Тема

Шабат — день покоя

Михаил Щербаков
Журнал/Архив/Номер 71/Шабат — день покоя
Шабат — день покоя

Суббота-шабат на страницах Священного Писания и в жизни еврейского народа занимает особое место. И дело не только в том, что шабат служит знамением завета Всевышнего с избранным Им народом. По сути, в шабате сокрыты многие духовные истины, открывающие нам природу Всевышнего и Господа нашего Иисуса Христа. Действительно, если мы зададимся вопросами, что такое шабат, почему еврейский народ празднует шабат еженедельно, а другие праздники — лишь раз в год, какую ценность несет шабат человеческой душе, они приведут нас к страницам священных книг и, в свою очередь, — к познанию Всевышнего. Начнем же с начала.

В Библии мы встречаем слово «шабат» уже во второй главе Книги Бытие: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал» (Быт 2:2).

Там, где в русском переводе стоит слово «почил», на иврите употреблено «шабат» — производное от слова «покой». Еврейские мудрецы издревле обратили внимание, что до этого — в первом и втором стихах этой главы — сообщается, что Господь закончил дела Свои. Отсюда следует первая и самая распространенная идея, увязывающая шабат с окончанием («тахлит») некоторого процесса. В данном случае — процесса творения этого мира. Мудрецы считали, что недельные будни — это время труда, созидания, творения. В шабат работа прекращается и наступает время осмысления достигнутого, и все это, вместе взятое, дает человеку чувство радости от того, что он совершил. Интересно, что Господь творит человека в конце шестого дня. И первое, что человеку предстоит сделать, это войти в покой Божий, дабы созерцать и осмысливать созданное Творцом. Шабат — это не отдых в смысле бездействия. Шабат — это праздник по случаю окончания труда. Посему считается, что шабат приходит не только потому, что работа закончена, но в результате ее. В русском языке есть поговорка «Конец — делу венец». Шабат — это венец, производное от плодотворного труда. Любой производственный или творческий процесс совершается ради конечного результата. Представим себе художника, создающего картину. На любом из этапов он делает очень важные и ценные вещи: моет ли он кисти, смешивает краски, или грунтует холст. Но особенно ценен конечный результат — картина, которую он создаст. И именно на эту конечную цель были направлены все составляющие процесса ее создания. Как бы нас ни восхищали мастерство или результат того или иного отдельного действия, все это несравнимо с результатом и истинным удовлетворением, которое испытывает художник, закончивший свое произведение. Подобен этому и шабат: покой — прекрасный результат труда всей недели, который подошел к концу и дал реальные плоды.

Интересная сторона шабата нам открывается в Послании к Евреям в Новом Завете: «А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: “Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой”, хотя дела Его были совершены еще в начале мира» (Евр 4:3). Автор послания пишет, что уверовавшие в Иисуса входят в покой. Было ли первоначально это послание написано на иврите, неизвестно, поскольку до нас этот текст на иврите, к сожалению, не дошел. И хотя греческий язык не передает смысла еврейского слова «шабат», в еврейском мировоззрении именно это слово означает «покой». Значит, можно говорить о том, что уверовавшие входят в шабат Господень. Еврейская традиция связывает шабат с грядущим миром, Царством Всевышнего, Царством Небесным, это место, где присутствует Сам Господь, — в этом важнейшая истина. С древних времен еврейские мудрецы обращали внимание на то, что заповедь о шабате звучит так: «Помни день субботний, чтобы святить его…» (Исх 20:8).

Почему именно «помни»? А не «соблюдай» или «исполняй»? Потому что суббота напоминает еврею о том, что придет день, когда он перейдет из этого мира в Царство Бога. Интересно, что в наше время обряд встречи субботы похож на обряд поминовения усопших. Почему? И то и другое ассоциируется с переходом в Царство Отца. Биб­лия открывает нам, что покой (шабат) — это конечный пункт, то место, в котором пребывает Всевышний с момента окончания творения. И между Мессией и шабатом есть тесная связь, потому что именно благодаря Ему, Его жертве мы можем войти в покой. По сути, Он Сам есть покой, именно поэтому Иисус говорит нам: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас…» (Мф 11:28).

Сегодня среди евреев принято приветствовать людей накануне субботы словами «Шабат шалом!» («Мирной субботы!»). Однако необходимо знать, что слово «шалом» это не просто «мир без войны». Или мир — земля, вселенная, как, например, в русском языке. Слово «шалом» означает «мир Божий». Мир, который может дать только Всевышний, мир, несущий Его благословение. «Шалом» — это слово, которым благословляют, и высшая форма благословения — вхождение в Царство Божье. Итак, первое значение субботы — окончание, завершение, результат трудовой недели как прообраза Божьего Царства, в которое мы все стремимся.

Еще одна грань шабата отражена в словах «ём минуха» («день покоя»), которые также часто употребляют, говоря о седьмом дне недели. Слово «минуха» — производное от глагола «лануах», что значит «отдыхать, покоиться, утешиться». Интересно, что корень этого слова служит основой для одного из имен Мессии — Утешитель, которое встречается у пророков. В Новом Завете мы находим текст, цитирующий пророков, где они говорят о Мессии: «…да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф 4:14–16).

Шабат — день покоя

Мы видим в тексте несколько географических названий. В древние времена людям этот текст говорил о Мессии. Их вера была столь велика, а желание обрести Утешителя столь сильно, что они построили на этом месте селение, которое было названо Кфар-Нахум, что буквально переводится как «деревня утешения» (в русской Библии — Капернаум). Это название происходит от того же самого корня, что и слово «менуха», и поэтому очень сильно ассоциируется с упомянутым именем Мессии. Иисус после Своего выхода на служение посещает этот город очень часто, фактически живет там. Итак, что же такое «менуха»? Это успокоение, утешение, освобождение от той рутины, которая оплетает человека изо дня в день. Время, когда человек, освободившись от своих повседневных обязанностей, имел возможность посвятить себя Богу, молитве, общению в собрании, размышлению о Его Слове, и называется словом «шабат». Таким образом, субботний отдых дает нам возможность провести самоанализ: чего я достиг за эту неделю? стал ли я лучше, вернее, восприимчивее к Слову Божьему и Его воле? что конкретно я должен исправить, улучшить в себе? Это, можно сказать, ревизия души, честный разговор с самим собой, приводящий, в свою очередь, верующего человека к покаянию. Еврейские мудрецы говорят, что шабат приходит к нам в конце недели, но неделя им же и начинается. Шабат — это начало и конец. Почему? Да потому, что если к шабату относиться правильно, то он не только дает возможность отдохнуть от трудов, но и придает сил, в том числе и духовных, для дальнейшего труда в этом мире. Именно поэтому шабат стал не только еженедельным праздником для еврейского народа, но и базисом, отправной точкой для остальных праздников Ветхого Завета, которые всегда связывают или сравнивают с шабатом.

В заключение хочется сказать вот о чем. Читатели наверняка заметили, что мы не стали рассуждать о том, нужно ли христианину соблюдать субботу, или о том, что можно делать в субботу, а что нельзя и т. д. и т. п. Причина, по которой мы не стали трогать эти темы, очевидна: в Церкви Христовой на протяжении двух тысяч лет ведутся дискуссии по этим вопросам, но и поныне они остаются открытыми. Мы надеемся, что каждый, кто прочтет эту статью, вынесет какой-то урок и решит для себя, как ему ко всему этому относиться. И это будет его мнение, пусть даже и отличное от мнения автора статьи. А оно у него есть.

ФОТО: Gettyimages.ru, WIKIPEDIA.com

Работает на Cornerstone