Тема

Вернуться к ответу

Михаэль Каплан
Журнал/Архив/Номер 85/Вернуться к ответу
Вернуться к ответу

В еврейском языке есть выражение «леахзор летшува». Обычно его переводят как «покаяние», «покаяться», буквально — «вернуться к покаянию». Однако в нем есть отличие от русского слова «покаяние». Во-первых, в иудаизме это выражение используется только в том случае, когда речь идет о Боге. Во-вторых, оно может переводиться еще и как «вернуться к ответу». Тогда возникает вопрос: к какому именно «ответу» мы должны вернуться? Что-то подобное мы читаем у Высоцкого: «А мы всё ставим каверзный ответ…» (стихотворение «Мой Гамлет»).

Вопрос о смысле жизни на протяжении веков занимал умы философов, творческих и простых людей. Разумеется, теологов он тоже интересовал. Все размышления на этот счет можно разделить на две большие категории. Одна исключает существование Творца, и тогда смысл можно искать где угодно. Вторая ориентируется на то, что Он есть, и тогда смысл нашего существования напрямую связан с целью или задачей, которую поставил перед Собой Всевышний, созидая этот мир. Именно поэтому в иудаизме смысл выражения «вернуться к ответу» — это вернуться к Богу, от которого мы все ушли. Вернуться к исполнению Его целей и задач.

Казалось бы, все достаточно просто, но есть одна проблема: в Библии мы читаем: «…как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис 55:9). Получается, что для понимания смысла нашей жизни нужно понять цели и задачи Всевышнего, но Библия учит, что они нам недоступны.

Не будем спешить с выводами. Отбросим в сторону фантазии, вроде той, что наш мир — это эксперимент Всевышнего. Очевидно, что Господь не нуждается в проверке теорий, потому что Он вне времени, наперед знает все и в экспериментах не нуждается. Значит, у Него другие мотивы. Ключевой постулат иудаизма гласит: мы можем сказать о Творце лишь то, что Он существует, точка. Но мы можем говорить о взаимоотношениях Создателя с этим миром и благодаря этому понять Его и понять то, чего Он от нас хочет. Для этого обратимся к картине сотворения мира и человека: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой» (Быт 1:31).

Согласно Торе, человек является венцом творения, и мир был создан ради людей. Это означает, что человек и все события его жизни — часть замысла Творца. И, как уже было сказано, Всеведущий Господь знал, как будут развиваться события. Но в чем Его замысел? Творец всемогущ и самодостаточен, а значит, Он не руководствуется собственными интересами. Тогда чем Он руководствовался, создавая мир и человека?

Наблюдая за взаимодействием Всевышнего с этим миром, можно сделать вывод по поводу двух ключевых качеств Господа — любви и доброты. Именно этими качествами Всевышний руководствуется, действуя в нашем мире: «Благ Господь ко всем, и щедроты Его — на всех делах Его» (Пс 144:9). Творение есть акт абсолютного альтруизма, и он нужен нам, людям. И если для Господа этот мир — проявление Его любви и доброты, то и нам он нужен для того же — Господь от начала заповедал человеку заботиться о Своем творении.

Теперь стоит разобраться с грехопадением. Бог всеведущ, следовательно, еще до сотворения мира Он знал путь человека, но это не изменило Его намерений, не отменило Его любви. Всевышний творил мир исходя из этой любви. До грехопадения, согласно традиционному иудаизму, первый человек Адам был сверхчеловеком с множеством сверхспособностей. Есть две причины думать так. Прежде всего потому, что в Торе сказано, что человек был создан по образу и подобию Божьему. И, создав человека, Господь сказал: «Хорошо весьма». Подробно говорить об образе и подобии Божиих, присущих человеку, я здесь не буду, отмечу лишь, что, на мой взгляд, это означает, что Адам был создан по образу Мессии, бывшего прежде создания мира. Интересно, что в иудаизме по отношению к Адаму нередко используется выражение «адам первый», поскольку слово «адам» означает также «человек». На страницах же Нового Завета Христа называют «адам последний» (см.: 1 Кор 15:45), что указывает на цель, к которой движется человечество. В Талмуде упоминается, что, увидев человека, творение пыталось ему поклониться, поскольку посчитало его богом, — столь велико было сходство.

Тора так описывает сотворение человека — адама: «…создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт 2:7). Душа живая — это результат соединения праха земного, то есть того, что принадлежит «нижнему миру», и «дыхания жизни», приходящей из «мира вышнего». Толкователи видят в этом намек на то, что, творя человека, Господь создавал соединение небесного и земного. Грехопадение человека привело к тому, что, оторвавшись от небесного, он остался с земным, и именно это именуется смертью. Вместе со смертью в этот мир пришло много плохого, и, по сути, мир стал нуждаться в ремонте, о чем мы поговорим позже. Важно заметить также, что «уход вверх» в виде попытки отделиться, спрятавшись от земного, подобно средневековым монахам, не приближает к божественному. Поскольку «душа живая» может существовать лишь в соединении двух миров — нижнего и вышнего. В том числе поэтому понадобилось воплощение Мессии, который и соединил в Себе земное и небесное: «…един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим 2:5).

Соединив в Себе земное и небесное, Господь Иисус, по сути, создал тот Образ, по которому и был сотворен Адам. Такое соединение и есть человек. Интересно, что современный иудаизм запрещает человеку отрываться от «нижнего мира». Задача человека — достигнуть святости и вместе с собой поднять к небесам весь «нижний мир», поэтому человек после того, как уверует, и не забирается из этого мира. Перед ним стоят, по сути, две задачи: первая — самому научиться жить верой, подобно тому, как еврейский народ учился этому в пустыне. Вторая — научить верить других и подготовить мир к воплощению Царства Бога на земле, что будет исполнено с возвращением Мессии на землю. Святость не должна противостоять жизни в этом мире, а реализовываться в ней во всей своей полноте — в материальном так же, как и в духовном. И в этом смысле монашество — как отрыв от земного — не приводит к желаемой цели и лишено смысла.

Но возникает резонный вопрос: как этим двум задачам реализоваться в практической жизни верующего? Мы уже говорили, что ключ для понимания целей Бога и нашего участия в них — наблюдение за Его взаимодействием с миром. Следовательно, ответ на этот вопрос мы также найдем на страницах Священного Писания. И на мой взгляд, лучший ответ — это строки из послания апостола Павла: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор 4:16). Подражать — значит поступать так же, как поступал Мессия, будучи на земле. Ему подражали апостолы и другие верующие. В Свой первый приход на землю Мессия начал осуществлять то, что в иудаизме называется «тикун олям», что означает «исправление мира»: помните, мы говорили, что мир после грехопадения нуждается в ремонте. И на нас возложена обязанность также осуществлять этот процесс.

Неверие в Бога было и остается главной проблемой этого мира, неверующий не может войти в Царство Божие. Подражая Мессии, поступая так же, как поступал Он, — проповедуя Его Слово, приводя людей к вере, меняя окружающую реальность к лучшему, — мы исправляем этот мир. Именно поэтому Господь не заинтересован в том, чтобы забрать нас с земли сразу же после того, как только мы уверуем, не в этом Его цель. Мы не должны разрушать свою связь ни с землей, ни с небом. Ни монашество, ни исключительная погруженность в земную деятельность на «благо окружающему миру» в ущерб небесному не отвечают замыслу Божию о предназначении человека. Ни в том ни в другом случае человек не исполняет замысла и воли Божиих. Цель же существования человека на данном этапе можно сформулировать так: человек должен стать соработником Бога в деле исправления мира — в этом и есть сближение небесного и земного. Как нам этого достигнуть? Ответ: подражая Мессии.

В моем рассуждении о замысле Всевышнего и Его целях необходимо упомянуть о векторе этого процесса — куда все движется. Было время, когда небо «сходило» на землю, и все на земле осуществлялось через явные чудеса Господни. Это, например, испытал еврейский народ после Исхода: в пустыне хлеб спускался с неба, и одежда не портилась. Однако евреи тогда не прикладывали усилий для исправления мира. Подобное мы нередко видим в жизни новообращенных, но это состояние не длится долго — до тех пор, пока они не перестают быть младенцами в вере. В иудаизме считается, что постоянное пребывание внизу открытого Божественного света разрушило бы само существование этого мира, что не входит в замысел Всевышнего, напротив, как я уже говорил, необходимо соединение «верхнего» и «нижнего» миров. Как это произойдет во всей полноте? Через установление Царства Небесного. Помните, о чем говорится в самой, пожалуй, известной молитве: «Да приидет Царствие Твое…» Процесс установления Царства Небесного уже начат — с момента Первого прихода Мессии на землю, наивысшей точки же он достигнет в Его Второе пришествие, которое положит начало царствованию Мессии-Бога на земле. В иудаизме есть термин «олам хаба» — «мир грядущий», который описан как мир абсолюта: абсолютного торжества жизни и абсолютного блага. Поэтому можно сказать, что это и есть цель творения.

Вернуться к ответу

Считается, что установление Царства Небесного будет происходить в несколько этапов. В иудаизме есть термин «окончательное искупление», обобщающий все события, которые должны произойти для установления Царства. Первый этап начался, когда Мессия принес Себя в жертву. Без жертвы не может быть Искупления. Следующим этапом будет установление Тысячелетнего Царства, понятие это сформировалось в христианстве. Но нужно понимать, что Царство Мессии на земле не окончание творения. Еврейские мудрецы учат: «Этот мир — лишь прихожая дворца мира Грядущего. Приведи себя в порядок в прихожей, прежде чем войдешь во дворец». Талмуд описывает Грядущий мир как мир, в котором все — благо. И из этого блага происходит все благо этого мира. Потому что его источником является Сам Творец. Это Его сущность: «…спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог» (Лк 18:18–19). Но лучше всего Грядущий мир описан в двух последних главах Библии. Полезно прочитать их полностью, но в рамках статьи я приведу лишь основные моменты. В Грядущем мире не будет ни голода, ни жажды, ни забот, ни греха. Праведники получат свою награду и будут пребывать в сиянии славы — Шехины Господней. Им будет дано постигнуть Бога настолько, насколько это вообще возможно — на уровне, недоступном нам сейчас. Все знание лучших из нас померкнет на фоне того, что откроет нам мир Грядущий.

Павел, комментируя свое пребывание в Грядущем мире, использует слова пророчества Исаии «не видел того глаз…». Суть этого высказывания в том, что тот мир нам сегодняшним постигнуть не дано, но обратите внимание на одну деталь. В последних главах Книги Откровение мы находим описание Небесного Иерусалима (это еще одно название мира Грядущего), в котором несколько раз повторяется мысль о новом творении: «И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое» (Откр 21:5). Этот текст, как его трактуют многие, повествует о том, что Господь сотворит все новое в конце. Но на мой взгляд, здесь речь идет не только об этом. Господь все время творит все новое, каждый момент существования этого мира Бог творит заново. Все, что сейчас происходит в этом мире, — это процесс, начатый со слов «в начале…», и закончится он, когда исполнится все написанное. И то, что будет после этого, на мой взгляд, можно описать лишь одним словом — «другое». Библия намекает, что этому миру предшествовало творение мира духовного, где произошла духовная катастрофа. Затем был создан наш мир. И, разумеется, что-то будет создано после него. Все происходящее сегодня предваряет последующее новое творение. Пусть каждый увидит его сам. Как? Подражая Христу.

 

Фото: gettyimages.ru


Работает на Cornerstone