Тема

По течению неба

Андрей Суздальцев
Журнал/Архив/Номер 81/По течению неба
По течению неба

Из нашего языка за последнее время исчезло много слов. Или, по крайней мере, они перестали быть в нем активными. Также много новых слов в нем появилось. И если не забывать о том, что слова означают и называют некоторые реальные понятия, которыми живут и пользуются люди, то, отследив «путешествие» слов, мы можем увидеть и то, как изменилась наша общественная жизнь, в каком направлении она движется.

Смотрите, ушли слова «благородство», «любовь», «смирение», «благоговение», «Бог», «благодать», «чистота» (если не считать наркоманского термина, означающего время воздержания от веществ), «духовность» и т. д. Все эти слова либо ушли, либо не являются больше активными. К таким же ушедшим словам относится и словосочетание «рыцарь веры», которое ввел в обиход датский мыслитель и христианин Сёрен Кьеркегор. Сказать сегодня всерьез про рыцаря веры в разговоре вне специального богословского контекста — значит вызвать недоумение или скрытую, а то и явную усмешку.

Я часто общаюсь с современными писателями и философами, вполне молодыми людьми, и для того, чтобы говорить с ними о духовных вещах, быть понятым, мне приходится формировать новый словарь. Старый, традиционный не работает.

То, что некоторые слова обесцениваются и уходят, это естественно, но ведь вместе с ними уходят и те понятия, те сущности, которые они означают. А вот это уже очень серьезно.

На место уходящих значений и понятий приходят новые: феминизм, гендер, ДНК-редактирование, трансчеловечество, новая этика и т. д.

Мир словно выворачивается. Все, что вело в глубину, в суть, в нематериальную часть мира, в его начала, о которых веками рассказывала европейская и русская культура, оставляя нам несравненные шедевры в литературе, живописи, иконописи, музыке, созданные титанами духа, — все это становится неважным, съеживается, теряет значение. И наоборот, все внешнее, материальное, плотное и поверхностное — выходит на первый план нашей сегодняшней жизни и формирует ее.

Но внешнее без внутреннего не держится, оно деградирует так же, как усыхает дерево, если его корни лишают жизненно важной влаги. Какое-то время это дерево еще зеленеет, но потом — либо оно доберется до новых источников вод, либо прекратит существование.

Тем не менее вывернутый мир обладает, как все наглядное и массовое, убеждающей и даже гипнотической силой своей «реальности». Жить в обществе и быть свободным от общества, как сказал однажды классик марксизма, нельзя. И тут он был прав. И тут его высказывание перекликается с библейским: не ходи в собрание нечестивых.

Почему? Да потому что лозунг современности, вполне далекой от святости, звучит элементарно, хоть и обладает огромной силой, — «Делай, как все!». Нечестие в данном случае заключается в том, что человек, попадая в определенные социальные условия, становится словно бы пронизанным силовыми линиями огромных сообществ, оснащенных небывалым прежде арсеналом СМИ, и это не может не сказаться на его мышлении, поведении, вере.

И тут возникает вопрос: каков на это должен быть ответ человека верующего, пытающегося жить в этом материальном мире не вполсилы, а полностью, стремящегося нести огонь веры другим людям?

Сегодня для этого нужно, как мне кажется, мужество не меньшее, чем в официально атеистическом Советском Союзе, где верующие подвергались открытым преследованиям. Потому что даже церковь, по выражению одного выдающегося священника, является частью общества, и в нее входят те же самые люди, что действуют в этом обществе и несут с собой все те же его недостатки и изъяны. И хотя собрание верующих, церковь, обладает огромной духовной силой, ее нельзя назвать уединенной и отгороженной от остального мира «райской лужайкой», и для того, чтобы дух ее не ослабевал, ей предложено постоянно бодрствовать.

И поэтому разговор о рыцаре веры на сегодняшний день становится особенно актуальным.

Каковы же отличительные особенности такого человека?

Рыцарь веры, или герой веры, действует, как мне представляется, не вопреки неверующим, с одной стороны, и не «как все» — с другой. У него иной ориентир, который расположен не среди бурной социальной жизни, а намного выше.

Современный герой веры, как, впрочем, и его предшественники, учитывая ситуацию и не сбрасывая со счетов наличное положение вещей, тем не менее действует, ориентируясь не на ту или иную человеческую волю, — он ищет в этой ситуации волю Божью. И не только ищет, но просит Бога, чтобы ему было дано эту волю узнать и чтобы ему были даны силы ее исполнить. Таким образом, этот человек становится проводником Божьей воли и Божьей мудрости на землю. Он поистине соединяет своим телом, душой и духом небо и землю, как бы пафосно это ни звучало.

Но то, что звучит пафосно на словах, на деле оборачивается почти никому не заметным тихим мужеством, мудростью, силой. Да, они тихи — эти качества человека, их мало кто замечает, но скромные слова и действия, идущие от героя веры, имеют бесконечное продолжение в деле исцеления земли, в деле нашего спасения, в деле утверждения сверхъестественных добра и любви в таком «естественном», в таком материальном современном мире.

В отличие от торжества внешней (в том числе преступной) силы и внешнего героизма, как я уже сказал, поступки искренне верующего тихи и почти незаметны. Если в доме убьют человека или найдут террористов, об этом пару дней говорят все средства массовой информации и уж, конечно, все жители дома. Но представьте себе, что в этом доме кто-то спас человека — например, обеспокоился молчанием родственника, поехал его проведать, нашел в тяжелом состоянии и вызвал скорую. А ведь мог бы и не беспокоиться, и не ехать, оставить все, как есть…

Или кто-то сделал доброе дело, или научил Евангельской вести, или молится за больного или заблудшего. Я уже говорил, что последствия таких поступков идут в вечность, спасают землю от распада, но разве о них много говорят? Разве их вообще кто-то замечает? Кто-то говорит о них на телевидении? А ведь каждый раз в таких случаях происходит настоящее чудо — на землю скромно и тихо входит то, о чем мы знаем в глубине глубин нашего сердца: входит небо, входит Создатель, входит Истина. В наш мир через обычного человека нисходит мир высший и исцеляет, преображает его. Снова и снова в Евангелии звучат величественные и парадоксальные слова Христа: «То, что вы сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Сёрен Кьеркегор, изобретатель понятия «рыцарь веры», много говорил о парадоксальности духовной жизни, о ее даже абсурдности с точки зрения «здравого смысла». И тот, кто решил «быть в мире, но быть не от мира», прекрасно знает, о чем идет речь. Ведь как поступки Христа казались многим его современникам, родственникам, например, поступками безумного, так и действия человека, стремящегося сегодня осуществить не свою волю, а Божью, часто вызывают недоумение и непонимание, потому что это поступки человека, действующего «не как все».

По течению неба

Меня часто спрашивают, как узнать волю Божью, ведь с Ним нельзя поговорить и точно услышать, как действовать. Да, нельзя. Это дело человеческого творчества, интуиции, молитвы. Но ничего особенно загадочного здесь нет. И если мы знаем, что Бог хочет от нас прежде всего, чтобы мы были полезны Ему и другим людям, то мы быстро найдем ответ на вопрос, какова Божья воля в данной ситуации.

Иногда ребята, выздоравливающие от алкогольной зависимости по духовной программе и христианским принципам, спрашивают меня — сделать им одно действие или другое, грубо говоря, пойти направо или налево на этом перекрестке, и я думаю, что воля Божья не в том, чтобы пойти человеку конкретно направо или конкретно налево, а Его воля в том, чтобы и направо, и налево я шел в любви и смирении. Когда начинаешь практиковать поиск и осуществление воли Божьей, то ответы начинают приходить все чаще, а загадочные слова «следование за Христом» приобретают вполне конкретные очертания.

Так постепенно формировался у меня в уме, еще начерно, образ современного рыцаря веры.

Рыцарь (в идеале) ставил на первое место служение Даме. В его кодексе чести оно было важнее собственной жизни. Он выходил с территории эгоизма и эгоцентризма, отдаленно напоминая Авраама, которому было повелено Богом «выйти из земли своей», отречься от всего привычного, всего безопасного, всего знакомого и войти в неизвестность, опираясь лишь на Бога и Его любовь. Так и герой веры, а выражаясь более нейтральными словами, современный верующий, знает, что главное в мире — выше его эгоцентризма, выше его воли и даже выше его земной жизни. И это не просто слова, а, как и у средневекового рыцаря, руководство к действию.

Чтобы так жить, необходимо ежедневное мужество, «мужество быть», по выражению Пауля Тиллиха, выдающегося богослова XX века, быть, а не только существовать. Не все верующие и не всегда чувствуют в себе подобное мужество, подобную степень бодрствования.

Но нам и не нужно демонстрировать духовное совершенство, достаточно к нему ежедневно стремиться, осуществляя волю Бога в самых обычных, семейных, бытовых или рабочих ситуациях.

Делая это сегодня, мы практикуем рыцарство веры, его незаметный, ежедневный героизм. Мы идем против течения земного, но движемся по течению небесному.

Рыцарь веры сегодня — это искренне действующий христианин, один из нас.

Мне не надо становиться гигантом духа или кем-то особенным, мне достаточно спросить Бога, какова Его воля на сегодня, и попытаться ее выполнить.

И, как это ни странно, как это ни парадоксально, но на таких тихих поступках, на таком обыденном героизме, который, конечно же, никогда не сочтется героизмом, и держится мир.

Такие поступки идут в вечность.

Фото: Getty Images


Работает на Cornerstone