Тема

Как возникает вера: практическая сторона

Иван Лобанов
Журнал/Архив/Номер 81/Как возникает вера: практическая сторона
Как возникает вера: практическая сторона

Верующим бывает трудно говорить с неверующими о вере. Во-первых, трудно начать. Во-вторых, почти всегда возникает проблема с выбором лексики и стиля: можно впасть в нравоучение или, напротив, полагать, что вас не поймут, ведь это своеобразный опыт. Но, допустим, вы уже начали. Как-то разговор завязался. И у собеседников есть желание продолжать диалог. Тогда это выглядит так.

Что такое вера? Я бы определил ее так: это некое убеждение, основанное на том, что помимо видимого мира есть и другой мир, сверхъестественный. К тому же эти миры взаимопроницаемы, то есть способны влиять друг на друга. Откуда я это знаю? Разве всё в этом мире можно объяснить естественными причинами, разве не остается что-то непознаваемым? Вопросы риторические.

Как обрести опыт веры? Одного любопытства здесь мало. Нужны какие-то обстоятельства. Пожалуй, можно представить три вида обстоятельств, в которых этот опыт возможен, из которых первые два — это определенные периоды жизни. Один вид — это время юношеского поиска, становление убеждений; другой — время жизненной зрелости, когда человек задумывается о том, о чем по тем или иным причинам он раньше не думал, или в его в голове сложилась естественнонаучная картина, которая теперь его не устраивает; третий — это трагические обстоятельства, связанные со смертью, болезнью или другими потерями, которые приводят к переоценке ценностей.

Молодые и пожилые приходят к вере в какой-то степени закономерно, поэтому в церкви эти две группы довольно большие: юношеская (до 25 лет) и людей в возрасте (после шестидесяти). Людей средних лет в церкви меньше, они заняты профессиональной или общественной деятельностью, воспитанием детей, устройством дома, погружены в личные отношения. В их сознании религиозные вопросы не относятся к нужным для жизни.

Немаловажным фактором оказываются общие представления о мире, о людях, о сверхъестественном, господствующие в социуме, среди ближайшего окружения. Если среда религиозная, то, как правило, человек соотносит себя со своей традицией, но далеко не всегда это приводит его к личной религиозной практике. Здесь мы сталкиваемся с феноменом так называемой наследственной веры. Но по этому поводу надо отметить, что вера — это личное дело каждого человека, она по наследству не передается, то есть у Бога есть дети, но нет внуков.

В нашей стране 70 лет господствовала атеистическая идеология, которая и по сей день определяет многие стороны нашей жизни. Вера в советское время считалась аномалией, а теперь она стала возможной, но необязательной частью жизни. В отдельных регионах традиционную веру считают теперь частью имиджа, где-то возникла даже своего рода мода на религиозность. Но мы говорим не о такой вере.

Пожалуй, нужно сказать о моей личной вере. Именно в христианстве открывается для меня Бог любви. Откровение — ключевое слово для становления веры. В христианстве есть откровение записанное и откровение, которое дается верующему в процессе жизни.

Священное Писание, Библия, Книги Ветхого Завета и Нового Завета — записанное откровение. И его внутренние свидетельства убедительнее всех рассказов о нем. Собственно, именно в Библии мы находим слова о том, что вера возникает «от Вести услышанной, а слышат ее там, где возвещается слово Христово» (Рим 10:17, здесь и далее пер. под ред. Кулакова). Выражение «слово Христово» можно перевести также как «слово о Христе». Выходит, что самая важная весть в христианской вере — это Христос. И важно, чтобы в нашей жизни могла произойти эта встреча с Ним.

Вера иногда возникает необъяснимым образом. В Писании сказано, что «всякий, кто просит, получает, кто ищет, находит, и тому, кто стучится, отворяют» (Мф 7:8). Значит, если есть внутренняя потребность, то Бог на нее ответит. И у Него есть для этого самые разные пути, недаром Его действия сравниваются с движением ветра: «Ветер веет, где хочет. Но, даже если слышишь шум его, не знаешь, откуда он и где будет дуть потом. Так и с каждым, кто родится от Духа» (Ин 3:8).

Здесь появилась та самая трудность, о которой мы упомянули вначале. Мы уже начали употреблять лексику, которая непонятна человеку неверующему. На этом наш диалог прервется, потому что нужно пояснять, что Библия состоит из ряда книг, и мы цитируем их без предварительных пояснений. Мы, верующие, сразу перескакиваем через многие вещи, поскольку для нас они очевидны.

Получается, что для возникновения веры помимо желания поверить необходимо предварительное знание — либо путеводитель (о чем-то почитать), либо проводник (с кем-то поговорить). Вера нуждается в здравом объяснении и обосновании.

В своем предисловии к роману-трактату «Аристономия» Борис Акунин написал: «К сожалению, я не религиозен — таким сформировали меня среда и воспитание. Говорю “к сожалению”, потому что в жестокие времена, на которые пришлась моя жизнь, опора в виде религии была бы великим утешением, источником силы. Мне не раз доводилось испытывать острое чувство зависти к людям, которые наделены даром искренней веры» (Акунин-Чхартишвили. Аристономия. — М.: Захаров, 2012. С. 7). (Эти мысли я сначала приписал самому автору, а потом отнес их к его литературному герою.) Даже из этих слов писателя следует, что вера — это дар, который кому-то дан, а кто-то им обделен. С этим почти невозможно спорить. Если соотнести эти слова с учением Писания о вере, то, да, Слово Божье говорит, что верой наделяет Бог (см.: Рим 12:3) и это дар Духа (см.: 1 Кор 12:9). Но отклик веры — это все же действие человека, именно действие.

Впервые в Библии глагол «поверить» употреблен в отношении Аврама. «Аврам поверил (или доверился. — И. Л.) Господу, и Господь вменил ему это в праведность» (Быт 15:6). Аврам доверился Господу, вверил Ему себя, когда вышел из Харана (а до этого он следовал за своим отцом, вый­дя с ним из Ура Халдейского). Кажется, легко исполнять прямые повеления Божьи: если бы сегодня ночью Бог сказал мне, чтобы я сделал то или это, разве бы я не послушался? Но людям свойственно сомневаться. Если вспомнить обстоятельства разговора Аврама с Богом, приведенного в 15-й главе Книги Бытие, то в нем Бог обещает Авраму детей — столько, сколько звезд на небе (см.: Быт 15:5). Заметим, что Аврам покинул отчий дом в 75 лет (см.: Быт 12:4). Невооруженным глазом мы можем видеть около 2–2,5 тыс. звезд. Но тут явно не до фактографической точности. Ведь ранее Бог говорил о песчинках, которые никому не сосчитать, таким многочисленным будет его потомство (см.: Быт 13:6). Аврам на деле явил свою веру, продолжив кочевать по той земле, по которой вел его Бог. А сын, которого обещал ему Бог, родился, когда отцу веры исполнилось 100 лет.

Итак, вера начинается с нашего ответа на вопрос: как думаешь, а Бог есть? Он есть и ждет, когда ты захочешь с Ним познакомиться, открыв Его Слово вместе с теми, кто уже идет этим путем.

Фото: Getty Images

Работает на Cornerstone