в государственной церкви из-за своего вероисповедания. Поэтому в Нидерландах в 1580 году кальвинистскими правительствами штатов Голландия и Фрисландия в интересах многочисленных христианских меньшинств была введена гражданская регистрация брака. В 1646 году то же самое было введено в Новой Англии.

Позднее Новое время дало много вдохновляющих образцов христианской семьи. Брак может быть примером пылкой и нежной любви, как у известного американского проповедника Джонатана Эдвардса и Сары Пирпойнт. Брак может быть школой смирения и адекватной самооценки. Так, Луи Мартен, отец знаменитой писательницы Терезы из Лизье, оставил свой бизнес (производство часов), чтобы помочь жене в ее более успешном кружевном предприятии, открыто признав, что у жены вести дела получается лучше, а самое главное, что он на все готов, чтобы помочь любимой жене. Образцами брака как совместного христианского служения можно считать основателя Армии спасения Уильяма Бута и его жену Кэтрин, а также американского евангелиста Дуайта Муди и его супругу Эмму. В художественную литературу (поэзия немецкого романтика Новалиса, романы «Гордость и предубеждение» Джейн Остин и «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте) проникают идеи брака как союза двух уважающих и любящих друг друга друзей и партнеров.

ХХ век сопровождался кризисом всех институтов, включая семью, необходимость жить вместе и приспосабливаться друг к другу стала казаться не столь очевидной. На этом фоне вдохновляют примеры множества христианских семей, сохраняющих любовь друг к другу и к детям до последнего дня, живущих обычной жизнью, служащих бедным и воспитывающих новое поколение служителей церкви.

Итак, христианство привнесло в институт семьи и брака идею преданной и посвященной любви, терпеливо переносящей трудности и проблемы, и дало образцы праведной семейной жизни, в центре которой — готовность поддерживать и полностью принимать друг друга. Как говорила Рут, жена Билли Грэма, «счастливый брак — это союз двух людей, которые умеют прощать»².

¹Дигесты Юстиниана. Глава XXIII, титул II. Электронный ресурс ссылка (дата обращения 15 января 2024 года).
²Петерсен Уильям. Цит. по: Союз двух людей, которые умеют прощать, — Билли и Руфь Грэм. ссылка (дата обращения 15 января 2024 года).

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone