Тема

Ловушка самооценки

Татьяна Горбачева
Журнал/Архив/Номер 85/Ловушка самооценки
Ловушка самооценки

Говорят, что любопытных обезьян ловят, помещая сладкую приманку в пустую колбу из тыквы или кокоса с небольшой дыркой. Кулак больше ладони, и вынуть захваченное лакомство не получается. Обезьянка не хочет отпустить его и сидит у ловушки, пока не приходит охотник и не забирает животное.

Интересно, что обезьяне сложно отпустить желаемое даже ценой свободы. Вопрос самооценки улавливает нас в подобную ловушку. Не в силах отпустить его, мы все больше погружаемся в себя, забываем о мире вокруг и о ценности своей жизни. На самокопание и стремление опереться на себя уходят наши внутренние усилия, а жизнь в это время течет мимо нас. Что же это за штука — самооценка? Почему она непродуктивна? Что поможет нам ответить на важные вопросы о смысле нашей жизни и нашем месте в мире?

Проблематика отношения человека к себе была сформулирована в 1890 году выдающимся американским философом и психологом Уильямом Джеймсом в фундаментальной работе «Принципы психологии»1. Самооценка определялась как удовлетворение или неудовлетворение личности собой и измерялась отношением ее успеха к уровню ее притязаний. Джеймс предлагал два возможных пути повышения самооценки — увеличение успешности человека или уменьшение его притязаний. Интересно, что второй путь он считал более предпочтительным, потому как первый, по его мнению, ведет к расширению эго и увеличению притязаний. Выделение психологического понятия самооценки оказалось плодотворным и было развито в русле гуманитарной психологии в представлениях о «я»-концепции, самоуважении, чувстве собственного достоинства, самоценности и других, описывающих самое ядро личности.

Французская разработка теории самооценки, делая акцент на том, что человек оценивает свою жизнь в соответствии с личными ценностями, тесно связывала ее с самоуважением. Если, действуя, человек выносит суждение, что его действия важны, то общая положительная самооценка накапливается; если же он оценивает свои действия как неважные, то оценка не повышается. Если уважающий себя человек строит планы и достигает своих целей, то уровень его притязаний повышается. Напротив, не уважающий себя не находит в себе внутренних сил для преодоления препятствий и достижения успеха.

В немецкой психологии самооценка взаимосвязана с самозащитой. Высказывания людей могут либо повышать, либо снижать самооценку. Люди подсознательно ищут информацию о себе, которая их возвышает, и защищаются от травмирующей информации. Любая информация, которая влияет на «я»-концепцию человека, может повышать или уменьшать его самооценку. Поэтому люди избирательно ищут возвышающую информацию о себе, причем положительные высказывания оцениваются ими как правильные, а человек, их высказавший, воспринимается как приятный и симпатичный. Позиция человека по отношению к другим такова, что он защищает свою самооценку и стремится повысить ее в глазах окружающих. Позиция по отношению к себе отражает склонность переоценивать свои положительные качества и недооценивать отрицательные. Это явление отражается на нашей оценке других. Мы имеем тенденцию высоко оценивать тех людей, у которых встречаются наши положительные качества, и критично оценивать тех, у кого есть отсутствующие у нас личностные качества. Встроенная оценка, таким образом, отталкивается от нашей собственной тенденциозной самооценки. В крайних случаях психологи говорят о самолюбовании — подчеркнутом восхищении собой и своими действиями. Сбалансированный взгляд на самооценку рассматривает ее как самоуважение, самость и значимость, чувство собственного достоинства.

Ловушка самооценки

В 60–70-х годах ХХ века количество работ, посвященных самооценке, стремительно растет, она становится чуть ли самым обсуждаемым предметом исследования психологии. Отношение человека к себе позиционируется как ядро человеческой личности. Со временем эта концепция была перенесена в сферу образования. Во главу угла теперь ставится способность учащегося уважать себя и иметь положительную самооценку. Программы школы и точки приложения воспитательных усилий родителей смещаются, и требования соответствия неким стандартам заменяются на утверждение важности мнения ученика и его значимости, урока как «хорошего переживания». Ценность развития теперь видится не в дисциплине обучения, а в впечатлении и развлечении, самоутверждении учащихся.

Английский психиатр и психотерапевт Глен Харрисон подводит итоги полувековых усилий по работе с самооценкой в своей книге The Big Ego trick2. Анализируя многочисленные данные о связи самооценки человека с его психическим здоровьем, автор приходит к выводу, что они противоречивы. Например, попытки повышения самооценки за счет положительных утверждений, по некоторым данным, ухудшают состояние людей с заниженной самооценкой. Акцент на самовозвеличивание в культуре индивидуализма привел к тому, что психическое состояние молодежи ухудшилось, неудовлетворенность жизнью и депрессия выросли, и в настоящее время депрессия находится на четвертом месте в списке самых распространенных болезней в мире. Количество молодых людей с нарциссическими чертами личности, когда человек живет исключительно для себя, игнорируя реальность и злоупотребляя отношениями с близкими людьми, выросло многократно с середины прошлого века. Все это ставит под вопрос результативность работы с самооценкой как стержнем созидания личности.

Российский психолог и психотерапевт Татьяна Салахиева-Талал пишет, что: «Депрессии, панические атаки, расстройства тревожно-депрессивного спектра — это бич нашего времени. Исследователи называют современное общество liquid society — текучим, жидким обществом без устойчивых связей, подвижным, нестабильным и непредсказуемым. Многие люди заболевают депрессией из-за потери ценности отношений и дефицита близости. Мы слишком увлеклись нарциссическим вектором развития: “Сепарируйся от всех, выстраивай свои границы, будь сам по себе, стань self-made person, тебе никто не нужен!” — все это формирует повестку личных и общественных устремлений, а в результате приводит к тому, что мы теряем друг друга и самих себя»3.

С христианской позиции призыв психологии изменять самооценку в лучшую сторону (на уважение, принятие и довольство) упускает из виду, за счет чего возможны такие изменения. Очищение самооценки от мнения окружающих, собственного опыта приводит к критике внешних факторов, ограничивающих самореализацию человека. Получается логический круг, в котором внутренние изменения человека происходят за счет его же внутренних изменений. Даже физические законы говорят о том, что закрытая система без внешних воздействий стремится к хаосу и разрушению. Человек, выступая как мера всех вещей, сталкивается с неспособностью поменять себя сам.

Кроме того, сосредоточенность на поиске своего «я» обращает человека внутрь — к своим желаниям и особенностям. Конечно, в процессе жизненного развития происходят кризисы, в которых полезно задавать себе вопросы по поводу соответствия внешних и внутренних планов жизни. Мои наблюдения показывают, что окончательного ответа на вопрос «кто я?» люди не получают. Смена жизненных ролей и возрастов приводит к разным ответам, разным смыслам. Погружение в себя, желая найти там опору, приводит к разочарованию. Порой от человека скрыто то, что очевидно окружающим, он смотрит и не видит, слушает и не слышит. Стремление разглядеть невидимое приводит к фрустрации и депрессии.

Интуитивная стратегия капсулирования, обращения внутрь себя, замкнутости оказывается непродуктивной. Человек находит себя лишь в общении с другим, выходя за круг своего «я». Для полноты жизни нам нужна встреча, нужно соотнесение себя с другим.

Библия приводит слова апостола Павла: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне — Господь» (1 Кор 4:3–4). То есть, в современной терминологии, Павел отказывается от самооценки и оценки его со стороны окружающих, но важным и авторитетным для него является мнение Господа.

При столь радикальных утверждениях он все же рассуждает о себе, о призвании, показывая логику своих рассуждений. Его мысли о себе в современной терминологии могли бы быть названы основой для завышенной и заниженной самооценки. Так, в Послании к Филиппийцам Павел пишет о том, что ему есть чем гордиться: достойное происхождение, опыт служителя, ревнующего о Боге, но он дает всему этому оценку, называя предмет своей гордости плотской опорой для жизни и отвергая его ради Бога: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою» (Флп 3:7). По сравнению с Божьим прощением, спасением и богатством славы Божией весь позитивный и негативный опыт Павла теряет свою значимость: «…для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа. И найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Флп 3:8–9).

В другом отрывке мы встречаем противоположные, уничижительные мысли по отношению к себе: «Меня, прежде отступника и гонителя и обидчика» (1 Тим 1:13), «первого из грешников…» (1 Тим 1:15). Однако Павел, негативно оценивая свое прошлое, не остается в нем, а указывает на Христа спасающего, исцеляющего и милующего его: «Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение» (1 Тим 1:12).

Горделивые или самоуничижительные мысли о себе по примеру апостола Павла лучше приносить Господу, полагаться на Его праведность и, «забывая заднее и простираясь вперед», стремиться «к цели, к почести высшего звания во Христе Иисусе» (Флп 3:13, 14). Опора и надежда полноценной жизни не в мнении человека о себе, а в силе духовного преображения через веру в Иисуса Христа.

1С. М. Валявко, П. А. Жокина, Современные исследования проблемы самооценки в зарубежной психологии // Системная психология и социология, №20, 2016 год. Электронный ресурс: http://systempsychology.ru/journal/2016_20/359-s-m-valyavko-p-a-zhokina-sovremennye-issledovaniya-problemy-samoocenki-v-zarubezhnoy-psihologii.html (дата обращения: 12 ноября 2021 года).

2Glen Harrison The Big Ego trick: Finding true significance in a culture of self-esteem. England: Inter-Varsity Press, 2013 — p. 224 — p. 97–98.

3Чаландзия Э. Анатомия меланхолии: миру угрожает эпидемия депрессии. Свидетельства больных и мнения экспертов. Электронный ресурс: https://iz.ru/928382/eteri-chalandziia/anatomiia-melankholii-miru-ugrozhaet-epidemiia-depressii (дата обращения: 12 ноября 2021 года).

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone