Мир Библии

Брак как синтез физического и духовного

Михаэль Каплан
Журнал/Архив/Номер 97/Брак как синтез физического и духовного
Брак как синтез физического и духовного

Сегодня, когда отношение к институту брака во многих сообществах претерпевает изменения, было бы неплохо заглянуть вглубь веков и обратиться, так сказать, к началу — к сотворению человека, о котором рассказывает Библия. Изучение библейских текстов раскрывает их уникальность во взгляде на брак. Чтобы более детально исследовать некоторые связанные с этим вопросы, мы будем использовать фрагменты Книги Бытие.

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1:27) — акт сотворения человека подчеркивает его особую природу. Созданный по образу и подобию Божьему, он был создан как единое целое, подлежащее разделению, о чем мы читаем в Книге Бытие: «…создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт 2:22). Разделение на мужское и женское, присущее растительному и животному миру, было заложено уже при их сотворении. Человек же был создан единым Адамом и затем разделен на мужчину и женщину. И здесь открывается возможность для множества интересных идей и размышлений.

Уникальность человека заключается в том, что Бог при сотворении вложил в него физическое и духовное начала. В Талмуде (см.: Йевамот 63а) есть захватывающее толкование этой идеи: «Тот, кто не имеет жены, не назван Адамом. Ибо написано, что мужчиной и женщиной Он создал их»* — только в единстве они именуются Адамом, что подчеркивает неотъемлемость этого единства и гармонии.

Итак, между мужчиной и женщиной существует тесная связь, и первые люди воспринимают ее осознанно. Это следует хотя бы из того, что написано в следующем стихе Книги Бытие: «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт 2:23). Почему вдруг Адам произносит это? Для людей, не читающих на иврите, связь слов «муж» и «жена» неочевидна. Текст на иврите дает другую картину. Слова, переводимые как «мужчина» («иш» — ивр. איש) и «женщина» («иша’» — ивр. אשה), однокоренные, но есть в них и существенная разница: в слове «иш» (мужчина) есть буква «йуд» (другое прочтение «йод»), но при его трансформации в слово «иша’» (женщина) «йуд» уходит и в конце нового слова появляется буква «hей». Обе эти буквы — «йуд» и «hей» — содержатся в непроизносимом имени Бога и символизируют Его.

Что же означают эти буквы? Сегодня, если речь идет не о священных книгах, именно буквой «hей» в них заменяют имя Бога. Именно эта буква как печать Всевышнего появляется в имени Аврама, и он становится Авраhaмом (אברהם), и в имени его жены Сары (в русском переводе) при его трансформации (Сарра) появляется буква «hей» и исчезает «йуд» (так же как и в слове «иша’», «женщина»).

Но вернемся к описанию сотворения женщины: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт 2:18). То есть, начиная творить женщину, Господь намеревался сотворить именно «помощника». Предвидя волну негодования феминистски настроенных читателей, хочу заметить, что в этом слове нет ничего уничижительного — оно подразумевает ту, без которой мужчина не может существовать. И не случайно впервые с начала творения Господь говорит, что что-то нехорошо. То есть, будучи один, человек не решит свои задачи, и, чтобы исправить это, Господь снова берется творить и сотворяет ему помощника.

Но в чем же суть той помощи, которую, по замыслу Творца, оказывает женщина мужчине? Вернемся к истории разделения человека на мужчину и женщину (см.: Быт 2:18) и к буквенной разнице в написании этих слов на иврите. В иудаизме считается, что материальный мир был сотворен буквами имени Творца: материальный — буквой «hей», духовный — буквой «йуд». Отсюда возникла спорная идея о том, что разница в написании слов איש («мужчина») и אשה («женщина») отражает разницу возложенных на них задач. Мужчина, как обладатель буквы «йуд», должен посвятить себя духовным изысканиям, а женщина, обозначенная буквой «hей», — обеспечить устройство материального мира.

Эта идея спорная, потому что разные буквы в этих словах не меняют сути Бога — Он один и тот же, и ограничивать роль женщины лишь материальным аспектом было бы недоразумением. Важно понимать, что женщина способствует реализации Божественного замысла в браке. Рождение детей, ее влияние на формирование характера и нравственных качеств детей, несомненно, являются духовным действием, ведущим к реализации замысла Бога, записанного в Быт 1:28: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Господь благословляет человека и одновременно дает ему заповедь иметь детей и наполнять землю.

Сегодня, когда говорят о заповедях, обычно вспоминают Моисея, но редко обращают внимание на то, что заповеди Бог давал людям и до него — Адаму и Еве в частности. Эта заповедь с благословением указывает на синтез духовного и физического, который достигается через соблюдение заповедей.

Важно понимать, что увеличение населения — это результат реализованного Божественного благословения, которое, как и любое другое благословение, реализуется через исполнение заповеди. Библейский брак и рождение детей стали исполнением заповеди о семье, приведшим к реализации Божьего благословения и духовных ценностей. А это и есть синтез физического и духовного.

Брак как синтез физического и духовного

Есть и еще одно важное условие для реализации этого синтеза. Об этом мы читаем в Книге Бытие: «…оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт 2:24). Эти слова произносит Адам после того, как Бог привел к нему женщину: то есть он осознает существование духовного механизма единения, принцип его действия и то, что он необходим для осуществления синтеза духовного и физического.

Чтобы понять этот механизм, обратимся к тексту Быт 2:24. На иврите здесь используется слово «давак» —«прилепиться». Этот термин важен для иудейского богословия, так как он описывает понятие «двекут» — глубокое духовное и физическое единение. «Двекут» не может быть разрушен, именно поэтому развод невозможен. Сегодня в иудаизме, прежде чем утвердить развод, проводится исследование — был ли разрушен «двекут», и, если это так, есть ли серьезные препятствия к его восстановлению. Все прекрасно помнят, как Иисус отвечает на вопрос о разводе: «…они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19:6).

В Писании нередко (например, см.: Втор 4:4) термином «давак» описывают и отношения между Богом и человеком, и идолопоклонство, называемое в Писании блудом. В этой связи любопытен также текст из письма апостола Павла к коринфянам: «Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть (1 Кор 6:16). Контекст же этого отрывка содержит ту же идею приклеивания-единения человека со Христом. Это не случайно. Библия учит, что человек должен «прилепиться» к Богу.

Мы уже говорили о том, какую роль играют в словах איש («мужчина») и אשה («женщина») буквы из имени Божьего. А что будет, если буквы имени Божьего убрать из этих слов? Тогда мы получим слово אש — «огонь». Огонь, способный спалить, уничтожить все дотла. То есть в Библии есть намек на важность духовного взаимодействия в браке, где Творец играет ключевую роль.

Выражение «прилепиться к жене своей» имеет не только и не столько метафорический смысл. Соединение происходит на генетическом уровне — мужчина и женщина становятся одной плотью, то есть речь идет о физическом и духовном единении двоих. Поэтому именно в биб­лейском браке происходит синтез духовного и физического миров и как исполнение Божьей заповеди достигается гармония. Помимо устроения материального мира женщина влияет на духовное развитие мужа и детей, помогает мужу в реализации Божьего замысла через совместное исполнение заповеди о браке. Рождение ребенка, нового человека, — это не только физический акт, но и духовное событие, поясняющее или даже иллюстрирующее идею этого синтеза.

Итак, этот принцип, или базовый закон, можно сформулировать так: благословение, реализуемое через исполнение заповеди, ведет к синтезу духовного и физического миров. Этот закон верен и в отношении библейского брака.

Библейские истины раскрывают роли мужчины и женщины, напоминая нам о важности духовного единения и партнерства в семье в контексте синтеза духовного и физического. Эти истины обогащают нас и ведут к реализации замысла Бога о человеке. В связи со всем вышесказанным возникает логичный вопрос: насколько современные интерпретации брака и его аспектов соответствуют библейскому взгляду? Но это, пожалуй, тема для другой статьи.

*Талмуд. Электронный ресурс ссылка (дата обращения 15 января 2024 года). Пер. автора.

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone