Античная культура отдала дань уважения своим героям, мужественно терпевшим лишения и презиравшим смерть, и христианство, появившись в эпоху Поздней Античности, по-своему переосмыслило этот образ. Христианскими героями стали мученики, готовые на смерть ради Христа. В «Пастыре Ермы», известном христианском тексте II века, мученики названы одним из оснований Церкви. Повествования о мучениках стали важным жанром христианской литературы, призванным воодушевить христиан. Особенно известными среди многих мучеников были те, кто претерпел особо жестокие пытки: например, знаменитый врач Пантелеймон, воины Георгий Победоносец, Феодор Тирон, Димитрий Солунский, мученицы Варвара, Екатерина, Марина Антиохийская и многие другие.
После принятия христианства в Римской империи верующих во Хри ста больше не преследовали, однако в эпоху Раннего Средневековья мученики тоже были, например епископ Никасий Реймсский (V век), старавшийся спасти паству ценой своей жизни, и король Восточной Англии Эдмунд Мученик (IX век), замученный викингами-данами за отказ поклониться языческим богам. Литература о христианских героях стала напоминать полноценные биографии, авторы которых ориентировались на античные повествования о героях, например на Плутарха. К христианским героям, мужественным и стойким, можно отнести знаменитого проповедника Иоанна Златоуста (IV век), смело обличавшего правителей и за это лишенного епископской кафедры.
В Высокое Средневековье появляется новый герой — защитник веры. В крестовых походах, где воедино слились желание защитить единоверцев на Святой земле от мусульман, жажда власти и наживы и желание многих потерянных людей найти свое место, сформировалось европейское рыцарство и его идеалы. Французская «Песнь о Роланде» и испанская «Песнь о моем Сиде» предлагали образ благородного воина-христианина, храбро сражающегося с врагами-иноверцами и преданного Богу и своему господину; рыцарские романы рисовали идеал братства таких воинов, готовых защищать женщин и беззащитных людей. Народная память прославляла как героев христианских монархов-воинов — английского короля Ричарда Львиное Сердце (XII век), французского короля Людовика IX Святого (XIII век), русского князя Александра Невского (XIII век). Особое место среди христианских героев занимали князь-воин и князь-примиритель Владимир Мономах (1053–1125) и покровительница христианского искусства грузинская царица Тамара (1166–1213).
Йохан Симон Неггес. Портрет Джона Уиклифа. XVIII векВ Позднее Средневековье по-прежнему остаются популярными христиане-воины, защищавшие как веру, так и родную землю: сербский князь Лазарь, погибший в битве с турками на Косовом поле в 1389 году, русский князь Дмитрий Донской (XIV век), чешский гуситский полководец Ян Жижка (XV век). Появились также христианские герои-первопроходцы, в конце XV — начале XVI века открывшие новые земли, — Христофор Колумб и Васко да Гама. Особо можно выделить женщин-героинь, например Жанну д’Арк (XV век), которая, по ее словам, получила откровение, что она должна защитить Францию от захватчиков-англичан. Можно отметить и героя-книжника, отстаивавшего свои убеждения, Джона Уиклифа, первого переводчика Библии на английский язык.
В эпоху Реформации на первый план вышли убежденные люди, открыто отстаивающие свои взгляды. Помимо всем известных отцов Реформации это харизматичный лидер гугенотской партии и мать Генриха IV Жанна д’Альбре, основатель квакерства Джордж Фокс, новоанглийский баптист Роджер Уильямс, отстаивавший свободу совести. Протестанты, вполне в духе Иоанна Златоуста, могли активно противоречить государям, как, например, один из родоначальников шведской Реформации Олаус Петри, написавший критические по отношению к власти исторические произведения и чуть не поплатившийся за это головой, и знаменитый шотландец Джон Нокс, одинаково страстно выступавший и против Марии Стюарт, и против Елизаветы I.
Эта эпоха прославляла христиан, готовых на рискованные и новаторские действия. Именно в эту эпоху жили отцы-пилигримы, основавшие США, великие ученые-первооткрыватели Роберт Бойль и Исаак Ньютон, католические миссионеры Франциск Ксаверий, «апостол Цейлона» Иосиф Ваз, создатель церковной организации в Южной Америке Торибио Алфонсо де Могровехо-и-Робледо.
Джеймс Торнхилл. Портрет сэра Исаака Ньютона. Около 1709–1713В эту эпоху снова появляются мученики — те, кто был казнен за исповедание Христа иноверцами (например, множество корейских и японских мучеников-католиков, убитых во время гонений на христианство), а также христиане, которые были убиты в ходе политических конфликтов другими христианами за свои взгляды. Среди мучеников-протестантов, убитых католиками, — один из первых английских протестантов и переводчик Нового Завета Уильям Тиндейл, основатель англиканства архиепископ Томас Кранмер и множество протестантов, сожженных как еретики в правление королевы Марии I Тюдор, гугенот Анн Дюбур, казненный за свою веру по настоянию французского короля. Были также и мученики-католики, убитые протестантами: автор знаменитой «Утопии» Томас Мор, исландский епископ Йоун Арасон (1484– 1550), возглавивший сопротивление датчанам-поработителям, ирландский епископ Оливер Планкетт (1629–1681). Кроме того, это протестанты, казненные протестантами других деноминаций, в частности многие анабаптисты и квакеры. Отметим также русских старообрядцев, казненных за свои убеждения и ставших символами стойкости и непреклонности, — протопопа Аввакума Петрова и боярыню Феодосию Морозову (1632–1675).
Непрерывные войны в XVI– XVII веках по-прежнему требовали мужественных воинов-героев. Такими были героиня Нидерландской революции Филиппа-Кристина де Лален, лично руководившая обороной города Турн от испанцев-католиков, французский адмирал Гаспар де Колиньи, глава гугенотской партии, убитый во время Варфоломеевской ночи, и многие другие. Если среди славянских народов еще сохранялся спрос на боевое братство и личные подвиги воина-христианина (например, в среде казачества), то в других частях Европы рыцарские идеалы постепенно приходят в упадок, и иные христианские качества выходят на первый план — мудрость и доброта.
Христиан Йенсен. Портрет Николая Грундтвига. 1843В XVIII–XIX веках главными героями становятся миссионеры: основоположник массовой миссии иноверцам Уильям Кэри, проповедник среди индейцев Дэвид Брейнер, китайский миссионер и популяризатор идеи «Великого Поручения» Хадсон Тейлор. Героями для своих народов стали «апостол пигмеев» Аполос Кивебулая и основоположник литературы на языке оромо1 Онисим Несиб. Среди миссионеров было немало мучеников: французы-католики Жан-Теофан Венар и Жозеф Маршан, погибшие во Вьетнаме, «апостол Полинезии» Джон Уильямс, паж короля и первый угандийский мученик Дионисий Ссебуггваво, «апостол шона»2 Бернард Мизеки.
Проповедник, возвещающий Слово Божье и призывающий к покаянию, тоже стал восприниматься как герой и выразитель национального духа, как, например, Джонатан Эдвардс и проповедник среди саамов Ларс Леви Лестадиус. Некоторые проповедники были еще и национальными поэтами, как, например, валлиец Уильям Уильямс Пантицелин, прозванный Сладкопевцем, и финн Вильгельми Мальмиваара.
Многие национальные герои, внесшие вклад в процветание своих стран, были глубоко верующими людьми: мирянин-проповедник Ханс Хауге, создавший мощное христианское экономическое, политическое и культурное движение, и один из создателей конституции Норвегии пастор Николай Вергеланн; датский священнослужитель и реформатор образования Николай Грундтвиг; финский поэт и автор гимна Финляндии Иоганн-Людвиг Рунеберг; автор одного из гимнов Трансвааля пастор Дирк ван дер Хофф.
Билли Грэм. XX векСтал популярен христианин — общественный деятель, который борется против социальных язв невзирая на преследования и насмешки: Уильям Уилберфорс, добившийся отмены работорговли в Великобритании, чернокожие американки, боровшиеся с рабством, — Соджорнер Трут и Гарриет Табмен, основатель Армии Спасения Уильям Бут.
ХХ век дал множество мучеников во всех христианских конфессиях. Замученные безбожными властями — как и в раннехристианские времена, — они свидетельствуют о несгибаемом духе последователей Христа. Среди мучеников можно назвать российских баптистов Николая Одинцова и Николая Хмару. Особо можно отметить известных христиан, убитых за критику жестокой политики власти, — католика Рутилио Гранде Гарсиа из Сальвадора и англиканского архиепископа Джанани Лувума из Уганды. Можно упомянуть национальных героев-христиан: адвентиста Десмонда Досса, который во время Второй мировой войны отказался брать в руки оружие, но при этом получил высшую награду США за то, что, будучи санитаром, спас несколько десятков солдат; нидерландского премьер-министра и общественного деятеля Абрахама Кейпера; Дэвида Юнайпона, первого австралийского писателя-аборигена и изобретателя. Самым великим проповедником ХХ века и американским героем стал Билли Грэм.
Как видим, в истории христианства всегда было место и подвигу, и героям, готовым на все ради Христа и славы Его Имени. Мужественные, стойкие и храбрые люди, вызывающие восхищение даже у своих врагов, всегда были и всегда будут, и наверняка многие из них и сейчас живут среди нас.
1 Народ, живущий в Эфиопии и на севере Кении.
2 Народ, живущий на территории Мозамбика и Зимбабве.
ФОТО: из архива Религиозной организации Христианский центр «Возрождение» евангельских христиан-баптистов (с. 14); wikipedia.org