Тема

Разговор о ближнем

Андрей Суздальцев
Журнал/Архив/Номер 85/Разговор о ближнем
Разговор о ближнем

Продолжая разговор о том, кто я такой и как мне найти себя истинного, я со временем обнаруживаю, что если мне размышлять на эту тему слишком долго, то я прихожу к обыкновенному эгоцентризму. Слишком много и долго размышляя о себе (и не факт, что о себе истинном), я понимаю, что значимость моей персоны в этом размышлении растет либо в сторону положительную (я раздумываю о том, сколько во мне всего хорошего от Бога и себя самого), либо в отрицательную, когда я начинаю перебирать в уме свои недостатки и несовершенства. Так или иначе, я с удивлением вижу, что зациклен на себе самом, и вспоминаю, что, кажется, это не совсем то, что может помочь мне в деле духовного роста. И я оказываюсь внутри замкнутого круга. Что же мне делать?

Давайте попробуем отступить на пару шагов и разобраться, где же искать выход.

Все мы знаем историю о Маугли, мальчике, который в младенчестве попал в джунгли, где его и воспитали дикие звери, и он вырос отважным, умным и сильным. Так вот, эта история не подтверждается жизнью. Такие случаи, когда младенца выкармливали дикие звери, действительно известны, но вот в чем дело — люди, проведшие первые несколько лет своей жизни среди зверей, так и не смогли стать людьми в полном смысле этого слова. Попав в общество себе подобных, они так и не смогли научиться свободно разговаривать, понимать других, стать полноценными членами людского сообщества.

Что-то было ими безвозвратно утрачено, а вернее, недополучено. То, что в дальнейшем возместить не получилось.

Итак, на этом примере мы приходим к выводу, что человеку для того, чтобы стать человеком, нужен другой человек.

Что само существование человеческой личности зависит от того, есть ли рядом с тобой другой. Для того чтобы ты рос и развивался, тебе необходимо присутствие других.

И тут мы отличаемся от машин, например.

Если я покупаю в магазине кофемашину, то для того, чтобы она нормально работала, мне не надо обставлять ее дома другими кофемашинами. Она прекрасно будет готовить кофе и в гордом одиночестве. У нее есть все для того, чтобы она функционировала сама по себе.

С человеком так не получается.

Для того чтобы он функционировал и «делал свой кофе», ему нужно общество других, причем начиная с самых первых дней жизни. То есть ему нужны отношения с другими людьми. И для того, чтобы понять, кто я, мне нужен другой.

Какова же природа этих отношений?

Блаженный Августин, великий философ и богослов, обращает наше внимание на то, что эгоизм присутствует в человеке не как что-то приобретенное, а как данное от рождения, приводя в пример ситуацию, когда два младенца пытаются отталкивать друг друга, чтобы получить молоко матери.

В дальнейшем, как мы знаем, этот детский эгоизм растет в человеке вместе с развитием самосознания и принимает все более изощренные формы. Получить больше, обогнать и превзойти соперника, думать в большинстве ситуаций прежде всего о себе, а не о своем ближнем — так он развивается и совершенствуется. И вместе с ним, с этим набирающим силу эгоизмом, человек отчуждается от себе подобных и от Источника жизни — своего Творца.

Результат такого эгоизма описан на первых же страницах Библии. Человек, поступивший своевольно, теряет гармонию земного рая, утрачивает бессмертие, в его жизнь входят конфликты, тяжкий труд и болезни. Более того, он утрачивает себя самого — того, каким он был, когда общение с Богом не было блокировано эгоцентричным мышлением, которое привело его к эгоистическим действиям.

Человек, действуя эгоистично, как мы видим, теряет слишком многое, и самое главное, он теряет самого себя. Отчуждаясь от Создателя и ближнего, он начинает путь отчуждения и от себя самого, подменяя истинное «я» на иллюзорное, фантомное.

И это первый тип отношений — эгоистический.

Именно он приводит к всевозможным конфликтам на земле — обману, насилию, злобе, страхам и, как следствие, войнам, бессмысленному истощению земных ресурсов, развитию техники, которая начинает не обслуживать, а потреблять человеческие возможности, загрязнению Мирового океана и атмосферы, политическим аферам, абортам, разводам и так далее, и так далее.

Казалось бы, перечислены различные и несмыкающиеся сферы жизни, но если приглядеться, то мы увидим, что корень у них один — людской эгоизм.

Но есть еще и другие отношения — отношения служения, отношения альтруистические. Духовные законы парадоксальны, и они никак не укладываются в привычные рамки эгоистического мира. Они говорят мне: если хочешь, чтобы тебе было хорошо, думай больше о другом, а не о своей выгоде, которую ты можешь от него получить. Стремись понять этого другого, стремись помочь ему, подумай, чем ты ему можешь быть полезен.

«Вот еще!» — скажет человек, еще не вставший на путь духовного роста или вставший на него понарошку (это когда много разговоров о любви и Боге, но мало дела). Он скажет или подумает примерно так: «У меня у самого семья, на работе я устаю. Поэтому думать о проблемах другого человека, или о его финансовом положении, или эмоциональном состоянии мне просто некогда. Я должен зарабатывать и содержать семью, все мои силы отданы работе…» — ну или что-то похожее на эту цепь рассуждений. Но парадокс заключается в том, что такие, всем нам хорошо понятные рассуждения не сделают ни этого человека, ни его семью более счастливыми. Более того, они не сделают этого человека более человеком, чем он был до сих пор. И тот, кто так рассуждает по поводу того, что для него хорошо, а что плохо, человеком в полном смысле этого слова еще не стал.

Давайте посмотрим, как мыслит и что просит в молитве один из самых светлых и любящих Творца людей на земле, которого вполне можно назвать человеком в полном смысле этого слова. Вот что он говорит Богу: «Дай мне стремиться любить, а не быть любимым, понимать, а не быть понятым, утешать, а не быть утешаемым. И еще: сделай так, чтобы через меня приходил к людям Твой мир и покой».

И поверьте, этот человек, по свидетельству современников, был счастливейшим из людей.

И нам не надо становиться монахами, чтобы использовать этот парадоксальный подход к жизни, к другому. Надо просто попробовать его практиковать в самой гуще жизни.

Чтобы понять, кто я на самом деле, мне нужен другой. Чтобы становиться тем, кто я есть в глазах Бога, меня задумавшего, мне нужен другой. Чтобы быть счастливым и выйти из мира конфликтов и злобы, мне нужен другой.

Иногда у меня возникает чувство, что ключ от моей истинной жизни находится в другом и в моем отношении к нему. Что мой путь к самому себе идет через другого.

Иисус никогда не посылал апостолов благовествовать по одиночке. Более того, Он говорил загадочные и светлые слова: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20).

Сегодня я точно знаю, что мое истинное «я» обнаруживается лишь тогда, когда я позволяю Богу «подойти ближе», войти в мое сердце и мысли — а для этого, говорит Христос, тебе нужны другие, собранные воедино ради Меня. Вот ситуация, в которой я обнаруживаю себя настоящего.

Другой — это место, где живет Бог.

Мое истинное «я» находится в Боге, и для нахождения себя мне нужен ближний.

Поэтому Христос во второй Своей заповеди говорит: возлюби ближнего, как самого себя, почти отождествляя мое «я» с жизнью другого через любовь, делая нас неразрывными в Боге. Поэтому, служа другому, я разрываю цепи собственного эгоизма, приближаюсь к Богу и собственному «я», как оно задумано его Творцом.

Мне нужно это единение с другим для того, чтобы обрести себя, не особенно о себе и об этом обретении думая. Думая не о себе, а о другом, я себя обретаю, я нахожу подлинного себя, не ставя это главной целью, я нахожу себя словно бы в побочном результате действия неэгоистического, действия служения.

Никогда не забуду одну давнюю историю. Женщина, муж которой сильно пил, пригласила нас с товарищем приехать в их неблизкий городок, чтобы основать там группу самопомощи. Поездка была трудной, не все складывалось удачно, но в последний момент, к моему удивлению, все начало получаться. Эти несколько трудных дней и не очень комфортных ночей остались в прошлом — и первая группа стала возникать на глазах. И мы, простившись с нашими новыми друзьями, сидели в бедном привокзальном буфете, заказав по чашке жидкого чая с булочками, и вдруг я почувствовал такую полноту и такую радость, словно бы я оказался в каком-то сказочном райском месте, а не за обшарпанным буфетным столиком.

А я и был тогда со своим другом в райском месте, и располагалось оно не где-то снаружи, а в наших сердцах. И вошли мы туда, в это наше настоящее «я», сопричастное раю, служа другим людям, забывая о себе и стараясь «любить, а не быть любимыми, понимать, а не быть понятыми». И тогда, за тем привокзальным столом, я многое понял.

 

Фото: gettyimages.ru

 

Работает на Cornerstone