Интервью

Михаил Дубровский: «Личность — это заданность, а не данность»

Екатерина Гуляева
Журнал/Архив/Номер 85/Михаил Дубровский: «Личность — это заданность, а не данность»
Михаил Дубровский: «Личность — это заданность, а не данность»Михаил Дубровский

— В каком возрасте человек начинает осознавать себя как личность?

— Я не возрастной психолог и точного ответа на этот вопрос дать не могу, но думаю, что есть много людей, которые в принципе себя личностью не осознают. Если мы говорим именно о личности человека, то отделение себя от окружающей среды — это еще не проявление личности, это необходимое, но недостаточное условие для ее развития.

С точки зрения христианской антропологии, личность — это заданность, а не данность. Это то, что человеку надо сделать самому. Потенциально каждый человек — личность по Божьему замыслу. Господь вложил в человека Свой образ, но насколько этот образ будет раскрыт — большой вопрос. Бог стремится пробудить в человеке личность, но если судить по нашим поступкам, действиям, принятым решениям, то оказывается, что часто в нас проявляется совсем не то, что нам задано, не личность, а высшие инстинкты, наши прокачанные навыки, компетенции.

Один из моих учителей считает, что большинство людей личностями так и не становятся. Будучи очень пожилым человеком, он говорил о себе, что может по пальцам пересчитать моменты, когда он проявлял себя как личность, то есть совершал поступки исходя из глубинного понимания того, кем он является. Я не настолько радикален и считаю, что деятельность человека посвященного, осознающего и реализующего свое жизненное призвание от Бога будет проявлением личности, даже если на этом пути он многое делает почти автоматически благодаря наработанным компетенциям.

Я бы иначе поставил вопрос: на каком пути в человеке раскрывается личность? Такая постановка вопроса задает вектор пути. Ты сделал шаг и уже идешь по пути, но сказать, что достиг цели, ты не можешь, потому что эта цель — за горизонтом нашей земной жизни. Но, пока я иду по этому пути, я проявляю себя как личность.

— Что необходимо человеку, чтобы его личность стала развиваться?

— Если мы говорим о ребенке, то в его становлении первостепенную роль играют родители и затем окружение. От родителей во многом зависит, будет ли человек в раннем возрасте идти по пути к становлению своей личности. Здесь речь идет не о раннем развитии, а совсем о другом — когда родители учат ребенка мыслить, самостоятельно принимать решения и показывают ему, на каком основании эти решения должны приниматься, естественно, с учетом его возрастного уровня.

Если говорить о взрослом человеке, то во многом ответ будет похожим. Важно, чтобы человек сам себе или кто-то рядом с ним задавал ему правильные вопросы. Личность ведь формируется в процессе принятия ответственных решений, когда человек берет на себя ответственность за свою жизнь, когда он начинает сам себя спрашивать, почему он так решил, действительно ли это правильно, почему это правильно или неправильно, и это не вопрос выгоды или ее отсутствия.

Такие вопросы нарушают жизненный комфорт человека, заставляют его задуматься о том, что какие-то его действия могут иметь неприятные последствия и ответственность за это лежит на нем. И если мы дерзаем идти по этому пути, то делаем шаги на пути становления своей личности.

В философии и социологии история о том, что рабу жить проще, давно исследована. Господин о нем заботится, предписывает, что ему делать, наказывает. Позиция раба дает человеку чувство безопасности — ему не надо за себя отвечать. Конечно, никакая личность тут не складывается.

Если же мы говорим о человеке, который осознал, что он хочет другой жизни, тогда он ищет помощь и берет на себя ответственность, продвигаясь на этом пути.

— Можно вспомнить купцов, вышедших из крепостных, — Филиппов, Морозов, Мамонтовы, Третьяковы и т. д. Почему в одних людях есть желание брать на себя ответственность за свою жизнь, а в других его нет?

— Конкретно ответить на этот вопрос невозможно, но в целом ответ есть: мы грешники, и грех мешает двигаться, мешает выйти на свободу. Повторюсь, быть свободным — значит нести ответственность.

— Но свободная жизнь гораздо интереснее.

— До того, что это интересно, еще дожить надо, а ответственность наступает сразу. Осознать себя как личность означает готовность встречать вызовы и отвечать на них. А вызовы жизнь нам подбрасывает разные. Иногда эти вызовы связаны с отношениями. Вот типичная история: человеку причинили боль, он обиделся и продолжает жить в этой обиде — не разбирается, не пытается преодолеть ее, не понимая при этом, что он сам себя связывает и никуда не двигается, застревая в своем прошлом. Или другой случай. У людей случился конфликт, они разругались и разошлись, не понимая, что конфликт на самом деле — это способ стать ближе, обогатить свою жизнь отношениями с другим человеком, научиться более зрело и глубоко взаимодействовать. Иногда вызов заключается в том, чтобы занять более высокую должность, иногда, наоборот, пропустить другого вперед.

— Бог корректирует человека на его пути?

— Бог, понятно, всех корректирует. Если мы реагируем на Его коррекцию рефлекторно, примитивными действиями, то это одна история, а если мы находимся в отношениях «я — Ты» с Богом и готовы говорить с Ним лицом к лицу, то совсем другая.

— Какую роль в развитии личности человека играет реальность, в которой он живет: окружение, природа, отношения, условия, на которые он должен ответить, например платить квартплату, учиться, работать и т. д.?

— Такая реальность есть у всех. Именно она подсовывает нам вызовы, на которые нам надо отвечать, и при этом не так важно, какова она сама по себе. Важны люди, которые задают правильные вопросы. Такие люди есть у всех, но часто мы их не слышим. Это во многом объясняет, почему одна и та же среда порождает совершенно разных людей — в семье, в сообществах.

На семинарах я часто задаю вопрос: хотите узнать, какой у вас будет доход через пять—десять лет? Тогда посчитайте средний доход десяти—двенадцати самых своих близких друзей, и вы получите сумму своего дохода через некоторое время. После этих слов у людей на лицах обычно появляется выражение недоумения и страха — так жить не хочется. Но вы же сами можете поменять ситуацию, если в вашем кругу окажется хотя бы один человек, который зарабатывает в десять раз больше других, и у вас возникнет совсем другая перспектива! И это срабатывает не только в отношении денег. Мы можем формировать круг близких друзей, чтобы в нем были люди умнее, успешнее и глубже нас.

— Почему кто-то пытается убежать от этой реальности в какую-то иную, виртуальную например?

— Не любые действия можно назвать бегством. И в монастырь кто-то уходит, потому что его Бог призвал, а кто-то бежит от ответственности. Эскапизм всегда обусловлен нежеланием брать на себя ответственность, а одевать мы его можем в разные одежды. Сама по себе смена обстановки еще никого не спасала.

Иногда люди переезжают в другую страну, например, потому, что они хотят приобрести опыт жизни в другой культуре, освоить другие языки и т. д. Но это не то же самое, как когда кто-то уезжает из страны из-за того, что ему здесь плохо. Если он уедет в Америку, ему там станет хорошо? Внешне это могут быть совершенно одинаковые действия, но это две разные истории: один меняет обстановку, чтобы двигаться, а другой — чтобы оправдывать себя.

— Как развитие личности влияет на всего человека?

— Личность — понятие целостное. Можно быть добрым и умным человеком, но безответственно относиться к своему здоровью. На мой взгляд, такое развитие ущербно, нецелостно.

Слово «спасение», soteria по-гречески, означает в том числе и «целостность». Павел не случайно пишет в Первом послании к фессалоникийцам (5:23–24): «Бог да сохранит вас без порока, и ваш дух и душа и тело во всей целостности да сохранятся до пришествия Господа Иисуса Христа». То есть Павел показывает, что взаимодействие с Богом затрагивает все стороны нашей жизни: духовную, эмоциональную, интеллектуальную, наше физическое состояние. И не случайно самые мощные знаки Царства Божьего, явленные Христом, были связаны с исцелением больных и кормлением людей, хотя, вроде бы, это забота о недуховном, так как мы знаем, что «плоть и кровь Царства Божия не наследуют» (1 Кор 15:50). Поэтому, на мой взгляд, подлинное взаимодействие с Богом как раз приводит к тому, что у человека начинает достраиваться его жизнь в целостности. Мы как та бочка Либиха*, в которой уровень воды определяет самая короткая боковая доска. Господь работает с нашей целостностью, Он не хочет, чтобы одна из моих «боковых досок» была условно на десятом уровне, а другая — на втором, потому что «вода» во мне, то есть качество моей жизни, все равно не может подняться выше второго уровня.

— Нужно ли личности для развития подражать кому-то?

— Человек учится не в вакууме, а во взаимодействии. Большинство людей, ставших лидерами, стали ими благодаря влиянию другого лидера. Думаю, что и в других сферах мы имеем примерно те же цифры. Если нет человека, у которого ты можешь учиться, двигаться в одиночку очень трудно. Апостол Павел не случайно говорит: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор 14:16), а в другом месте он советует подражать ему и тем, кто взял его за образец (см.: Флп 3:17).

Одна из главных проблем современной церкви — это забвение института наставничества. Когда люди приходят к Христу, они узнают базовые истины, а дальше не продвигаются, потому что мало кто умеет наставлять. Другая проблема в том, что люди не умеют принимать наставление.

Друзья, найдите человека, который в чем-то вас вдохновляет, восхищает и является для вас примером. Возьмите у него именно это и двигайтесь вперед. Я таким инструментом пользуюсь. Что-то, естественно, я перерабатываю, потому что какие-то черты конкретного человека мне могут быть не близки. Это как раз моя задача — не просто подражать человеку, но переработать его опыт под себя. В такой работе происходит развитие и становление личности. Не ожидайте, что вы найдете идеальный пример для подражания. Павел, как мы знаем, был довольно вспыльчив, были у него и другие черты, из-за которых подражание ему становилось делом непростым. Но никого это не смущало, они как-то справились.

— Как можно понять, что в нас отражается личность Христа?

— Мы должны следить не за тем, насколько мы поменялись, потому что не очень понятно, как это измерить. Неважно, какими были изменения вчера или год назад, а важна ситуация здесь и сейчас — иду я в ней за Христом или действую инстинктивно, безответственно и по плоти? Тот факт, что я, может быть, 20 лет шел за Ним, а вот сейчас в этой ситуации поступил инстинктивно, мне ничего не дает.

— Эти 20 лет, если вычеркнуть заслуги, дают опыт в различении добра и зла.

— Да. Но нельзя сказать, что человек, который 19 лет упражнялся, более преображенный, чем тот, который упражнялся только девять месяцев. В какой-то ситуации тот, чей возраст во Христе больше, может внешне действовать правильнее, чем другой, менее опытный. Но может оказаться так, что первый действовал просто по привычке, а делающий свои первые шаги действительно ответил на вызов. И получается, что первый никуда не пошел или даже откатился назад, а второй сделал шаг за Христом.

Вопрос о мере преображения опасен тем, что он уводит в сторону от сути в следовании за Христом. Жизнь — это всегда ситуация вызова и выбора. Но довольно много верующих считает, что если «я давно верующий», то можно уже не отвечать на вызов. Или использовать это как своего рода индульгенцию, оправдывающую, например, раздражение или то, что он может что-то требовать: я свое отслужил, а теперь, ребята, вы должны поработать. Какая-то духовная дедовщина. Он привык делать какие-то правильные вещи, в этом его сложно упрекнуть, и свое сползание он хорошо обставит и объяснит. Только от этого ему нет никакой пользы.

— Какую роль в духовном росте человека играет его воля?

— Ключевую роль: каждый раз, когда человек берет на себя ответственность, — это акт воли, отказ плыть по течению: обстоятельства так складываются, а я в них складываюсь. Обстоятельства требуют, чтобы ты занял позицию. Например, отказ человека составлять бюджет или расписание — тоже маркер того, что человек не хочет брать на себя ответственность за свою жизнь.

— Можно ли сказать, что личность человека раскрывается по крайней мере в трех аспектах — в Боге, в общении с другими людьми и в труде?

— То есть в отношениях. Если по этим трем векторам развернуть Декартову систему координат, то, наверное, да. Если мы говорим, что это три изолированные сферы — если в труде, то, значит, не в Боге, — конечно, нет. Отношения есть в процессе труда, есть отношения с Богом, и они требуют труда, и Бог поручает нам определенный труд, есть наши взаимоотношения с вечностью — все это система пересекающихся координат. Если есть лишь две оси — отношения с людьми и деятельность, то мы остаемся в системе координат этого мира. Введение сюда третьего, вертикального, измерения подразумевает, что есть нечто большее, чем физическая реальность, которую мы наблюдаем. В любых отношениях в любой из сфер мы всегда должны удерживать мысль о том, что существует Божий замысел и что наша жизнь не заканчивается нашей физической смертью. Если же все свести до отношений с Богом и людьми, исключая деятельность, то мы впадаем в какой-то восточный мистицизм.

Не знаю, есть ли какой-то четвертый аспект, мне пока хватает этих трех.

— Вы хотите добавить что-то по теме номера?

— Мы почти не коснулись сферы труда. То, что я скажу, к сожалению, актуально для многих христиан. Мы воспринимаем деятельность исключительно в контексте жизнеобеспечения, а не как сферу, в которой раскрывается Божий образ в человеке, в то время как мой анализ Писания показывает, что с самого начала заданность личности человека реализуется через его труд в творении. Работа, которой мы занимаемся, — это действительно очень важный и крайне недооцененный способ личностного становления.

*Закон ограничивающего (лимитирующего) фактора, или закон минимума Либиха, — один из фундаментальных законов в экологии, гласящий, что наиболее значим для организма тот фактор, который более всего отклоняется от оптимального его значения.

Фотографии предоставлены Михаилом Дубровским


Работает на Cornerstone