Притча о блудном сыне — одна из самых известных евангельских притч. Не в последнюю очередь она популярна благодаря замечательной картине Рембрандта «Возвращение блудного сына», находящейся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Но не только Рембрандт обращался к этой притче, на ее сюжет создано немало живописных произведений. Одно из них принадлежит земляку Рембрандта, жившему на столетие раньше него, — голландскому художнику Иерониму Босху (1450–1516). Босх по-своему увидел героя этой притчи, но поскольку он любил в своих произведениях многое зашифровывать, то в его картине не сразу распознали знакомый евангельский сюжет.
Картина Иеронима Босха в разное время имела несколько названий — «Путник», «Странник», «Пилигрим» и даже «Торговец вразнос». Последнее название картине присвоили в 1931 году, когда ее приобрел у частного коллекционера голландский музей Бойманса в Роттердаме. Картину датировали 1510 годом и атрибутировали Босху, и в 1936 году она была показана на самой первой выставке, посвященной знаменитому художнику.
Полотно имеет нестандартную форму — оно круглое и вставлено в восьмиугольную раму. К сожалению, подписи мастера нет и авторское название нам неизвестно. Но мы можем, присмотревшись, понять, что же и кто же тут изображены, что хотел рассказать нам художник.
Прежде всего, стоит сказать, что подсказкой для определения авторства картины послужило другое произведение Босха, где мы видим похожего персонажа. Это внешние створки триптиха «Воз сена», символически повествующего о суете человеческой жизни, которую художник сравнивает с возом сена, согласно нидерландской пословице: «Мир — это стог сена, и каждый хватает с него, сколько сможет». На внешних створках триптиха Босх изобразил странника — человека, идущего по дороге и наблюдающего за разными проявлениями жизни. Согласно христианским представлениям, жизнь человека — это путь, и сам он странник. Действительно, странник на створках «Воза сена» очень похож на человека на круглой картине.
Так значит, на ней изображен странник? Этот вывод напрашивается сам собой. Так картину именовали в течение многих лет. Но недавно исследователи установили, что ее сюжет взят из евангельской притчи о блудном сыне. Что свидетельствует об этом? Давайте рассмотрим детали, а они у Босха всегда не случайные и говорящие о многом.
На полотне мы видим человека в лохмотьях, нищего с палкой в руке и торбой за плечами. Да, он странник и этим похож на странника на створках триптиха «Воз сена». Но вид у него более несчастный и бедственный, он худой и изможденный, сквозь дыру в штанах видна голая коленка, на ногах разные башмаки, и одна нога перебинтована. На его торбе висит шкурка какого-то животного. Палкой мужчина отгоняет назойливую собаку. В контексте картины пес может трактоваться как символ верности, отвергнутый героем, так и символ искушения. И пейзаж здесь более унылый, чем на створках триптиха.
Можно сказать, что путника окружает странный мир, не менее несчастный и бедный, чем он сам. Приглушенный колорит словно намекает на непогоду, на пасмурный день, когда не светит солнце и все вокруг кажется серым и безрадостным. В левой части картины, как бы позади странника, стоит дом с дырявой крышей, разбитыми стеклами и поломанными ставнями. В его дверях видна парочка, а за углом — человек, который справляет нужду на глазах у всех. Из окна вослед уходящему глядит женщина. Что же это за странный дом? Босх показывает, что это дом разврата и беззакония, символ блудной жизни, от которой бежит герой. На вывеске изображен белый лебедь, а с другой стороны — висит клетка с птицами. Можно это понять так, что сюда людей заманивают чем-то прекрасным, а на деле они оказываются в ловушке, как птицы в клетке.
Во дворе дома мы видим петуха, а благодаря евангельской истории с отречением Петра петух стал символом предательства, и этот символ переносится на главного героя картины, предавшего любовь отца. Там же во дворе изображены свиньи у корыта. Это те свиньи, с которыми блудный сын готов был питаться рожками, покуда не вспомнил, что у него есть отец и дом, покинутый им, прежде чем он расточил все данное ему богатство.
На ветках дерева, над странником можно заметить сову и дятла. Это тоже значимые символы. Сова в Античности и в Новое время считалась символом мудрости, а в Средневековье ночная птица не сулила ничего доброго, напротив, служила символом еретиков, отвергающих свет истины. Дятел также в средневековой культуре олицетворял отступников от истины и символизировал дьявола, разрушающего насажденное Богом древо жизни.
Справа от нашего героя мы видим загон, где стоит корова. Корова, телец обычно символизируют жертву, но в данном случае это не богоугодная жертва, а жертва своеволия, греха, неправедной жизни, и такой жертвой стал герой картины, покинувший родной дом и отца. На нижней перекладине калитки, за которой стоит корова, сидит сорока. А эта птица считалась символом сплетен, доносов, предвестницей беды.
Таким образом, образы и символы картины указывают на то, что перед нами блудный сын, которого потрепала жизнь, и теперь он направляется в сторону отцовского дома, с ужасом и тоской оглядываясь на свое прошлое.
Если в знаменитой картине Рембрандта представлен финал притчи о блудном сыне — возвращение домой и примирение с отцом, то Босх показывает своего героя в тот момент, когда он, дойдя до дна падения и отчаяния, находит в себе силы отказаться от блудной жизни и отправиться в путь, ведущий к отчему дому.
И этот дом можно разглядеть вдалеке, в окружении густых деревьев. Его не сразу заметно. И дорога к нему лежит долгая, таящая в себе множество искушений и опасностей. Но это тот дом, где любящий отец ждет своего блудного сына.
Фото: wikimedia.org, wikipedia.org