тема

От страха смерти к свободе: опыт Джона Уэсли

Сергей Корякин
Журнал/Архив/Номер 34/От страха смерти к свободе: опыт Джона Уэсли

От страха смерти к свободе: опыт Джона Уэсли

Английского пастора и проповедника Джона Уэсли можно смело причислить к деятелям христианской истории, названным героями веры. Прочитав биографию Уэсли, нельзя не удивиться его посвященности Божьему делу, неистощимой работоспособности, бесстрашию перед лицом опасности. Об этом рассказывает его дневник, приоткрывая нам день за днем то, чем жил Уэсли. Он ежегодно проезжал по дорогам Англии более 4,5 тыс. миль, проповедовал по три раза в день, призвал к вере тысячи людей, благодаря его деятельности возникло множество новых общин и благотворительных обществ. Уэсли удалось донести Благую весть до самых обездоленных и угнетенных слоев общества. По мнению исследователей, духовные и социальные перемены в стране, произошедшие благодаря служению Джона Уэсли, помогли Англии второй половины XVIII века избежать буржуазной революции, которая к концу века потрясла устои соседней Франции.

Но личность Уэсли предстанет перед нами в новом свете, станет еще более притягательной, если мы узнаем о первых 35 годах его жизни. Сын пастора, воспитанный в строгом пуританском духе, Джон стремился к воздержанности, исполнительности, преданности своему христианскому долгу. Однако во время своей первой и единственной миссионерской поездки в Америку в 1735 году ему суждено было потерпеть «кораблекрушение в вере»1: он увидел, что сам нуждается в спасении.

Во время плавания по Атлантике путешественникам суждено было пережить сильнейшую бурю. Огромные волны бросали корабль из стороны в сторону, захлестывали судно, пугая несчастных путников. Уэсли со стыдом признался тогда в своем дневнике, что не хочет умирать2. В воскресенье 25 января во время вечернего богослужения на корабле начался свирепый шторм:

От страха смерти к свободе: опыт Джона Уэсли

«Посреди псалма, которым начинается служба, море разбушевалось, раскололо грот-мачту, накрыло корабль и захлестнуло палубу, как будто великая пучина уже поглотила нас. Среди англичан поднялся ужасный вопль. Немцы спокойно пели. Уже потом я спросил одного из них: “Вам не было страшно?” Он отвечал: “Слава Богу, нет”. Я спросил тогда: “А ваши женщины и дети? Неужели и они не испугались?” Он мягко ответил: “Нет, наши женщины и дети тоже не боятся умереть”»3.

Ощущение страха перед лицом смерти стало для Уэсли настоящим испытанием веры, а отсутствие этого страха у моравских верующих — важным свидетельством истинности их христианской жизни. Он настолько был потрясен своим открытием, что тут же записал: «Это был величайший день из всех прежде мною пережитых»4.

Боязнь смерти показала Джону некоторые его черты, которые, как он думал, свойственны более человеку, неутвержденному в Боге: «Я колебался между послушанием и ослушанием — решимость, силы и рвение покинули меня, — сомневался в своей правоте, испытывал смущение и затруднение»5. Он обнаруживает в себе неверие, гордыню, отсутствие памятования о Боге, легкомысленность и праздность духа6. В январе 1738 года, на обратном пути в Англию, в его дневнике появляются полные отчаяния записи:

«Я отправился в Америку обращать в веру индейцев. Но кто обратит меня самого? Кто и что избавит меня от злого и неверующего сердца? Я верую, когда благоденствую. Я могу хорошо говорить и, более того, сам верю своим словам, когда рядом нет опасности. Но стоит смерти дохнуть мне в лицо, и дух мой не находит покоя. И не могу я сказать: “Смерть — приобретение!”7»8.

Может ли христианин бояться смерти? Действительно ли он доверяет Божиим обетованиям о вечной жизни, если боится всех и вся? Живет ли верующий в свободе детей Божиих9, или как раб трепещет перед искушениями, неизвестностью и гневом Господа? Эти вопросы не давали Уэсли покоя. «Дай мне веру, или я умру; дай мне кроткий дух, или Mihi non sit suave vivere»10, — молится он.

Через несколько месяцев после возвращения на родину Уэсли получил ответ на свою молитву. 24  мая 1738 года он отправляется в собрание верующих на улице Олдерсгейт. Там во время чтения лютеровского предисловия к Посланию к римлянам он слышит о переменах, творимых Богом в человеке по вере в Иисуса Христа, и Святой Дух в одночасье меняет его сердце:

«…и вдруг на сердце у меня стало необычайно тепло. Я почувствовал, что я воистину уповаю на Христа, на одного только Христа в моем спасении; мне дарована была уверенность в том, что Он взял на Себя все мои грехи… и спас меня от закона греха и смерти»11.

В тот вечер для Уэсли закончился переход от рабства к свободе, от страха — к жизни, полной доверия Богу. Он почувствовал, что теперь ни грех, ни сомнение не имеют над ним прежней власти, но по благодати Божией он торжествует победу через Возлюбившего его (см.: Рим 8:37)12.

Анализируя свою прежнюю жизнь, Уэсли пришел к выводу, что, несмотря на христианские убеждения, которых он придерживался с юных лет, несмотря на внутреннюю серьезность и самоотверженное служение, в нем не было настоящей евангельской веры, которая поистине делает человека чадом Божиим, живущим в вере, любви и свободе. В проповеди «Дух рабства и усыновления»13 он сравнивает человека, живущего в страхе, с иудеем, живущим под законом, о жизни последнего говорит апостол Павел в Послании к Римлянам14. Есть знание о Боге, есть желание исполнять Божии заповеди, но нет благодати Святого Духа, который бы вдохнул силы и помог преодолеть все немощи и страхи. И Уэсли еще раз напоминает нам слова апостола Павла: «…вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!”»15.

Отсутствие страха перед лицом смерти становится для Уэсли признаком настоящей евангельской веры. В другой проповеди он описывает обращение человека, который отныне уже «не боялся того, что может сделать ему человек, зная, что каждый волос на его голове сочтен. Он не боялся всякого рода властей тьмы, которую Бог ежедневно сокрушал под его ногами. Менее всего он боялся смерти; нет, даже желал “разрешиться и быть со Христом” (Флп 1:23)»16. В письмах, беседах, проповедях Уэсли призывал людей исследовать свою веру и не бояться смерти, помня, что их жизнь в Божьих руках.

В наше полное опасностей время слова Уэсли о страхе смерти звучат как нельзя кстати. Ежедневно новости рассказывают о новых катастрофах, преступлениях, убийствах, болезнях. Как легко впасть в отчаяние и как трудно бывает вспомнить и осознать слова апостола Павла, которыми часто руководствовался бесстрашный служитель Джон Уэсли:

«Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем»17.

1 1 Тим 1:19.
2 См.: The Journal of John Wesley: With an Introduction by Hugh Price Hughes. Appreciation of the Journal by Augustine Birrell. Chicago: Moody Press, 1951, p. 35. (Здесь и далее, если не указано иначе, пер. мой. — С. К.)
3 Там же, p. 35–36.
4 Ward and Heitzenrater, Journals and Diaries, 18:143 in K. J. Collins. John Wesley: A Theological Journey. Nashville: Abingdon Press, 2003., p. 58. (Пер. Н. Корякиной.)
5 Ibid., 18:213, p. 75.
6 Ibid., 18:208–209, p. 74.
7 Флп 1:21.
8 The Journal of John Wesley. Op. cit., p. 53.
9 См.: Рим 8:21.
10 «Мне нелегко будет жить» (лат.; цитата из произведения Теренция Публия «Наказывающий сам себя»). Ward and Heitzenrater, 18:209 in Op. cit., p. 75.
11 The Journal of John Wesley. Op. cit., p. 64. Пер. Н. Корякиной.
12 Пер. еп. Кассиана (Безобразова).
13 The Spirit of Bondage and of Adoption. Burwash, Rev N. Wesley’s Fifty Two Standard Sermons. Salem, Ohio: Schmul Publishing Co., 1988, pp. 84–86.
14 См.: Рим 8:9–25.
15 Там же, 8:15.
16 Scriptural Christianity. URL: http://new.gbgm-umc.org/umhistory/wesley/sermons/4/.
17 Рим 8:37–39.

 

Автор: Сергей Корякин
Фото: из архива ХЦ «Возрождение», wikipedia.org


Работает на Cornerstone