Искусство

Зачем художник пишет автопортрет

Ирина Языкова
Журнал/Архив/Номер 85/Зачем художник пишет автопортрет
Зачем художник пишет автопортретСандро Боттичелли. Поклонение волхвов. Ок. 1475

Издавна художники, изображая окружающий их мир и людей, пытались изображать и себя, движимые желанием посмотреть на себя со стороны. Так, уже в древнеегипетской живописи, а также на древнегреческих вазах встречаются изображения художников за работой. Но это не конкретная личность, а художник вообще. Жанр автопортрета далеко не сразу появился в искусстве. Одно из первых упоминаний об автопортрете встречается у древнегреческого философа и биографа Плутарха (ок. 45 — ок. 127 года), который пишет о том, что живший за несколько веков до него древнегреческий скульптор Фидий (ок. 490 — ок. 430 года до н. э.) изобразил самого себя в числе персонажей композиции «Битва амазонок» на Парфеноне. Но этот пример нельзя считать автопортретом, скорее это был обобщенный образ, в котором Фидий воплотил себя художником, находящимся в гуще события.

Зачем художник пишет автопортретАльбрехт Дюрер. Автопортрет. 1500

Подобным образом поступали и средневековые мастера, помещая среди персонажей какую-то фигуру, в которой условно запечатлевали себя свидетелем изображаемых событий.

Уже в эпоху Ренессанса художник как свидетель обретает портретные черты. Такой пример мы видим на картине Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов». Здесь среди волхвов, пришедших к Младенцу Христу с дарами, он изображает семейство Медичи, где каждый из них хорошо узнаваем, а крайним справа изображает себя в желтом плаще, который сразу привлекает внимание. Причем если все персонажи повернуты либо к центру, к Деве Марии с Младенцем Христом, либо друг к другу, то фигура художника развернута к зрителю, он стоит в пол-оборота и вопрошающе смотрит на нас.

Эпоха Возрождения с ее интересом к человеку подняла жанр портрета на невероятную высоту. Художники не только добивались удивительного портретного сходства, но старались заглянуть в душу портретируемого, показать его духовный мир. И конечно, многие из них писали автопортреты, пытаясь вглядеться в самих себя, разгадать загадку собственной личности. Ведь не секрет, что сам человек представляет собой загадку и тайну, это только на первый взгляд кажется, что мы хорошо себя знаем. А если копнуть глубже, вникнуть в себя, мы обнаружим много неожиданного. Это понимают психологи и богословы. И некоторые художники тоже.

Зачем художник пишет автопортретЛеонардо да Винчи. Автопортрет. 1510–1515

Наверное, самый интересный случай мы можем увидеть в творчестве Альбрехта Дюрера, немецкого художника, представителя Северного Возрождения. Сохранилось 17 автопортретов этого мастера. Самый первый он сделал, когда ему было всего 13 лет. Потом он писал себя в 16 лет. Но самым известным, пожалуй, является тот, что датирован 1500 годом и хранится в Пинакотеке Мюнхена. Он называется «Сын человеческий». Альбрехт Дюрер изобразил себя анфас, что в то время было недопустимо, обычно художники изображали людей, в том числе и себя, в три четверти или хотя бы в легком развороте. Анфас изображали только Иисуса Христа. И на этом автопортрете Дюрер очень похож на Христа: длинные волосы, открытый взгляд, положение правой руки близко к жесту благословения. На портрете есть надпись, которая гласит: «Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками в возрасте 28 лет». Некоторые исследователи и критики считают этот автопортрет символом самолюбия, якобы художник сравнивает себя с Богом. Однако такой взгляд был бы поверхностным. Скорее Дюрер пытается понять, что значит быть человеком, сыном человеческим, тем, кто стремится приблизиться ко Христу, как должен стремиться каждый христианин.

Зачем художник пишет автопортретРембранд Харменс ван Рейн. Автопортрет в шляпе. 1630

Дюрер не был по характеру высокомерным, он был глубоко верующим, трудолюбивым, стремился к познанию, использовал данный ему талант для прославления Бога, в его творчестве библейская тема занимает важное место. Он иллюстрировал Святое Писание, писал картины на евангельские сюжеты. И на этом автопортрете он вглядывается в себя, пытаясь увидеть Христа в себе, ибо сказано: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал 3:27).

Дюрер этим портретом и всем своим творчеством поднимает статус художника как творца, который подражает Творцу Высшему. В то время в Германии живопись считалась ремеслом, и даже ставить автографы на работах было не принято. Дюрер же всегда подписывал картины своим именем. Кроме того, он был первым европейским художником, написавшим автобиографию, то есть анализировавшим свою жизнь.

После этого автопортрета были у Дюрера и другие. И там он изображает себя иначе, может, не так дерзко. Но то, что автопортрет был для него средством познания самого себя, — несомненно.

Приведем еще один пример из эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи. В отличие от Дюрера Леонардо оставил не много автопортретов. Самый известный — графический — хранится в Королевской библиотеке в Турине. Считается, что художник написал его в 60-летнем возрасте. Туринский автопортрет нарисован на бумаге сангиной (материал, напоминающий красно-коричневый уголь). Штриховка выполнена тонкими линиями слева направо — это характерный прием Леонардо да Винчи. Хотя исследователи долго сомневались, что это автопортрет. Но Леонардо полон всяких загадок, и его личность раскрывалась постепенно, в том числе и через автопортреты.

Зачем художник пишет автопортретРембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет. 1665–1669

В конце XIX века туринский рисунок сопоставили с изображением Платона на фреске Рафаэля «Афинская школа», и черты совпали, а было известно, что прототипом для образа Платона был Леонардо.

В 2008 году в частной коллекции Ачеренцы был обнаружен еще один автопортрет Леонардо, датированный 1505 годом, на нем художнику 53 года. Сейчас этот автопортрет хранится в музее в Вальо-Базиликате. При тщательном исследовании черты этого портрета совпали с чертами на туринском рисунке, хотя на последнем Леонардо выглядит как глубокий старик, а на портрете из коллекции Ачеренцы он еще полон сил и отличается физической красотой, о которой много писали современники.

Зачем художник пишет автопортретВан Гог. Автопортрет в соломенной шляпе. 1887

Но самое удивительное открытие сделали ученые, сопоставив знаменитую Джоконду с туринским автопортретом. По пропорциям и очертаниям они совпали. Из этого исследователи сделали вывод, что портрету Моны Лизы Леонардо да Винчи придал собственные черты, но более женственные, более мягкие. Что стоит за этим совмещением двух лиц — собственного лица художника и лица знатной флорентийки? Возможно, она была его тайной любовью и отвергла его, но осталась в его сердце? В любом случае, написав портрет, он не отдал его заказчику, а оставил у себя. Этот портрет Леонардо всегда возил с собой, и даже, когда уехал из Италии во Францию по приглашению короля Франциска I, портрет Джоконды был с ним. После его смерти он достался королю, а потом попал в парижский Лувр, где и сейчас находится.

Так что же такое автопортрет для художника — разгадка личности или, напротив, загадка?

Наверное, по числу автопортретов всех превзошел Рембрандт. Он писал себя на протяжении всей своей жизни, когда был успешным и у него было много заказов, а когда заказов не было и не было денег нанять модель, он также писал себя. По его автопортретам мы можем проследить всю жизнь великого голландца. Вот он юный, задорный, у его все впереди, кудрявые волосы развиваются, словно он устремлен навстречу всем ветрам. А тут он вместе со своей любимой женой Саскией. На других портретах он средних лет, вполне респектабельный и важный. А вот он в старости, в бедности, забытый всеми, похоронивший всех своих близких и любимых. Но самое удивительное, что Рембрандт написал себя в образе апостола Павла. Он очень любил Писание, читал его постоянно, много картин и офортов создал на сюжеты священной истории. Наиболее любимым библейским героем был для него апостол Павел. И в старости он отождествляет себя с ним, смотря на себя сквозь его образ.

Зачем художник пишет автопортретМарк Шагал. Автопортрет с мольбертом. 1914

Если говорить о художниках более поздних времен, то вспоминаются два друга — Винсент Ван Гог и Поль Гоген. Они очень разные, но тоже любили писать свои портреты. Пожалуй, у Ван Гога их больше, он тоже писал себя в разные периоды жизни, в разных душевных состояниях, и с уверенностью можно сказать, что художник изучал себя через них. Внимательно вглядывался, пытаясь понять, что сокрыто внутри него самого. И порой словно в бездну заглядывал. У Ван Гога была трудная жизнь, неблагополучная, его не признавали, бедность преследовала его, но он продирался сквозь все тернии. В самые мрачные свои периоды он писал очень яркие автопортреты, словно стараясь цветом рассеять сгущавшийся мрак, отогнать неудачи. Самые популярные автопортреты Ван Гога — с палитрой (1893), в шляпе (1893), в шапке, с перевязанным ухом (1886).

Гоген тоже не мог похвастаться славой и успехом, но в отличие от Ван Гога он умел находить оазисы счастья. Со своих автопортретов он смотрит с достоинством, на некоторых его взгляд как бы внимательно оценивает зрителя. Самая интересная из его работ — «Автопортрет с Желтым Христом» (музей Орсе, Париж). Это память о жизни в Бретани, где он, ведя простую жизнь бретонских крестьян, приобщился и к их столь же простой и искренней вере во Христа.

Художники ХХ века также могли бы составить целую галерею автопортретов, однако мы остановимся лишь на одном из них. Марк Шагал часто писал себя или помещал внутрь своих картин. В молодости он писал себя со своей возлюбленной Беллой, с которой они летали над Витебском, или рисовал ее в своей маленькой мастерской. В молодости он изображал себя то в шляпе, то с палитрой в руке, то окруженным какими-то фантастическими существами из его снов. Он ощущал себя счастливым, красивым и талантливым. И был таким. И в старости все это у его осталось, только, пережив многое — смерть любимой жены Беллы, эмиграцию, войну, скитания по миру, — художник уже иначе смотрел на себя, иначе себя изображал. Некоторые его автопортреты похожи на отражение в разбитом зеркале. Но главное, у него в сердце остались любовь к Богу и миру и желание служить Творцу своим искусством. За свою долгую жизнь, а прожил Марк Шагал 98 лет, он в каждой своей картине, в каждом витраже, в каждом графическом листе выражал то, чем была переполнена его душа. Каждое его произведение становилось автопортретом, но не внешних его черт, а богатого внутреннего мира.

Еще древние мудрецы говорили: «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир!» Художник познает себя и мир через краски, линии, образы. И часто, глядя на его картины, мы начинаем что-то понимать и про самих себя.

 

Фото: gettyimages.ru


Работает на Cornerstone