Тема

«В рай — через Голгофу»

Владимир Попов
Журнал/Архив/Номер 81/«В рай — через Голгофу»
«В рай — через Голгофу»

«Подсудимый Н. Г. Батурин не пел советских песен, не читал советскую литературу, не посещал кино, театров и клубов. Напротив, читал и проповедовал Евангелие, посещал собрания баптистов, пел религиозные песни, воспевал загробную жизнь и тем самым отвлекся сам и других отвлекал от общественно-политической жизни, то есть совершил преступление, предусмотренное ст. 58, п. 10, часть II — антисоветская агитация, и п. 2 — групповая»1, — гласило обвинительное заключение, составленное на двадцатилетнего Николая Батурина в августе 1949 года.

Николай был приговорен к десяти годам лишения свободы. Так началась для молодого христианина длительная эпопея тюрем, лагерей, ссылок, лишений и духовного труда.

Родился Николай в декабре 1927 года в христианской семье, проживавшей на станции Иланской Канского округа Сибирского края. Отец, как пресвитер местной общины баптистов, был арестован 28 апреля 1936 года и этапирован в Мариинск.

В течение двух лет от отца приходили письма, а затем перестали. Пытаясь узнать о судьбе мужа, мать Коли писала запросы в разные инстанции.

Наконец сотрудник местного отделения НКВД дал ответ: «Ваш муж Батурин сослан в дальние лагеря без права переписки». Теперь-то доподлинно известно, что формула «без права переписки» означала расстрел. Однако через 17 лет семья получила еще одну ложную справку: «Батурин умер 17 марта 1941 года от истощения». Только с приходом гласности и перестройки, когда были открыты архивы, родным удалось узнать, что Батурин был расстрелян 12 марта 1938 года.

Отцовский пример жертвенного служения всегда стоял перед глазами сына. Пережив полное обращение к Богу, Николай 3 октября 1945 года ночью с группой молодежи из 40 человек принимает крещение в холодных водах Енисея. В его сердце созрело бесповоротное решение служить Богу и ближним. Следователь, отметивший в обвинительном заключении, что вина арестованного юноши — стремление жить для Бога и неба, во время допросов яростно кричал: «Мы тебя стащим с неба на землю!»

Начало срока заключенный Батурин отбывал в подмосковной тюрьме. Работая по технической части на спецобъекте, он использовал любую возможность для свидетельства о Боге. Когда его товарищи через беседы с Батуриным потянулись к вере, начальство всполошилось. Посыпались угрозы о возбуждении нового дела за «антисоветскую агитацию». Дело не завели, но отправили Батурина в Воркутинский лагерь. Там на первых порах условия были сносные. Среди лагерников даже образовалась христианская группа. Вместе молились, пели, размышляли о библейских истинах.

28 сентября 1955 года Батурин получает досрочное освобождение. Но без права выезда из Заполярья. В Воркуте была живая евангельская община, состоявшая из бывших узников и ссыльных. Там Батурин пережил радостное событие в личной жизни. К нему приехала невеста Валентина, с которой он давно переписывался. Бракосочетание молодых совершил тоже отбывавший там ссылку известный проповедник Григорий Абрамович Гамм.

Вскоре семья Батуриных получила возможность покинуть Заполярье и обосноваться в городе Шахты Ростовской области. В местной церкви молодой проповедник сразу же начинает организовывать молитвенные и библейские группы по изучению Священного Писания, выступать с живыми жизненными проповедями на богослужениях, заниматься с хористами.

Но общая атмосфера складывалась очень тяжелая. Под давлением поборников атеизма служителям запрещали водить детей на богослужения, вести миссионерскую, просветительскую, духовно-воспитательную работу.

Сплошные ограничения нормальной церковной жизни привели к возникновению организованного движения за независимость христианских общин от вмешательства богоборческих сил во внутрицерковную жизнь.

В августе 1961 года Николай Георгиевич Батурин стал одним из основателей движения за пробуждение и возрождение полноценной церковной жизни на евангельских принципах.

В июне 1962 года служители-единомышленники посвятили Батурина на пресвитерское служение. Начинается его активный труд в обновленной Шахтинской общине и во вновь образованном духовном центре.

13 декабря 1962 года деятельность Батурина прерывается арестом и приговором к пятилетней высылке в Иркутскую область. Ссылка оказалась не столь продолжительной. Ее сняли через два с половиной года. В то время обозначились некоторые послабления в гонениях. Многих осужденных за активную веру реабилитировали, но около 50 верующих все еще находились в заключении.

На совещаниях служителей было принято решение направить ходоков к главе государства председателю президиума Верховного совета А. И. Микояну. После длительных ходатайств и напряженных ожиданий 22 сентября 1965 года в Кремле, на самом высоком уровне, приняли баптистскую делегацию, состоящую из пяти человек2. Возглавлял посланцев церквей Николай Батурин. Ему же Микоян предложил выступить в качестве главного докладчика. Микоян прерывал выступления других членов делегации из-за того, что они давали волю эмоциям. Речь Батурина глава государства и свита из высокопоставленных чиновников слушали внимательно. Она была выдержана в спокойном тоне и хорошо аргументирована. Из рук Батурина Микоян получил увесистый пакет с фотографиями и письменными сообщениями. Казалось бы, Батурин, выходец из простой и бедной крестьянской семьи, не получивший высшего образования, вряд ли должен был подходить на роль полномочного посла от тысяч верующих. Но он с такими ответственными полномочиями справился блестяще.

Глава государства заверил ходоков, что факты преследований будут изучены, виновных накажут, а отношения между церковью и государством будут урегулированы. Но через месяц Микоян был отправлен на пенсию.

Год прошел в относительном спокойствии. А в мае 1966 года Николай Батурин был вновь арестован за активную духовно-организаторскую деятельность на три года. Короткое время свободы после отсидки и вновь арест 7 октября 1972 года. Лесоповал, болезнь сердца. Всего 11 месяцев пробыл Николай Георгиевич вне лагерной зоны. Духовной активности не снижал. Но служение пришлось совершать в нелегальных условиях. Готовил учебные пособия для библейских курсов, писал и редактировал статьи для журнала «Вестник Истины», устраивал конспиративные совещания служителей. Все лекции для курсов были конфискованы во время очередного ареста 5 ноября 1979 года. Пять лет строгого режима. Тяжелый этап в Кемерово.

27 января 1984 года, не выходя из лагеря, Николай Георгиевич получает еще трехлетний срок. С началом перемен в СССР, 27 сентября 1987 года, Шахтинская церковь и дети встречали своего пастыря и отца. Но Николай Георгиевич вернулся из многолетних уз не для отдыха. За полтора года посетил 111 церквей в Сибири, на Урале, Алтае, Украине, в Белоруссии, Средней Азии.

В год тысячелетия крещения Руси, 4 октября 1988 года, Николай Георгиевич оставил юдоль земную.

«Господь утвердил меня, что я послан в узы для молитвы. Молился я и о радиомиссионерах, и о родственных по духу христианских миссиях, издательствах, и о многих братьях и сестрах лично. Я понял, что молитва — это мое самое главное служение» — здесь, пожалуй, и сокрыт секрет внутренней силы и терпения узника. И на зоне, и вне ее он придерживался правила через день пребывать в усиленной молитве с постом. Как-то на одном совещании служителей сказал: «Дарований особых у меня нет, одно только могу — страдать за Христа». Известно его обращение в Верховный совет в декабре 1974 года оставить его в тюрьме до скончания дней, а всех верующих освободить. Обращение осталось без ответа3.

«В рай мы идем через Голгофу. Голгофа не только свершившийся исторический факт, она продолжается и доныне. Поношение Христово все еще не перестает звучать в адрес наименьших братьев Его, изгнанных за правду», — писал он в дневнике 27 ноября 1983 года, находясь в кемеровской тюрьме.

1 Батурин Н. Г. Подвигом добрым я подвизался // Вестник Истины, 1988, № 4.

2 Письмо из оргкомитета о приеме делегации ЕХБ Микояном А. И. 22.09.1965. Государственный архив Тамбовской области. Фонд Р-5220. Д. 278. Оп. 1. Л.286.

3 Батурин Н. Г. Биография. Рукопись. Архив Международного союза церквей ЕХБ.

 

Фото: Getty Images

Работает на Cornerstone