Ульрих Цвингли (1484–1531) — швейцарский реформатор, один из трех отцов Реформации. Он родился в деревне Вильдхаус (кантон Санкт-Галлен) в семье аммана1. В пять лет Цвингли отдали в школу в коммуне Везен. В десять лет Ульрих пошел в латинскую школу в Базеле, затем в 13 лет в Берне поступил в школу, в которой впервые в Швейцарии начали изучать древние языки. Там Цвингли начал писать стихи и учился играть на многих музыкальных инструментах.
В 1498 году он поступил в Венский университет, в 1501-м — в Базельский. В 1505 году Цвингли познакомился с гуманистом Томасом Виттенбахом и под его влиянием перешел от изучения античной классики к изучению Писания. В 1506 году Цвингли стал магистром философии. В том же году в кантоне Гларус освободилось место священника, и жители предложили его перспективному молодому человеку. Новый священник с жаром взялся за дело. Помимо обычных священнических обязанностей он успевал заниматься образованием паствы (в частности, открыл латинскую школу) и писать свои первые литературные произведения.
Швейцарский Союз в 1499 году получил независимость от Священной Римской империи2, что вызвало рост патриотизма в стране. Швейцарцы, храбрые и непобедимые в бою, для многих европейских государей оказались выгодным «товаром» — их активно нанимали в разные армии. Столкнулся с этим и Цвингли, который в 1512 и 1515 годах как капеллан сопровождал швейцарцев-наемников в Италию, где Римский Папа воевал с французским королем. У Цвингли появились влиятельные враги, он был вынужден в 1516 году покинуть Гларус и стал капелланом в Эйнзидельн3.
В том же году Цвингли лично встретился с Эразмом Роттердамским, самым именитым ученым-гуманистом, и возобновил свои занятия древнегреческим языком. Особенно он увлекся посланиями апостола Павла. Интерес к Писанию привел пытливого священника к критике ряда церковных обычаев. Так, встречая паломников, стекавшихся к бенедиктинскому аббатству в Эйнзидельне, Цвингли указывал, что в их путешествии нет никакой пользы, если люди не каются и не обращаются к единственному Источнику спасения — Христу.
В январе 1519 года Цвингли стал священником кафедрального собора Цюриха Гроссмюнстер. Проповедник ввел новую практику: чтение и разбор для паствы целиком всего Нового Завета. Невзирая на указ цюрихского совета, запрещающего священнику вторгаться в мирские дела, Цвингли продолжал проповедь против наемничества. В это же время Цвингли знакомится с трудами Джона Уиклифа, Яна Гуса, Мартина Лютера, которые укрепили его нараставший скепсис по отношению к церковным правилам. Осенью 1519 года Цвингли заболел чумой и чудесным образом выжил. Во время болезни за ним ухаживала красивая, умная и заботливая женщина — вдова Анна Рейнхардт; болезнь проповедника стала началом их отношений.
Титульный лист Цюрихской Библии. 1531В апреле 1521 года Цвингли написал свое первое реформационное сочинение, где доказывал, что пост — это только правило воздержания, идущее от людей, а не божественное повеление. В следующем году он тайно женился на Анне и продолжал активно писать и доказывать следующее: в Церкви не может быть господ, все друг другу братья; Слово Божье — основа церковного авторитета; ни Дева Мария, ни святые не спасают людей. В январе 1523 года цюрихский совет устроил диспут между Цвингли и его оппонентом Иоганном Фабером. На диспуте Цвингли представил свои «67 тезисов», где была описана программа церковных реформ. После победы Цвингли городской совет ее реализовал: месса была упразднена, богослужение стало проводиться на немецком языке, все церковные обряды стали совершаться бесплатно, духовенство стало официально выборным. Весной 1524 года Цвингли наконец смог публично обвенчаться с женой. Он принял сына Анны от первого брака как родного и в целом занимался семейными делами не менее вдохновенно, чем церковными.
В этом же году он начал вместе со своим другом Лео Юдом перевод Библии. Реформы же продолжали идти полным ходом: летом изъяли иконы и статуи, в 1525 году были упразднены монастыри. В том же году было открыто первое в Швейцарии протестантское учебное заведение Каролинум4. Реформы коснулись и общественной жизни: были введены церковные книги для крестин и свадеб, старшим было запрещено принуждать молодых к браку, запрещены пьянство и азартные игры.
Вторая половина 1520-х годов прошла в напряженной полемике: Цвингли спорил и с анабаптистами, настаивавшими на крещении только во взрослом возрасте, и с Лютером по поводу Евхаристии, которую Цвингли понимал строго символически, а также с католиками. В 1526 году Цвингли был заочно осужден в Бадене как еретик, и с этого момента появилось размежевание между кантонами, поддержавшими реформатора, и кантонами, оставшимися католическими.
В 1529 году между ними разгорелись противоречия: на территории так называемых подвластных земель5 католики преследовали протестантов. После незаконной казни протестантского пастора Цюрих объявил войну католическим кантонам. Но боевых действий не последовало благодаря вмешательству кантонов-посредников. 25 июня при местечке Каппель был подписан мир, согласно которому все кантоны могут оставаться при своей вере; в «подвластных землях» вероисповедный вопрос решает для себя каждая конкретная община.
Всем было ясно, что война не за горами. Цвингли стал искать союзников и обратился к Филиппу Гессенскому, князю Священной Римской империи. Необходимо было объединить швейцарских и немецких протестантов, чему было очевидное препятствие — давний спор реформаторов о Евхаристии. Осенью 1529 года Лютер и Цвингли со своими соратниками встретились в Марбурге. Страстный, непримиримый, резкий и необузданный Лютер столкнулся с вежливым, ровным в обращении Цвингли, отличавшимся, несмотря на принципиальность, добродушием и прекрасным чувством юмора. Несмотря на то что в составленном по итогам собеседований документе, Марбургских статьях, был только один пункт расхождения — Евхаристия, Лютер отказался пожать Цвингли руку и признать его единоверцем, а немецкие княжества вынуждены были отказать Цвингли в поддержке.
Дом, где родился Цвингли. Вильдхауз, современный кантон Санкт-ГалленВ 1531 году конфликт с католиками возобновился. Большинство жителей протестантских кантонов не хотели воевать, в итоге удалось собрать только небольшую армию. Отряд, где Цвингли был капелланом, столкнулся с католическим, превосходившим его в четыре раза. Цвингли не сражался сам, хотя стоял в передних рядах. Его задача была утешать раненых и поддерживать бойцов. Мужественный капеллан был ранен и остался на поле боя. Ночью его нашли солдаты-католики и убили как еретика. После суда мертвого Цвингли четвертовали, сожгли, а пепел, смешанный с пеплом свиней, развеяли по ветру. В 1838 году на месте сражения был поставлен гранитный памятник.
Ульрих Цвингли — идеальный герой Реформации: глубоко образованный человек, стойко отстаивающий свои убеждения, религиозный новатор, принципиальный и вместе с тем гибкий, всегда готовый к диалогу, погибший в бою, причем не как солдат, а как пастырь.
1 Крестьянский старшина.
2 Государство, просуществовавшее до 1806 года. Включало территории Германии, Италии и Чехии.
3 Сейчас — коммуна Айнзидельн в кантоне Швиц.
4 Сейчас — Цюрихский университет.
5 Не имеющие самостоятельности территории Швейцарского Союза, которые управлялись чиновниками из разных кантонов.
Фото: wikipedia.org