Мир Библии

На пути к себе

Иван Лобанов
Журнал/Архив/Номер 85/На пути к себе
На пути к себе

Есть два типа киногероев — статичные и динамичные. Первых определяет их роль в сюжете — положительная или отрицательная, и они не изменяются на протяжении фильма. Таковы герои комедийного вестерна «Человек с бульвара Капуцинов»: наивный мистер Фёст, порядочный человек, или циничный владелец местного салуна Гарри Маккью. А вот вторых, динамичных, гораздо меньше. В этих фильмах мы видим, как человек меняет свои взгляды на протяжении сюжета. Например, перевоспитывающиеся подопечные директора детского сада в фильме «Джентльмены удачи». За вторыми наблюдать гораздо интереснее.

В Священном Писании описываются личности, жизнь которых — движение, постоянный рост. Они живые люди, и их жизнь становится примером для тех, кто читает Библию. Именно поэтому библейские сюжеты так трудно экранизировать — есть опасность либо впасть в морализаторство, либо далеко отойти от библейского текста.

В книгах Ветхого Завета мы встречаемся с Моисеем: «Не было… в Израиле такого пророка, как Моисей, которого ГОСПОДЬ знал лицом к лицу. И не было равных ему по знамениям и чудесам, которые ГОСПОДЬ послал Моисея совершить в Египте, обратив их все против фараона, слуг его и всей его страны, а также по могуществу и поразительным деяниям, явленным Моисеем на глазах у всего Израиля» (Втор 34:10–12, здесь и далее перевод Библии под ред. Кулакова). Но это произошло не сразу. Вся жизнь Моисея — это пример постоянного роста и изменения. Первые сорок лет своей жизни он провел во дворце фараона и получил лучшее образование того времени, но, как говорит боговдохновенный автор, «став взрослым, он отказался называться сыном фараоновой дочери» (Евр 11:23). Поначалу Моисей пытался спасти свой народ, пребывающий в рабстве, своими силами, своей властью, но у него ничего не вышло: он еще не был готов к тому, чтобы стать вождем народа. Он много знает, но ему нужно научиться терпению и обрести Божью мудрость.

Моисей 40 лет пасет овец у своего тестя, священника Мадиамского, в пустыне и учится тому, чему не учат во дворцах. И вот у горы Хорив ему является Ангел Господень в неопалимой купине и поручает вывести народ, страдающий в рабстве. Обладая кротостью и смирением, Моисей не сразу соглашается на эту миссию. Господь убеждает его и призывает на служение.

Состоялся исход, и Моисей ведет народ Божий в Землю обетованную. И снова нужно учиться повиноваться Господу и не брать на себя ту ношу, которую невозможно нести одному. По совету тестя-священника Моисей избрал из народа начальников, которые разбирали различные тяжбы и дела: «Выбрал он из всего народа израильского способных людей и поставил их во главе народа начальниками на каждую тысячу человек, на сотню, на полусотню и на десяток. Они и были судьями для народа во всякое время. О самых трудных делах они сообщали Моисею, а все малые, простые разбирали сами» (Исх 18:25, 26).

Но, наверное, самое трудное — постоянно быть во главе народа. Люди много роптали, были чем-то недовольны. Иногда его несправедливо в чем-то обвиняли. И он обращался к Господу: «Разве я мать им? Разве я родил их, что Ты обязал меня нести их на руках, — как кормилица носит младенца, — в ту страну, которую Ты отцам их пообещал?» (Числ 11:12). Да, Бог был с ним даже тогда, когда народ разуверился в том, что сможет овладеть Землей обетованной. В наказание Всевышний оставляет народ на 40 лет в пустыне.

Однажды опять не было воды, и снова роптал народ. Господь повелел: «Возьми посох свой и вместе с Аароном, братом твоим, собери весь народ; и дай повеление той скале, что у них перед глазами, воду из себя источать». Не сдержался Моисей и, созвав народ, сказал: «“Слушайте же, мятежники! Не из этой ли скалы мы должны добыть для вас воду?” При этом Моисей поднял руку свою с посохом и ударил им по скале — и раз, и два. И потекла вода сильным потоком, пили ее все: и люди, и скот» (Числ 20:10, 11). За недоверие Господу, за то, что не просто сказали скале, а еще и посохом ударили и приписали себе славу Господню, за это не Моисею суждено было завершить доверенную ему миссию, а его преемнику Иисусу Навину. Моисей дал народу наставление, прежде чем тот вошел в Обетованную землю, — об этом Книга Второзаконие, в которой записаны последние речи Моисея.

В Книге Деяний апостолов первомученик Стефан вспоминает слова Моисея о грядущем Пророке: «Этот самый Моисей сказал сынам Израиля: “Пророка пошлет вам Бог из ваших же братьев, как меня послал”. И не кто иной, как он, в собрании всего общества в пустыне был посредником между Ангелом, говорившим с ним на горе Синае, и отцами нашими и принял живые слова, чтобы передать нам» (Деян 7:37, 38). Это пророчество о Мессии, Иисусе Христе, Господе нашем.

На пути к себе

Именно вера в Мессию меняла людей. В Иисусе эта вера нашла свое воплощение. Бог воплощенный — это весть Нового Завета: «В начале всего было Слово, и Слово было с Богом, и Само Оно было Бог… Слово стало Человеком, и Он жил среди нас, исполненный истины и благодати» (Ин 1:1, 14).

Иисус поведал, как именно должна прорастать в нас новая жизнь, как мы можем изменяться. Моисей научился доверять Богу, это был урок длиной в жизнь. Он остается таковым и поныне. Но в Иисусе, Его словах все это обретает новое измерение.

Притча о блудном сыне была рассказана тем, кто говорил: «Он [Иисус] принимает грешников и даже ест с ними!» Бог ищет людей, как заблудившуюся овцу (одну из ста), как потерянную монету (одну из десяти) и как заблудшего сына. Этот молодой человек не мог ждать смерти отца, чтобы получить по наследству положенную ему часть имущества, и вопреки всем правилам потребовал у него своей доли здесь и сейчас. Отец кротко исполнил волю сына. Тот обратил имущество в деньги и ушел. Дети покидают родителей, это закон. Но этот ушел, хлопнув дверью, не оставив ни одного гвоздя в отцовском доме, на который можно было бы, вернувшись, повесить свою одежду.

А потом деньги кончились. И вместе с ними — друзья. Когда Иисус рассказывал эту притчу, возможно, такие случаи происходили и были памятны Его слушателям. Это настоящая драма. Мосты сзади сожжены, а будущего уже нет. Что делать?

Мы тоже стоим перед вопросом, как жить в мире, в котором потерян смысл. В романе Достоевского «Братья Карамазовы» один из братьев, Иван, говорит о том, что если нет бессмертия, если иссякла вера, то позволено все. Из этого высказывания выводится более емкая формула: «Если Бога нет, то все позволено», которая в таком виде нигде у Федора Михайловича не встречается. Впрочем, в его романе «Бесы» не названный по имени персонаж говорит: «Если Бога нет, то какой же я после того капитан?» Если нет смысла, то нет и цели, не к чему стремиться. Но жить-то стоит?

Так думает голодный сын. Он приходит в себя. Это дно, когда человек вдруг понимает, что надо что-то делать. И он решается: пойду домой, пойду к отцу. Я готов жить у него не как сын, а как наемный работник. У него работники едят хлеб досыта.

Сын возвращается к отцу. Он вырос, он все понял, он воскрес. Так сказал его отец: «“Этот сын мой мертв был — и ожил, пропадал — и нашелся!” И началось веселье» (Лк 15:24). Но это еще не конец истории. Есть еще один сын, старший, он всегда был послушен отцу, и его возмущает, что этот «гуляка праздный» вернулся и его приняли.

Петр был рыбаком. Иисус позвал его и пообещал сделать «ловцом человеков». Но среди учеников Христа, апостолов, был человек, с которым Петру было трудно. А все потому, что тот раньше вымогал у него налоги, Левий Матфей. Это для нас Матфей — евангелист. А для Петра — заноза. И, когда он слышит притчу Христа о блудном сыне, Петр понимает: это он — старший сын. Это он не готов принять своего брата Матфея и простить ему прежние обиды, не готов согласиться с Богом, что спасение даровано всем людям. Бог радуется каждому кающемуся грешнику.

Апостол Петр пройдет в своей жизни через отречение от Христа уже после того, как исповедует Его Сыном Бога Живого: «“Ты — Мессия, Сын Бога Живого!” — ответил Симон Петр. “Блажен ты, Симон, сын Ионы, — сказал ему Иисус. — Ведь не разум человеческий открыл тебе это, но Отец Мой Небесный”» (Мф 16:16, 17). Слезами покаяния Петр омоет этот свой грех. Он встретит воскресшего Христа. Сначала это будет среди всех, а потом случится памятная встреча у моря Тивериадского. «Симон, сын Иоанна, любишь ли ты Меня больше, чем они?» (Ин 21:15) — прозвучит вопрос. Трижды. И трижды ответит Петр: «Да, Господи, Ты знаешь» (см.: Ин 21:15–19). И есть куда расти. К себе настоящему, к себе бесстрашному, потому что Господь зовет: «Пойдем со Мной!» Будет еще Пятидесятница с сошествием Святого Духа в виде огненных языков и многоязычной проповедью, будут вдохновенные проповеди. Но нужно идти, расти, изменяться, открыться Небесному Зову.

Господь зовет каждого обрести в этой жизни смысл. Он зовет и вас. Готовы ли вы принять решение и последовать за Ним?

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone