Гравюра «Рыцарь, смерть и дьявол» относится к самым знаменитым и выдающимся шедеврам немецкого художника Альбрехта Дюрера (1471–1528), великого мастера Северного Возрождения. Дюрер был не только гениальным рисовальщиком, гравером и живописцем, но также математиком, писателем, теоретиком искусства, мыслителем.
Свою знаменитую гравюру Дюрер создал в 1513 году, о чем свидетельствует надпись на табличке с монограммой художника в левом нижнем углу гравюры. Размеры гравюры невелики — 24,5 х 19,1 см, но это очень значительное произведение, полное множества символических деталей, скрытых смыслов и явных реминисценций.
Рыцарь в боевых доспехах на коне движется вдоль каменистых утесов с редкими сухими деревцами, торчащими из камней. Вдали, на вершине горы, виднеется город. Рыцарь немолод, мы видим его лицо из-под поднятого забрала. Но он вполне твердо сидит в седле, руки его уверенно сжимают поводья лошади и без усилия держат тяжелое копье наперевес. Рыцарь явно возвращается с войны, под копытами его лошади мы видим череп — следы недавно проходивших здесь битв, в которых, возможно, полегли его собратья.
Рядом с лошадью бежит собака — символ преданности, верности, выносливости. Но снующие под ногами лошади ящерицы намекают на близкую опасность. И мы видим, что рыцаря сопровождают странные спутники: смерть и дьявол.
Смерть — справа от рыцаря — плетется на тощей кляче, это мерзкое существо еще не скелет, но уже полусгнившая плоть, она заглядывает в лицо рыцарю, показывая ему песочные часы как знак времени его жизни, которого осталось совсем немного. На голове у смерти — корона, вокруг которой вьются змеи, она хочет показать, что она властвует на земле. Позади рыцаря — дьявол со свиным рылом, рогами барана и вепря и крыльями летучей мыши. Он буквально преследует рыцаря по пятам, желая уловить его в свои сети. В руках у него секира, которой он готов каждое мгновение нанести удар. Смерть мечтает получить тело непобедимого воина, а дьявол — его душу.
Но рыцарь спокойно следует своим путем, не обращая ни малейшего внимания на искушающих его путников. Он — само воплощение мужества, доблести и чести. Легкая улыбка на устах рыцаря говорит о том, что ему неведом страх, он спокоен и уверен в своей защите. Не возникает ни малейшего сомнения, что это христианский воин.
Как считает большинство историков искусства, эта гравюра навеяна сочинениями голландского гуманиста и богослова Эразма Роттердамского (1468–1536), современника Дюрера, в частности его «Руководством христианского воина» (Enchiridion militis Christiani). В этой книге говорится, что христианин не должен сворачивать с пути истины, какие бы призраки ни пугали и ни искушали его.
Конечно, и Эразм Роттердамский, и сам Дюрер хорошо знали текст о духовной брани из Послания к Ефесянам, который приходит на память, когда мы рассматриваем эту гравюру: «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф 6:10–17).
Нередко исследователи творчества Дюрера указывают и на близость гравюры к псалму 22:4: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня».
Дюрер жил в те жестокие времена, когда повсюду в Европе велись кровавые войны, в том числе и религиозные, когда эпидемии выкашивали огромное число людей, а засуха или наводнение могли заставить население целых стран умирать от голода. К тому же люди были склонны во всем видеть дьявольские козни, внушающие им панический страх. Словом: опасность подстерегала человека на каждом шагу.
Как писал английский поэт-романтик Шелли,
Альтбрехт Дюрер. Автопортрет«Смерть и здесь, смерть и там,
Смерть идет по пятам,
Смерть везде, смерть кругом,
Всюду смерть — мы умрем».
Но рыцарь Дюрера побеждает страх перед смертью и дьяволом, он бесстрашно и неудержимо движется вперед, не оглядываясь по сторонам, игнорируя опасность, не поддаваясь искушениям. Некоторые исследователи пишут, что в этой гравюре художник запечатлел свой автопортрет, не буквальный, но символический, в котором он выразил свое отношение к жизни. Известно, что Дюрер часто писал автопортреты. Первый из них он написал, когда ему было всего 16 лет, а в одном из автопортретов явно просматриваются черты Христа. Художник постоянно размышлял о смысле жизни, о мире, о себе, о Боге, о вере. И это отразилось в его произведениях. Кстати, сам Дюрер называл свою гравюру «Рыцарь», потому что главный герой этого произведения — рыцарь «без страха и упрека», который был для него идеалом, а не его страшные спутники.
Дюрер жил на рубеже эпох: уходило Средневековье, его сменяло Новое время. И как часто бывает в переломные времена, у людей возникало ощущение конца света. Но Дюрер был твердо убежден, что какие бы страшные события ни надвигались, какие бы ни были неожиданные встречи ему уготованы, его задача — следовать своим путем, который он выбрал в ранней юности, — художника и христианина. Этим объясняется многое. Он верил, что его ведет Бог, а ему только нужно исполнить свое предназначение. И потому он был полон твердой решимости не сворачивать с пути, не отказываться от творчества, от поисков высокого, прекрасного и нравственного.
Глядя на эту гравюру, на бесстрашную фигуру рыцаря, зная жизнь и творчество Дюрера, я вспоминаю слова Христа, записанные в Евангелии от Иоанна:
«В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир»
(Ин 16:33).
Фото: wikipedia.org