Тема

Бог, человек и искусственный интеллект

Всеволод Погасий
Журнал/Архив/Номер 85/Бог, человек и искусственный интеллект
Бог, человек и искусственный интеллект

Многие идеи в истории научного прогресса зачинались в умах писателей-фантастов и затем становились реальностью благодаря научным достижениям. Но в промежутке между задумкой и воплощением та или иная идея проходит путь творческой интерпретации и философского, а иногда и богословского осмысления. Этим же путем идет идея искусственного интеллекта. История ее возникновения уходит корнями в эпоху Просвещения с ее революционными мыслями об универсальности человеческого разума и механистичным представлением об устройстве мироздания. В частности, молодой Лейбниц считал, что существуют правила человеческого мышления, подобно правилам алгебраических вычислений. Имея некоторое количество идей, подобно буквам в алфавите, можно с помощью комбинаторики по этим правилам составлять новые идеи, как слова. Это позволило бы находить выход из тупиковых ситуаций в вопросах познания. Ученый верил, что можно создать механизм, который бы производил расчеты по этим универсальным правилам. Впоследствии Лейбниц отказался от мысли механистического решения философских и богословских проблем, но реализовал свои идеи в прикладной науке, создав двоичную систему исчисления и арифмометр, производящий четыре вычислительные операции (калькулятор Лейбница).

Упоминание имени этого выдающегося ученого и мыслителя здесь не случайно: два столетия спустя высказанные им идеи определили два важных вектора в кибернетике. Это появление электронных вычислительных машин, усложнение их элементной базы и алгоритмов вычислений. Другой вектор — попытка на новом уровне развития техники осмыслить возможность создания самообучающейся и самоорганизующейся машины, которая на определенной стадии своего становления стала бы способной принимать самостоятельные творческие решения.

На современном этапе компьютерного моделирования созданы самообучающиеся комплексные системы, которые получили название искусственных нейронных сетей (так как функционируют по аналогии с нейронными связями в человеческом мозге). Они используются для прогнозирования природных явлений и социальных событий, классификации big data и распознавания образов. Моделирование новых нейронных сетей активно развивается, а область их применения неуклонно расширяется. В частности, существуют исследования о возможности развития машинной психологической интуиции, которая бы использовалась в психодиагностике. Тем не менее ученые пока пессимистично говорят о создании искусственной нейронной сети, по комплексу свойств и уровню сложности приближенной к человеческому мозгу. И тем более они обходят стороной вопрос онтологического скачка от системы, копирующей человеческую природу, к искусственной личности, обладающей не только свободой в принятии решений, но и гуманистической аксиологией*.

Но вопрос, который можно было бы начать со слов «если (а может, когда?) будет создан искусственный интеллект», обретает черты проблемы этического характера и активно осмысляется в современной литературе и кинематографии. На суд читателя или зрителя выносится этическая драма в трех сценариях: можно ли продолжать называть человеком того, чье тело было практически полностью заменено искусственными органами? Можно ли будет назвать человеком искусственное создание, машину, если она проявляет личностные характеристики, если она научилась любить? Если искусственный разум, мыслящий свободно и рационально, посчитает иррациональность человеческого существа несовершенной и пагубной, если, проанализировав мировую историю, он придет к выводу, что человечество разрушает самое себя и мир, в котором живет, если он оценит уровень человеческой злости и ненависти, царящий в обществе, то он, искусственный интеллект, не обремененный «закваской порока», не посчитает ли единственно верным решением уничтожить людской род?!

Дискуссия из этической плоскости постепенно переходит в экзистенциальную. Человек будто переносит проекцию своей личности с ее онтологическими проблемами и душевными терзаниями на искусственный образ себя. Почему он это делает? Что именно так нестерпимо человеку нести самому, что он отчуждает это и перекладывает на искусственный интеллект? Ответ на подобные вопросы лежит на грани человеческого естества и духовной реальности.

Нам невыносимо осознавать свою греховность, нести свою неправоту. Мы понимаем, что, даже если для нас нет Бога, осуждение за преступление объективно существует и наказание по закону бумеранга нас обязательно настигнет. Преступление не столько в действиях и поступках, сколько в злости и ожесточении наших сердец. Искусственный интеллект выступает как беспристрастный и объективный судья, который карает за нарушение вселенского закона. Он как бы становится alter ego Судьи Небесного, изгнанного из социума и из совести. Там, где нет Бога, человечество смотрит на себя глазами машины. Секулярный мир, не знающий Творца, не знает ни силы прощения, ни глубины милости. Поэтому у рукотворного судьи для человечества один приговор — уничтожение.

Искусственный интеллект — это зеркало нас самих. Мы люди настолько, насколько мы осознаем суть нашей человечности. Но она ставит слишком высокую планку и требует от нас личностного акта, самоотверженности, сил для которых мы внутри себя не находим. Даже собрав волю в кулак, мы не сможем стать добрее. И критерии доброты у каждого свои. Вот мы и пытаемся «достроить» гипотетическую реальность, в которой проигрываем сценарии тотальной антигуманности или обретения человечности, и доводим их до логического конца. Если в нашем недалеком будущем в тайну того, что делает человека человеком, сможет проникнуть машина, если она научится любить и ради этой любви будет готова к самопожертвованию — что мешает признать ее человечность? И наоборот, если мы замыкаемся в своем эгоцентризме, осознанно и последовательно искореняем в себе такие качества, как милосердие, верность, способность почитать кого-то высшим, чем мы сами, если мы убиваем любовь, не лишаем ли мы всем этим себя человеческого достоинства? И искусственный интеллект, которому чужда человеческая этика, оказывается правее нас.

Если однажды (а может быть, когда?) искусственный интеллект будет создан, он станет продолжением нас. И разделит перед Богом нашу общую судьбу.

*Аксиология (греч. axios — «ценный», lógos — «учение»). Философское учение о моральных, этических, культурных и тому подобных ценностях, общезначимых принципах, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков; теория ценностей.

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone