Решение

«Что есть человек?»

Иван Лобанов
Журнал/Архив/Номер 85/«Что есть человек?»
«Что есть человек?»

В Псалме 8, где воздается слава величественному имени Господа, звучат такие слова: «Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (ст. 3, 4). Если мы читаем дальше, то видим, что человеку дарована высокая честь и особое место: «Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих» (Пс 8:5, 6). Но в то же время Библия говорит нам об опасности превозношения. Например, в Послании к римлянам апостол Павел пишет: «Я, по данной мне благодати, каждому из вас говорю: не думайте о себе более, чем следует, но старайтесь судить о своих способностях здраво, помня, что Бог дал каждому свою меру веры» (Рим 12:3; пер. под ред. Кулакова, далее ПК).

Получается, что, с одной стороны, человек велик в глазах Божьих, но с другой — мы должны думать о себе скромно, осознавая свои возможности и пределы.

Человека изучают разные дисциплины с разных точек зрения: психология, антропология, социология, политология. Мы попробуем взглянуть на создание Божье с позиции Творца, начиная с Шестоднева.

«Человек — царь природы и венец творения». С каких пор? С первых страниц Священного Писания. Книга Бытие описывает, что Бог задумал создать человека по Своему образу и подобию. И тогда же были даны ему права и обязанности: «Вам властвовать над рыбами в морях, птицами в небе и над всеми живыми существами на земле!» (Быт 1:28, ПК). Как это проявилось? Человек давал имена животным. Сам акт называния и был элементом правления. Заметим, что один из современных разделов зоологии — систематика — изучает принципы классификации всего живого на земле.

После потопа отношения человека с миром живых существ изменились. По большому счету это произошло в момент грехопадения, когда человеком овладел страх. По раю идет Господь, и дети Божьи прячутся от Него, объясняя это так: «Услышал я, как Ты идешь по саду, — откликнулся тот, — и испугался, ведь я наг; потому я и скрылся» (Быт 3:10, ПК). А после потопа, когда всё живое было дано человеку в пищу и ему позволено было есть мясо, животные стали бояться человека (см.: Быт 9:1–3).

Для биологического существования человек удовлетворяет свои базовые потребности, например утоляет голод и жажду и решает другие физиологические задачи: дыхание, размножение и т. п. Следующим уровнем как раз и является достижение безопасности. Где укрыться, во что одеться, как обеспечить устойчивое существование, чтобы меньше зависеть от внешней среды или уметь от нее защититься.

Где в этом описании религиозное чувство? Как ни странно, его можно обнаружить у пророка Исаии при описании поведения человека, поклоняющегося идолам: «Рубит он себе кедры, выбирает дубы и кипарисы… Что-то из этого дерева пойдет на обогрев человеку: возьмет он немного, чтобы развести огонь, согреться и хлеба испечь; а из остального сделает для себя божка и станет ему поклоняться… Половина дров уйдет на костер, на них он зажарит мясо. Когда же насытится, согреется он, скажет: “Ну вот, тепло мне теперь, смотрю на огонь и радуюсь”. А из остатков дерева сделает себе бога, истукана, чтобы перед ним простираться, и падет пред ним с мольбою: “Спаси меня! Ты — бог мой!”» (Ис 44:14–17, ПК)

Простой и близкий бог, которого ты понимаешь, которого ты можешь себе представить, — это только попытка приблизиться к тайне своего бытия. В этой песни пророка дано сатирическое, намеренно упрощенное изображение поклонения идолам, творению рук человеческих. Далее об идолах сказано: «Так и стоит он, с места не сойдет, ни на какие мольбы не ответит, ни от какой беды не избавит» (Ис 46:7, ПК).

Хлеба недостаточно, зрелища — для масс и на короткий срок, а культовые предметы сосуществуют с орудиями производства, никакая пирамида потребностей этого не объясняет.

Человек решает для себя так называемые предельные вопросы. Откуда я и куда я иду? Если начало и конец осмысленны, тогда есть смысл в моем существовании. Нужна система координат. Где она? В гуманизме человек и его жизнь — главная ценность. Это так, но есть и еще кое-что.

С христианской точки зрения, жизнь нам дана для того, чтобы мы могли обрести жизнь вечную, жизнь во Христе, то есть жизнь, связанную с Личностью надмирной и в то же время пребывающей рядом с тобой, если ты открыт для Ее влияния. Орудие, позволяющее Богу действовать в тебе, — это вера. Но не абстрактная, когда тебе сказали что-то, и ты этому поверил. Это доверие Личности, личностному Богу — я полагаюсь на Него, что «Он есть и ищущим Его воздает» (Евр 11:6). Вот тут-то я и выхожу за пределы своего бытия и своей жизни. Это мое смертное, подверженное старению и болезни тело вдруг оживотворяется вневременным Духом. Это не есть нечто вроде высшей идеи, которое сродни фанатизму убежденного человека. Бог есть высшая ценность. А ты создан, чтобы с Ним встретиться. И, если ты этого хочешь, Он может быть рядом с тобой.

В Книге Откровение есть замечательный образ. Бог стоит у двери: «Я стою у двери и стучу. Кто услышит этот стук Мой и откроет дверь, к тому Я войду и буду с ним ужинать, а он со Мной» (Откр 3:20; пер. авт.). Бог стоит и стучит. На картинах художников обычно изображают Христа, стоящего у двери, где нет ручки, чтобы открыть дверь снаружи. Ее должен открыть тот, кто внутри, он должен отозваться на этот призыв.

Христианская церковь — место, куда человек приходит, чтобы научиться этим живым отношениям. Они созидаются из понимания Библии и молитвенной жизни. Мы можем научиться молиться. Иисус оставил молитву «Отче наш». Прочтите ее, подумайте, Кто для вас Бог. Он — любящий Отец. Таким открывает Его нам Иисус Христос. И это происходит на уровне нашего сердца и нашего ума. Мы вмещаем в себя временное и вечное. Федор Михайлович Достоевский в своем романе «Братья Карамазовы» устами одного из героев высказал следующую мысль: «…дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Под словосочетанием «сердца людей» подразумевается весь человек. Именно о происхождении такого человека, о его принадлежности идет спор. Поэтому всякое умаление человека посредством всяких околонаучных утверждений разрушает его. Не менее губительна и другая крайность. Немотивированное превозношение человека, преувеличение его достоинств, культ человека. Все это также разрушает человека. Что же тогда созидает? Уравновешенная оценка. Оценка, данная Самим Творцом. И ее мы находим в Библии. Это принципиальный момент, момент истины для христианского мировоззрения.

С одной стороны, человек — образ и подобие Божие. Дело мысли и рук могущественного Творца. Человек создан, значит, в его бытии есть цель, предназначение, сверхзадача. С другой стороны, человек сегодня — это искаженный образ Бога. Он пострадал от неверного выбора, удалился от своего предназначения. Все, в чем участвует человек, не безошибочно. Но сам человек не является ошибкой, случайностью. Его жизнь — это путь восстановления образа и подобия Божьего благодаря живым отношениям со своим Создателем.

И мы можем пригласить Его войти в нашу жизнь. Можно сделать это своими словами, примерно так, делясь с Ним своими переживаниями: «Боже, Ты говоришь, что Ты Отец, сущий на небесах! Наверное, это очень далеко. Но вот мое сердце. И оно готово откликнуться. Войди в него и стань в нем полновластным Правителем, моим Господом. Я не знаю, как это — жить в Твоем присутствии, под Твоим руководством, но я доверяюсь Тебе, что Ты желаешь лучшего для меня. Прими меня и дай мне принять Тебя. Во имя Иисуса прошу тебя об этом. Аминь».

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone