Мир Библии

Рыцарь веры

Иван Лобанов
Журнал/Архив/Номер 81/Рыцарь веры
Рыцарь веры

Что означает выражение «рыцарь веры»? В каком смысле «рыцарь»? Ведь здесь не идет речь о человеке благородных нравов, соответствующих кодексу галантного поведения, и не о человеке, облаченном в латы, со щитом и копьем. В начале XVII века подобный образ рыцаря появился в пародийном романе Мигеля де Сервантеса Сааведра «Дон Кихот», который, впрочем, как пародию читатели не восприняли, и «рыцарь печального образа» зажил своей полнокровной жизнью, став одним из «вечных спутников» человечества, по выражению Дмитрия Мережковского.

Рыцарь — это человек, преданный идее. И в этом смысле рыцарь веры — это человек, погруженный в веру, полагающийся на нее как ратник на свое копье. Новый Завет предлагает нам описание его вооружения для битвы «со всеми злыми духами из мира небесного» (Эф 6:12–17, здесь и далее пер. под ред. Кулакова). Верующему для победы надлежит облечься в следующие доспехи — пояс истины, броню праведности, обувь готовности проповедовать Евангелие, щит веры, чтобы отражать пылающие стрелы лукавого, шлем спасения и меч духовный — Слово Божье.

Сразу скажем, что мы осознаем речевой анахронизм в использовании слова «рыцарь» в контексте Священного Писания и сразу оговариваем это. В контексте долгой культурной истории Писания и рыцарства это простительно.

Царь-победитель, царь-воин, герой веры — это перечисление сразу вызывает в памяти имя Давида. Микеланджело представил его исполином, замершим перед броском из пращи. Но обратимся к библейскому повествованию.

В Первой книге Царств начинается история Давида. В 16-й главе мы читаем о его помазании в цари — вместо первого царя Израиля Саула, которого Бог отверг за непослушание. Пророк Самуил по велению Божьему приходит в Вифлеем в дом отца Давида. В это время его младший сын Давид пасет овец. Его работа требует не только умения, но и мужества: Давид оберегает свое стадо от крупных хищников, волков, медведей и львов, которые бывало уносили овцу из отары. Тогда он гнался за ними и спасал овцу, а в сражении хватал зверя за гриву и разил насмерть — в том числе львов и медведей.

Отца Давида звали Иессеем. Вот он выводит семерых сыновей к пророку, все они статны и красивы, но Самуилу Бог говорит, что среди них нет Его избранника: «Не смотри на красоту и высокий рост… Ведь Я смотрю не так, как смотрит человек: люди смотрят на внешность, а Господь взирает на сердце» (1 Цар 16:7).

Иессей послал на поля за младшим. Его «привели, он оказался румяным, миловидным, с красивыми глазами. Господь сказал: “Не медли совершить помазание над ним — это он!” Самуил взял рог с елеем и помазал его среди братьев его; Дух Господень сошел на Давида и с того дня пребывал на нем» (1 Цар 16:12, 13). Но богобоязненный Давид даже после этого не свергает Саула с престола, а исполняет волю Божью.

Сначала он продолжает пасти овец. Затем, поскольку он хорошо играет на лире и поет, его приглашают к Саулу во дворец, чтобы утешить царя пением во время его головных болей и припадков. От песен Давида Саулу становилось легче.

А затем случилось знаменательное событие, после которого Давид стал оруженосцем царя. Это известная история о Голиафе из Гефа. Когда два войска, филистимлянское и израильское, сошлись, Голиаф предложил израильтянам: «Выберите одного из своих воинов, и пусть он выйдет ко мне. Если он в бою одолеет меня и убьет — мы станем вашими рабами, а если я одолею его и убью — вы станете нашими рабами, будете служить нам» (1 Цар 17:8, 9). Роста Голиаф был трехметрового, на нем были доспехи весом около 60 килограммов — только один наконечник копья весил килограммов семь. Не нашлось никого, кто бы решился биться с ним. Так продолжалось сорок дней. И тут пришел Давид с провизией для своих братьев-воинов, он услышал этот призыв и сказал царю, что готов принять бой: «Господь, избавлявший меня от львиных когтей и от медведя, избавит меня и от рук этого филистимлянина». Тогда Саул сказал Давиду: «Иди, и да пребудет с тобой Гос­подь!» (1 Цар 17:37).

Без доспехов (в них он ходить не привык), с пастушьей сумкой и посохом, выбрав из ручья пять гладких камней, он вышел навстречу Голиафу. Тот увидел молодого человека и рассмеялся: «Разве я собака, что ты вышел против меня с палкой?» Но Давид ответил: «Ты идешь на меня с мечом, копьем и дротиком, а я выхожу против тебя с именем Господа Воинств, Бога ополчений израильских, над которыми ты насмехался. Сегодня Господь предаст тебя в мои руки…» Так и случилось. Камень, пущенный им из пращи, попал Голиафу в голову, и тот упал ничком (см.: 1 Цар 17:38–51).

«Когда Давид и все войско возвращались домой после победы над Голиафом, женщины из всех израильских селений выходили навстречу царю Саулу с радостным пением и плясками, с бубнами и струнными инструментами. Они пели и танцевали, восклицая: “Саул сразил тысячи, а Давид — десятки тысяч!”» (1 Цар 18:6, 7). Эта хвала вызвала в Сауле зависть к славе Давида. В конце концов Давиду пришлось убежать из дворца, в котором он занял особое положение, став зятем и другом Ионафана, сына царя.

Получается, что для истинного рыцаря веры не нужны ни латы, ни воинские навыки, важнее сила духа и ревность о Боге. Как позднее напишет сын Давида Соломон: «И присмотрелся я к происходящему под солнцем: не быстрый побеждает в беге и не могучий — на войне, не мудрым достается хлеб, не сведущим — богатство и не знающим отдают предпочтение...» (Эккл 9:11); «Готовят коня ко дню битвы, но победа — от Господа» (Притч 21:31).

А для нас, живущих в другую эпоху, сражающихся с трудностями технологического века, из этой истории следует вот что. Все проблемы, что встают перед нами и кажутся непреодолимыми, на самом деле разрешаются, если учесть, что иногда мы преувеличиваем глубину и остроту нашего переживания. Если мы сами не в силах с ними справиться, значит, есть Тот, Кто может. И Его надо звать на помощь. Порой стоит выждать и успокоиться. И страх отступит, придет трезвая мысль. И тогда камень из ручья окажется действеннее самого мощного меча или тяжелого копья. Вставшая в трехметровый рост трудность падет перед вами, а вы окажетесь на коне. Сорок дней издевался исполин над Божьим войском и насмехался над их верой. А потом пришел Давид.

«Господь — скала моя, крепость моя, Избавитель мой. Бог мой — защита моя: в Нем прибежище мое, Он — щит мой, сила спасения моего, твердыня моя!.. Воззову я к Господу, достойному славы, — и от врагов моих буду спасен» (2 Цар 22:2–5), — эти слова принадлежат самому славному из царей Израиля — царю Давиду, известному иудейской и христианской традициям как псалмопевец. В Книге псалмов — благодарственных, вопрошающих, радостных, покаянных — Давид молитвенно отразил жестокие реалии своей жизни — прозрения, падения и победы.

В истории человечества возникла одна страшная проблема — проблема смерти. Человек смертен, это одно из последствий грехопадения, как сообщает нам Священное Писание: «Через одного человека вошел в мир грех, а через грех — смерть; смертными стали все люди, поскольку все согрешили» (Рим 5:12); «Грех смертью платит…» (Рим 6:23). Но есть решение, есть выход, есть победа, она — в Господе нашем Иисусе Христе: «…дар Божий есть жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 6:23). Жизнь не заканчивается смертью. Последняя книга Биб­лии, Откровение, говорит, что грядет всадник на белом коне: «И увидел я открытое небо, и вот конь белый и Всадник на нем. [Зовется] Он “Верный и Истинный”, Он праведно судит и воюет. Глаза Его [как] пламя огня, на голове Его много диадем, и начертано на Нем имя, которого никто, кроме Всадника Самого, не знает» (Откр 19:11, 12). И на Новой земле у спасенного человечества не будет ни греха, ни смерти, ни слез.

С нашей стороны нужно немногое — поверить и присоединиться к духовному воинству. Для этого не нужно брать в руки оружие, но необходимы мужество и решимость, чтобы встать на сторону Христа и последовать за Ним. В кого веровать? Веруй в Бога — и будешь спасен! Веруй во Христа Победителя — и Он ободрит тебя! Веруй в Духа Святого — и Он поддержит тебя! Да благословит вас Господь!

Фото: Getty Images

Работает на Cornerstone