Юношам свойственно искать приключений. Помню, как для тренировки смелости и силы воли в шестнадцать лет я отправился в одиночку в поход на два дня. Было начало мая. Подмосковный лес уже покрылся свежей зеленью, земля просохла от талой воды, а солнце грело днем по-летнему. Вместо палатки и спальника я решил взять с собой телогрейку, чтобы опробовать ночевку у костра. Первый день прошел прекрасно, усиливая ощущение свободы и уверенности в своих силах. К вечеру я выбрал на небольшой полянке в лесу место для ночлега, свалил высокую сухую сосну, развел длинный костер и, приготовив еду, с большим аппетитом поужинал. Когда уже совсем стемнело, надев телогрейку, я залез ногами в рюкзак и собрался спать. Однако, несмотря на усталость от пройденных километров, сон не приходил. И спать мешал вовсе не холод майской ночи, сдвигавший меня ближе к костру. Заснуть не давала череда беспокоящих мыслей об опасностях, которые могут прятаться в темноте, сжимавшей кольцом пространство вокруг моего костра.
Зачем я вспомнил эту историю? Вовсе не для того, чтобы усилить беспокойство родителей о своих юных сыновьях, а чтобы поговорить о недуге современности — о тревожности, которая многим людям мешает нормально жить и спокойно спать.
Какие опасения приходили в голову молодому человеку, в одиночку коротавшему ночь в лесу? Думал я и о бандитах, которые могут выйти на свет костра, и о диких зверях, и даже об инопланетных кораблях. Однако с приходом рассвета всех тревог как не бывало.
Откуда тревожность приходит в нашу жизнь? Как ей противостоять? Тревожность в психологии определяется как состояние сознания, связанное с переживанием надвигающихся или предполагаемых опасностей. Тревожность отличается от страха тем, что связана не с реальной, а с возможной опасностью. Статистика говорит, что у современных людей наблюдается увеличение количества расстройств, связанных с повышенной тревожностью. Почему именно сегодня тревожность стала такой проблемой? Цивилизация оградила человека от многих внешних опасностей, но сегодня растет тревожность, связанная с внутренними факторами, — проблемами самоидентификации и самоопределения в условиях большой вариативности.
Жизнь современного человека стала более насыщенной и сложной, постоянно предлагающей выбор и даже требующей его. В предыдущие эпохи будущее было сильно обусловлено местом рождения человека, полом, принадлежностью к конкретной семье и народу. Родовой и семейный уклады определяли социальные роли, уровень образования и профессию членов семьи. Это, конечно, ограничивало свободу человека, но в то же время предлагало понятный и стабильный способ существования. Рожденные в крестьянских семьях продолжали дело отцов и становились крестьянами, дети ремесленников по мере взросления включались в дело отца. Роль женщин тоже была сильно детерминирована.
Что происходит сегодня? Эмансипация предоставила женщинам такой же выбор, как и мужчинам. Выбор профессии обычно редко связан с родом деятельности родителей. Да и профессия теперь не выбирается на всю жизнь. Благодаря процессам глобализации, скачку информационной доступности выбор современного человека заметно увеличился. Возможность поехать в другую страну для отдыха, учебы, работы теперь открыта не только богатым и отчаянным. Глобальные перемещения стали нормой для многих. А за всем этим стоит необходимость выбирать.
Следует осознать, что для человека задача выбора очень сложна. В процессе ее разрешения возникают волнение и тревожность. И чем более образованным является человек, тем больше вариантов выбора он видит перед собой. Вот типичные вопросы, требующие выбора от современного человека: куда пойти учиться? Какая специальность будет востребована через десять лет? Продолжать ли быть наемным работником или открыть свой бизнес? Куда лучше всего вложить деньги? Какой марки покупать автомобиль? Стоит ли взять кредит или подкопить денег? Снимать ли квартиру или взять ипотеку? За кого голосовать на выборах и голосовать ли вообще? Кого выбрать в супруги? Когда рожать детей? Остаться ли жить там же, где и предки, или переехать в другой город, в другую страну?
Уже от этих вопросов у вопрошающего голова может пойти кругом. Но к ним современность добавляет, я бы сказал, взрывоопасные, «террористические» по отношению к психике человека вопросы о выборе сексуальной ориентации и выборе пола. А эпоха постсовременности готова добавить еще не отрефлексированный человечеством выбор, связанный с био- и кибермодификациями организма человека.
Неизвестность, возможность, вариативность, ответственность за выбор, последствия неправильного выбора. Все это создает огромное давление на человека. Один простой способ избавиться от растущей тревожности – это просто перестать думать о будущем. Поговорка гласит: «Меньше знаешь — лучше спишь». Если в будущем так много неизвестного, если нужно так много выбирать, а результат все равно не гарантирован, то зачем себе ломать голову, будь, что будет. Увеличившийся инфантилизм среди молодежи — это уход от усложнившейся реальности. Родители часто подогревают такую безответственность, защищая подростков и молодежь от принятия серьезных решений, от того, чтобы молодые люди почувствовали последствия своего выбора. Инфантильность и безответственность решают проблему тревожности, но рождают много других негативных социальных последствий.
Если первый путь не устраивает, но хочется научиться справляться с возникающей тревожностью, есть еще один рецепт. Пережидая ночь под майским звездным небом и глубоко переживая одиночество человека пред лицом бездушной Вселенной, я опирался на внутреннее убеждение — ничего плохого со мной произойти не должно. Откуда такая уверенность? Она не имела никакой рациональной основы. Молиться тогда я не умел, попросить Бога о защите не мог, так как не верил. Однако несколько лет спустя, прочитав в Евангелии обетование Христа, я увидел твердое основание, которое способно стать противоядием от любых страхов и тревог: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? …Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6:31, 33).
Современность открывает человеку новые горизонты — и создает тревожность неизвестностью облика будущего. Но если мы верим, что и за горизонтом нас ожидает Бог, мы можем смело идти в будущее по пути, который Он предлагает нам, — пути жизни и творчества, трудностей и радостей, пути познания. Творец не избавляет нас от сложности выбора и от рисков, но среди волнений и жизненных бурь Он говорит: «Се, я с вами», и это означает, что в любой ситуации, рождающей тревогу, с Ним можно найти истинный мир и покой.
Автор: Алексей Горбачев
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»