Страхов в жизни людей слишком много, чтобы можно было с ними справиться — рационализировать, управлять или изгнать вовсе. Но есть страх, которого нам не хватает. Он освобождает от других страхов, спасает от опасностей, оберегает от соблазнов. Это страх Божий.
«Страх Божий!» — так говорили, когда случалось что-то страшное и странное. Почему теперь так говорят редко? Потому что страшное и странное стало нормой. А богобоязненность — редкостью.
В начале лета на телеканалах можно было видеть рекламный ролик, в котором некий «выдающийся юрист» говорит студентам юридической академии: «Вы юристы. Вы и есть справедливость». Становится страшно от того, как коварно, подло, бесстрашно людей вводят в обман. Несмотря на единый корень слова «юрист» и «юстиция» путать нельзя. Юристы служат юстиции, но они не есть юстиция. Юристы, как и все, находятся под законом. Они знают закон и справедливость, но это знание должно помогать людям, а не быть способом манипулирования законом.
О чем говорит приведенный пример? О том, что люди потеряли страх перед высшей справедливостью. Они не боятся народа, так как привыкли дерзко говорить от его имени. Они не боятся церкви, потому что они вошли в церковь и сделали ее частью своей безбожной системы. Они не боятся суда, потому что там сидят их судьи. Они не боятся обличений Библии, потому что недостатки, о которых она говорит, они видят у других — не у себя. Страшно, когда легко и профессионально врут, да так, что и сами начинают верить, будто знают истину и ее олицетворяют. Но истина вдруг блеснет молнией, и станет видным для всех выдаваемый за нее обман.
В советском обществе законность поддерживалась карательной системой и страхом быть наказанным. Что-то подобное бытует и в народном христианстве — страх адских мучений заставляет «верить» в Бога.
Страх Божий — не боязнь наказания, но опасение нарушить высший закон. Страх Божий — это чувство высшей справедливости, признание своей подотчетности Богу. Библейский Иосиф говорит братьям: «Не бойтесь, ибо я боюсь Бога» (Быт 50:19). Страх Божий хранит его в искушении властью, могуществом, славой. Он мог бы казнить обидчиков без суда и следствия, но лучше этого не делать, лучше простить. Не все позволено, даже если все возможно. Есть Бог, который знает, как я использую свою силу и свое право, свои деньги и свои способности.
Библейское понятие о страхе Божьем не имеет ничего общего со страхом собаки, которую держат на цепи и постоянно угрожают палкой за малейший проступок. Священник Георгий Чистяков приходит к неутешительному выводу: «Дети, которых учат бояться Бога и того, как Он накажет, в какой-то период своей жизни переживают то же самое, что пришлось пережить во времена Дени Дидро всей нашей цивилизации. Они перестают бояться, становятся безбожниками и отказываются в результате от какой бы то ни было нравственности. Жан-Поль Сартр рассказывает, как в детстве он прожег, играя спичками, ковер; сначала он ждал, что Бог, который видит все, накажет его за это, а потом, когда наказания не последовало, понял, что бояться Его не нужно, а значит, как говорил Достоевский, “все позволено”. Так в сердце будущего философа начали прорастать первые ростки неверия» (Страх Божий. Что это значит? — Русская мысль, 1996).
В страхе Божьем действует не природный инстинкт выживания, а высшая, духовная способность организовать свою жизнь в соответствии с Божьими правилами. Страх нарушить свое предназначение, изменить призванию, оскорбить Бога связан с уникальностью человека в мире как свободного, но предназначенного Богу, призванного Им. Об этом молится царь Давид в своих псалмах: «Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего» (Пс 85:11).
Такой страх перед Богом принимает форму благоговения, где есть и священный трепет перед Богом, и понимание Бога как добра, и личностно окрашенное чувство любви. В страхе адовых мук нет христианства, а есть скорее атеизм или язычество с их ужасом перед лицом неумолимой природы и произволом богов. Христианство начинается в покаянии, где принятие вины и наказания, страх и горечь за испорченную жизнь, ужас обреченности, падшести сочетаются с добровольным и осознанным движением навстречу Богу, преклонением перед Ним.
Животным страхом в христианство не обратишь. Люди перестали бояться чертей и адских сковородок, а перестав бояться, перестали и ходить в церковь, которая строила свое учение на примитивном запугивании. Не связан ли массовый отход людей от христианства с тем, что проповедники неверно истолковывают страх Божий, вдохновенно стращая адом и ничего не говоря о страхе потерять Бога и последствиях этой на первый взгляд безболезненной потери?
Любопытно, что в латинской Библии «страх Божий» — страх причинить боль, обидеть, потерять. Потерять Бога и тем самым потерять себя страшнее любых мучений.
Бог не пугает нас, не унижает наше достоинство, не приобретает нас ценой страха. Он спасает нас от рабского страха, возвращает к Себе, возвращает к себе. Он примиряет нас с законом, искупает нашу вину, восстанавливает правосудие и нашу невиновность. В Боге мы оправданы судом высшей инстанции, преступления, вины и страха больше нет.
Страх Божий — то, что держит меня в рамках Божьего закона. Это страх, удерживающий от зла: «Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу» (Притч 8:13).
Страх Божий нужен нам с тех пор, как грех отравил наши желания. С тех пор человека тянет и толкает страсть, которой изнутри нечего противопоставить, так она сильна, а мы слабы.
Человек губит себя сам. Нарушение Божьих заповедей страшно последствиями своего же выбора. По словам пророка Иеремии, «накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак, познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф» (Иер 2:19). Видя, как люди страдают от своих же грехов, Бог дает им Свой страх, иммунитет к греху: «И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня» (Иер 32:40). В этом смысле страх Божий противодействует природному греховному порыву, влечению к злу, помогает человеку контролировать себя, свои опасные наклонности.
Страх Божий освобождает от всякого другого страха, это освобождающий страх. В детстве я тайком прочитал дневник одного священнослужителя, которого уважал и считал наставником. Пастор в исповедальном стиле описывал реальную историю своей жизни, когда ночью на пустынной улице он услышал впереди шум борьбы и крики о помощи. Страх развернул тело назад и заставил ватные ноги бежать. Страх Божий остановил и вернул мужество идти на помощь другому человеку вопреки страху, инстинкту самосохранения. Я несколько дней ходил под впечатлением прочитанного, примерял на себя описанную ситуацию и почти чувствовал эти два страха — животный страх за себя и страх поступить наперекор совести, освобождающий и вдохновляющий страх Божий.
Страх Божий — последняя проповедь миру. Мы живем в конце времен, когда аргументы уже не работают. Избалованный и самоуверенный человек живет в плену иллюзий «мира и безопасности», бесстрашно идет к концу.
Лишь страх Божий, встроенное в человека благоговение, священный трепет перед Богом, способны отрезвить на самом краю пропасти, в канун суда. Согласно апокалиптическому видению апостола Иоанна, последняя проповедь будет проповедью страха Божия.
Величие Бога станет очевидным на фоне Его суда. Крушение видимого порядка, руины городов, глады и моры потрясут человека. В этом ужасе будет дан последний шанс — покаянно преклониться перед Богом либо ожесточить свое сердце в нераскаянности:
«И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю…» (Откр 14:6,7).
Живи богобоязненно, руководствуйся страхом Божьим.
Останавливайся вовремя. Чувство Божьего страха — предупреждение, как красный свет, стоп-сигнал опасности. Не иди на красный свет, удержи ногу, руку, слово, взгляд.
Спрашивай себя, не рассорит ли твой выбор тебя с твоей же совестью и Богом. Дорожи отношениями с Богом, не позволяй чужому влиянию или собственной прихоти их разрушить. Не заглушай страх потерять отношения, оскорбить или предать Бога. Будь осторожным и принимай обдуманные, сверенные с Библией решения.
Исповедуй Иисуса Господом, в том числе и тогда, когда нет сил на волевой поступок. Называй все своими именами. В этом уже есть позиция, уже есть выбор. Назвать Иисуса Господом означает признать, что вся жизнь — под Его властью. Это сразу же открывает дверь для Божьей защиты. С наших слов Богу и о Боге начинаются настоящие чудеса. Вступается Бог, зло отступает.
Не думай, как тебе справиться с многими страхами, ищи страха Божьего, который от них спасает, ищи Бога. Там, где есть богобоязненность, там присутствует Бог, доступны Его мудрость и помощь. Это то, чего нам не хватает. Это то, что стоит беречь.
Автор: Михаил Черенков
Фото: ИТАР-ТАСС; из архива ХЦ «Возрождение»