Тема

Шалом — имя Творца

Михаил Щербаков
Журнал/Архив/Номер 77/Шалом — имя Творца
Шалом — имя Творца

Слово «шалом» хорошо известно даже людям, не говорящим на иврите. В основном его воспринимают как форму приветствия. Но мало кто знает, что значение этого слова гораздо шире, не говоря уже о том, что это еще и имя Творца. Люди, читающие Библию, хорошо знают, что у Творца много имен. Некоторые из них широко известны в христианской среде. Так, например, Иегова (Тот, кто есть) или Саваоф (Гос­подин воинств). Или имя Господа нашего Иисуса Христа — Спаситель и Помазанник. Другие имена по разным причинам остаются в тени, в том числе и имя Господа Шалом. Вспомним, что практически все имена Божьи связаны с той или иной Его характеристикой. С древних времен в иудаизме существовало учение, согласно которому Шалом является одной из характеристик Бога и потому считается Его именем. Разберемся с этим подробнее.

Итак, чаще всего слово «шалом» переводится как «мир». Однако в русском языке «мир» понятие неоднозначное — это и отсутствие вражды, взаимопонимание, и Вселенная, Земля, космос и так далее. Но все это лишь отчасти соответствует значению еврейского слова «шалом» (שלום). Корнем этого слова служат три еврейские буквы — ל ,ם и ש. Эти же три буквы и в таком же порядке составляют корень слова «шалем», означающего «наполненный», «полноценный», «находящийся в гармонии». Источником такой гармонии может быть только Творец. Интересно, что лучше всего эту гармонию можно описать при помощи образа, который появляется в Павловом Послании к Коринфянам, когда он сравнивает Церковь с Телом. И хотя апостол использует этот образ в своих целях, но он прекрасно передает ту гармонию, которую несет в себе слово «шалом». В талмудическом трактате Хагига1 (3б) Бог называется Господином всех созданий2. Мудрецы говорили, что, когда Господь создал этот мир, он находился в идеальной гармонии, ибо источником был Сам Создатель. Эта гармония была разрушена грехопадением человека. Однако у Господа, который является Источником всякого Шалома и всякой полноты гармонии во Вселенной, есть замысел по восстановлению этой гармонии. Вот почему Шалом является одним из имен Всевышнего. Бог является источником Шалома, проявляющегося во всем мироздании, а также Его целью. Замысел Всевышнего исполняется благодаря пришествию в этот мир Мессии и установлению Его Царства. Именно поэтому Мессия, будучи здесь, на земле, занимался в том числе тем, что «исправлял мир». Исцеляя, чудотворя, изгоняя бесов, Машиах (Христос) восстанавливал нарушенную грехом гармонию — шалом. Поэтому неудивительно, что Иисус обращается к ученикам со следующими словами: «…входя в дом, приветствуйте его, говоря: “мир дому сему” (шалом ал лейхем. Прим. мое. — М. Щ.). И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших» (Мф 10:12– 14).

Интересно, что с древних времен мудрецы постановили, что «шалом» может и должно быть словом приветствия, несмотря на то что это имя Вседержителя. Более того, нередко в религиозных кругах это приветствие повторяют дважды: «Шалом-шалом». Далее, как мы знаем, Господь на страницах Ветхого Завета проводит резкую грань между Израилем и другими народами. Постепенно в стремлении избежать любых форм идолопоклонства иудаизм пришел к практике полного запрещения обсуждения любых духовных вопросов с неевреями. Сегодня для соблюдающих традицию этот запрет выражается, например, так: если у человека нет кипы (еврейского головного убора), то разговаривать с ним о Боге нельзя. Вместе с тем еврею не только разрешают, но даже и поощряют его приветствовать нееврея именем Божьим — словом «шалом». Это слово не только является приветствием, не только несет человеку информацию о Господе, его смысл в том, что оно приносит благословение человеку, который его слышит. Именно поэтому мы читаем в Новом Завете приведенные выше слова Господа нашего и Спасителя Иисуса, обращенные к ученикам.

Как понимать смысл сказанного Иисусом ученикам? Тот, кто входит в дом со словами «шалом ал лейхем», несет дому благословение. Но нужно быть достойным благословения, чтобы оно осталось на тех, кто услышал его. И Иисус называет признаки, по которым это достоинство определяется. Их два: человек либо принимает эти слова, либо слушает их. Заметим, что не только принимающий, но и просто слушающий — оба обретают благословение.

Шалом — имя Творца

О благословении можно долго говорить, это отдельная тема. Но важно понимать, что приветствие «шалом» несет людям мир и благословение. Почему иудаизм учит, что человек должен всегда стремиться произнести слово «шалом» первым? Потому что так выражается устремление верующего человека к восстановлению утраченной с грехопадением гармонии — шалома. Если человек не отвечал на приветствие, это означает, что он не достоин шалома. Еврейские мудрецы называют такого человека грабителем.

Иисус говорит Своим ученикам о чем-то похожем, но немного по-другому. Если человек или дом оказываются недостойными, нечистыми для благословений шалома, то мир вернется к ученикам. Эта идея косвенно подтверждает мысль, что благословениям и миру не везде уместно быть.

Сегодня в иудаизме есть оговоренные случаи, когда человека не принято приветствовать словом «шалом». Например, если он кого-то похоронил и семь дней находится в трауре по умершему («шива»). Или не принято приветствовать другого человека до утренней молитвы, прежде нужно обратиться к Самому Творцу, а уж потом использовать Его имя. Не приветствуют друг друга словом «шалом» Девятого Ава3 по еврейскому календарю, поскольку это день скорби для всего еврейского народа. При этом разрешается ответить на приветствие человека, который не знаком с законами. В древности не было принято приветствовать словом «шалом» женщин, но со временем это положение изменилось.

Итак, шалом — это мир Божий, мир, несущий благословение. Мы уже рассказывали в одной из предыдущих статей4 о связи между шаломом и шабатом (субботой). Сегодня среди евреев принято приветствовать людей накануне субботы не просто словом «шалом», а желать им «шабат шалом», «мирной субботы», или точнее «благословенной субботы». В чем особенность этого приветствия? В уже упомянутой статье о шабате мы говорили о связи между шабатом и Царством Бога, не будем сегодня углубляться в этот материал, лишь подчеркнем, что это приветствие является выражением веры в то, что одной из главнейших характеристик грядущего Царства является именно шалом — благословенный мир, прообразом которого и является шабат и который будет установлен на земле лишь с пришествием Машиаха (Мессии) в Его Царстве. Таково значение этого приветствия.

Есть и еще один интересный момент. Сегодня в паре с приветственным словом «шалом» собеседнику нередко задается вопрос (?מה שלומך), при обращении к мужчине он звучит так: «Ма шломха?» Перевод этого словосочетания — «Как дела?», но буквальный перевод должен звучать на русском иначе: «В каком состоянии твой мир?» Это приветствие отражает еще одну идею, сошедшую со страниц Священных Писаний, а именно то, что в установлении шалома человек принимает самое активное участие. Прочитав слова Иисуса, приведенные выше, мы обнаружили следующее: «… ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф 10:7–8). Обратите внимание — ученики должны были делать то же самое, что делал Сам Господь: исправлять мир, проповедуя приближение Царства Божьего. Болезни, смерть, бесноватость — все это результат греха. Избавляя мир от них, Церковь исправляет этот мир, устанавливая в нем шалом. И если мы будем читать Деяния апостолов, мы увидим, как в дальнейшем ученики все это делали наравне с проповедью о Царстве. В завершение хотим сказать, что, если кто-то хочет узнать, как выглядит шалом, сделать это очень просто. Нужно лишь прочесть последние две главы Биб­лии. Именно к этому ведет нас Гос­подь.

1В талмудическом трактате Хагига (II–III веков н. э.) всего три главы, в которых содержится богатый материал для изучения древних пластов еврейской мистики и эсхатологии.
2Трактат Хагига на иврите. Электронный ресурс: https://www.sefaria.org.il/Chagigah.3a?lang=he (дата обращения 25  мая 2020 года).
3По преданию, в этот день были разрушены первый и второй Иерусалимские храмы.
4Михаил Щербаков. Шабат— день покоя. Журнал «Решение», № 71. Электронный ресурс: https://reshenie.vcc.ru/magazine/issues/a712019/view-copy/article/1511679 (дата обращения 21 мая 2020 года).

 

ФОТО: Gettyimages.ru


Работает на Cornerstone