Тема

Иисус — мой супергерой?

Татьяна Горбачева
Журнал/Архив/Номер 81/Иисус — мой супергерой?
Иисус — мой супергерой?

«Иисус — мой супергерой, моя звезда, мой лучший друг!» — пели мои дети в воскресной школе. Как это современно сказано! «Супергерой» борется с злодеями, освобождая мир. Звезда — в переносном смысле — это яркий, незаурядный человек, чьи таланты и заслуги признаются многими. На звезд равняются, стараются быть похожими. Лучший друг — тот, кому мы доверяем, с кем мы хотим быть рядом, разделять горести и радости. На языке, понятном для современных детей, представления о Христе звучат ярко и незаурядно. Давайте посмотрим, насколько библейский образ Христа соответствует популярным представлениям о героях.

Образ героя известен в греческом эпосе. Рожденные от союза богов и людей герои проходили испытания и совершали необыкновенные подвиги. Некоторые из них смогли заслужить бессмертие и войти в пантеон богов, другие из-за превратностей судьбы не достигали этой высшей награды. На героев смотрели с удивлением и восхищением, им поклонялись, но не как богам, а как выдающимся людям. Всем известны имена Геракла, Персея, Ахилла, Одиссея и Орфея — они навсегда вошли в историю.

Что же нам говорит Писание об Иисусе? Если говорить о Его сходстве с древними героями Эллады, то и Его рождение было необычным — Он родился на свет от Святого Духа и девы Марии. Он пришел на землю с определенной миссией. Аналогично героям, он проходил испытания и совершал чудеса, затем Он умер и достиг бессмертия. Но для греческого разума была проблемой Его божественность. Греки не могли вместить того, что Он претендовал на тождество с самим Богом Отцом. Поэтому в 1 Кор 1:23 апостол Павел пишет, что проповедь о Христе воспринимается ищущими мудрости эллинами как безумие.

Иисус — мой супергерой?Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» на Бродвее

Был ли Иисус героем с точки зрения Ветхого Завета? Образ Мессии, помазанника, царя и освободителя израильского народа тоже во многом схож с Иисусом Христом. Он рожден в Вифлееме, месте, предсказанном пророками, Он заявил о Своей миссии, процитировав Книгу пророка Исаии: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытые темницы, проповедовать лето Господне благоприятное…» (Ис 61:1), — и исполнил все это во время Своего земного служения. Множество чудес и знамений сопровождало это служение, вызывая среди окружавших Его людей закономерный вопрос: «Ты ли Тот, Который должен прийти?» (Мф 11:3). Сходство это породило среди иудеев ожидание конца времен, по их представлениям, Машиах должен был явить Свою силу и в царском статусе освободить Израиль от захватчиков. Нежелание Иисуса открыто признавать Свое мессианство, Его отказ от силовых действий породили среди группы иудеев гнев и разочарование, что привело к распятию и крестной смерти Иисуса. Таким образом, иудейским представлениям о герое-мессии Иисус тоже не соответствовал.

В Новом Завете нам открывается образ Христа, отличный от того, каким Его себе представляли иудейские лидеры, но понятый и принятый бедными и обездоленными, грешниками, больными и даже иноверцами. К удивлению авторов Евангелия, простая вера позволяла обычным скромным людям видеть то, что недоступно избранным. Поразительное откровение в отношении Иисуса обретают уверовавшие, и удивительная слепота поражает неверующих. Получившие неожиданное исцеление и освобожденные от нечистых духов свидетельствовали о чуде пришествия Божьего Царства. Однако естественное желание людей поставить Его царем Он отклоняет, как и предложение сатаны царствовать над всем миром. Но разве не это цель героя?

Божественность Иисуса стала камнем преткновения и для греков, и для иудеев, она становится водоразделом между религиями. Христологические споры, которые велись первые три века христианства, приводят к прояснению учения о двух природах Христа — человеческой и божественной. Ии сус, как Бог, превосходит все представления людей о героях. В христианской традиции место героев занимают апостолы, подвижники, святые. Они совершают чудеса, их жизнь становится служением другим, они преодолевают различные искушения, многие отдают и свою жизнь, становясь мучениками. О них слагали рассказы, в их честь называют детей, празднуют выдающиеся события их жизни. Святые — безусловный пример для подражания, и их вера вызывает восхищение и преклонение. Однако сегодня святой идеал кажется людям слишком эфемерным и высоким, чтобы к нему стремиться и на него равняться. Поиск современного человека сосредоточен на том, что отвечало бы запросам материальной жизни, ему хочется увидеть земного героя, живущего здесь и сейчас.

Поэтому современная культура прагматизма и материальности формирует своего героя: он успешен в карьере, обеспечен материально, ищет удовольствие в путешествиях, развлечениях, сексе. Он находит свое призвание, реализует себя в работе — все это становится очень важным. Профессиональная занятость героя приносит глубокое удовлетворение, социальные связи развивают человека в личностном отношении, его отличает прежде всего яркое проживание собственной жизни. Чтобы герой не был слишком уж неправдоподобным и слащавым, в его литературной или кинематографической судьбе возникают некие диссонансы — в семейной жизни или в карьере. В этот образ вполне вписываются доктор Хаус, Менталист, Железный человек. Герой для подростков обладает вдобавок еще и волшебными способностями — как супергерои MARVEL или DC. Чаще всего героя отличают ум, сообразительность, сила, целеустремленность. Цели, к которым он стремится, чаще всего лежат в практической или профессиональной плоскости. Духовные и этические качества субъективны, они не в фокусе внимания, герой представляется как харизматичный, но циничный человек.

Литературный критик Светлана Замлелова, иллюстрируя материальный аспект героя нашего времени в литературе, пишет: «Не будет ли верным предположить, что типичным представителем нашей эпохи является человек, предпочитающий материальное идеальному, приземленное возвышенному, тленное вечному, земные сокровища всем прочим сокровищам? И если это предположение верно, то героем нашего времени можно смело назвать Иуду»1. Многие пытаются понять, почему и зачем Иуда предал Христа, но можно видеть в целом то, что именно он выбрал. Тридцать серебреников были незначительной суммой, которая вряд ли прельстила Иуду. Иуда явно был не согласен с Учителем-Мессией — что и как Тот делал, это и побудило его предать Иисуса. Небесное Царство, проповедуемое Иисусом, непонятно что сулило ученикам и еврейскому народу здесь и сейчас. Иисус так и не стал героем-освободителем еврейского народа. Подобно Иуде общество потребления не способно сохранять верность идеалам, не связанным с прагматически измеримыми результатами.

Иисус — мой супергерой?Архип Куинджи. Христос в Гефсиманском саду. 1901

Наряду с такими героями в культуре постмодернизма отмечают тенденцию ухода от героя как такового. Пост­модернистская культура выдвигает идею деконструкции, демонтажа как основного принципа современного искусства. При этом, согласно постмодернистам, прежняя культура не уничтожается, а напротив, связанность с ней подчеркивается, но в то же самое время внутри нее происходит нечто принципиально новое. Наряду с деконструкцией важнейшим является и принцип плюрализма, множественности сущностей в существующей реальности, которые не могут быть сведены к единому началу. Желая освободиться от рамок общепринятых канонов и интерпретаций смыслов, человек стремится создать свое видение жизни, пусть фрагментарное и субъективно связанное с собственными переживаниями, но подлинно свое. В ответ на эту потребность культура предлагает продукты, максимально лишенные героизма, в которых каждый из читателей или зрителей потенциально может стать героем. Тенденция ухода от героизма характерна для кризисных времен, деконструирующих прежнюю картину мира и захваченных хаосом происходящего. Кажется, что разрушение основ и ценностей предыдущих эпох или приведет к полному краху общественного уклада, или обнажит нерушимые истины2.

На этом фоне историческая фигура Иисуса Христа воспринимается как общепринятая, общеизвестная, окаймленная религиозными правилами, традициями и обильными богословскими размышлениями. И при всем этом множестве мнений — непонятая. Он не вписывался и не вписывается в популярное мнение об идеале человека. Христос явил Себя не героем, не супергероем, а Источником всего, что есть в этом мире, который пришел к людям с Вестью о спасении и даровал им жизнь вечную через Свои страдания, крестную смерть и воскресение. Подобно современным людям Он чувствовал Себя чужим в прагматичном мире Римской империи, Он критиковал изжившие себя традиции и формализм религиозных властей, но взамен Он предлагал путь истинной свободы в Духе.

Современный мир не похож на мир времен Христа, но он также далек от проповедуемых Иисусом неутилитарных идеалов Царства Небесного. Евангелие и сегодня продолжает быть вызовом миру, а подлинное следование путем Христа требует от человека того, что можно назвать настоящим героизмом.

1 Доклад Замлеловой С. Г. на круглом столе совета по критике Союза писателей России «Герой нашего времени в современной российской литературе». Электронный ресурс: URL:https://www.rospisatel.ru/ks-kritika-2016.htm (дата обращения 19 февраля 2021 года).

2 Федоров А. А. Литература постмодернизма конца XX века: человек в мире современной культуры // Вестник Башкирского университета, 2011. № 4. Электронный ресурс: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/literatura-postmodernizma-kontsa-xx-veka-chelovek-v-mire-sovremennoy-kultury (дата обращения 19 февраля 2021 года).

 

Фото: Getty Images, wikipedia.org


Работает на Cornerstone