В Евангелии есть несколько притч Иисуса, которые напоминают нам о том, что будущее зависит от нашего решения, нашего выбора и от ответственности за этот выбор.
У евангелиста Луки упоминаются две притчи о планировании: о строительстве башни и о царе, ведущем войну (см.: Лк 14:28–33). Они звучат в контексте призыва Иисуса, где Он говорит о цене ученичества окружавшей Его толпе: не быть Его учеником тому, кто ценит свои родственные связи да и свою жизнь больше, чем Иисуса. «Петр напомнил: “А мы оставили все свое, за Тобой последовали”. А Он на это сказал: “Те, кто оставил дом, жену, братьев, родителей или детей ради Божьего Царства, получит в это время гораздо больше, а в грядущем мире — вечную жизнь”» (Лк 18:28–30, пересказ Ивана Лобанова, ПЛ. — Прим. И. Л.).
Перед строительством башни надо подумать, во что это обойдется, а то начнешь — не закончишь, и над тобой будут смеяться. А царь перед битвой должен подумать, победит ли с десятитысячным войском врага, идущего против него с двадцатью тысячами. Справедливое сомнение вынудит его на переговоры о мире, пока не поздно.
Если мы не готовы трезво взвесить все трудности пути следования за Христом, то не можем стать Его учениками. Иисус говорит о серьезности Своей миссии, которая может стоить очень дорого для человека, так как ей нужно посвятить себя целиком. Наша вечная участь определяется нашим решением при вхождении в ученичество, когда я взвешиваю, смогу ли я идти путем Христа, хватит ли моих сил, не сдаться ли уже сейчас. Об этом притчи о башне и царе. Здесь заметим, что Иисус, сказав однажды ученикам: «Не хотите ли и вы отойти?» — уверяет, что не оставит Своих учеников, и с Ним любой путь осилить возможно. На этом пути со Христом нас ожидает множество открытий и приобретений.
В Евангелии от Матфея есть притча о десяти девах. В ней говорится о том, что само участие в миссии не обещает успешного ее завершения для участника. Нужно что-то еще. «В Царстве Небес, по словам Иисуса, произойдет то же, что с десятью девами, которые со своими светильниками должны были встречать жениха, освещать дорогу перед усадьбой» (Мф 25:1–13, ПЛ). Сразу поясним, что этих дев позвали для серьезного дела. Улицы на Ближнем Востоке в ту пору не освещались фонарями. Празднество планировалось на вечер, когда спадала жара; темнело рано, и нужно было осветить подходы к дому, чтобы свадебная процессия легко могла найти вход к месту свадьбы. «Пять из них были легкомысленными, а пять — толковыми. Пятеро не позаботились о запасах масла, а у толковых были не только светильники полные, но еще и кубышки с маслом. Жених задержался, и все уснули. В полночь их разбудили: “Жених идет! Встречайте!” Все девы пробудились, поправили светильники» (Мф 25:1–7, ПЛ).
Интересно описание этих десяти девушек. У пятерых есть мудрость, а у других пяти — ее нет. Мудрость (евр. хохма) здесь понимается в практическом смысле. Те, кто ответственно подошел к порученному делу, взяли с собой запас оливкового масла для своих светильников, но не все это сделали: «Легкомысленные попросили толковых: “Поделитесь запасом, наши светильники гаснут”. Но те возразили: “На всех масла не хватит. Можно купить, сходите”. Но пока они ходили, пришел жених, все, кто освещал ему путь, вошли во двор на брачный пир, а дверь заперли. Пришли те девы и позвали: “Господин! Открой!” — “Не знаю Я вас”, — был ответ. Поэтому бодрствуйте, ведь не знаете ни дня, ни часа Второго пришествия» (Мф 25:1–13, ПЛ).
Кажется, что толковые девы повели себя не очень дружелюбно. Но притча не об этом. Девушкам поручено важное дело, и мудрые понимают, что его нужно сделать. Нетрудно сбегать и купить масло, и никто не обижается, девушки отправляются в лавку, но поскольку они не участвовали в свадебных хлопотах, то их на пир не пускают. Те, кто не помогал в провозвестии Евангелия, в помощи людям ради Христа, окажутся вне дверей при Втором пришествии. Наша жизнь, конечно же, должна быть посвященной Богу до конца, решение следовать за Иисусом должно быть неустанным, ведь мы можем ярко светить, но не выполнить главного предназначения. Иисуса увидят те, чей свет помог увидеть жениха при возвращении. Об этом в том числе говорит притча о десяти девах.
Другая притча — о талантах — довольно известна, мы и сегодня говорим о растраченных талантах, о закопанном таланте, не подозревая о том, что это евангельское изречение. Эта притча встречается в двух вариантах: о талантах1 (Мф 25:14–30) и о доверенных деньгах2 (Лк 19:11–27). Господин вручает своим слугам средства для того, чтобы они их приумножили. При этом в рассказе Матфея каждый получает столько средств, сколько он в состоянии использовать (пять, два или один талант, и первые два удвоили капитал, а последний просто его сохранил), каждый получает по способностям, а в тексте Луки все оказываются в одинаковом положении, каждому дана одна мина, но результат у всех оказывается разным (один приумножил в десять раз, другой — в пять, а еще один просто берег доверенное).
«Прошло какое-то время, господин вернулся и потребовал у слуг отчета. Первый рассказал, как удвоил сумму, и вернул деньги хозяину. Тот похвалил его: “Продолжай трудиться. В малом ты был верен, многое доверю тебе. На пир приходи, раздели мою радость”.
Получивший двенадцать тысяч рассказал о своей прибыли и тоже удостоился похвалы и приглашения на пир: “Продолжай. В малом ты был верен, многое доверю тебе. На пир приходи, раздели мою радость”.
Рассказал и тот, что получил шесть тысяч монет: “Господин, я знал о твоей жестокости: жнешь, где сам не сеял, и собираешь, где сам не рассыпал. В страхе я зарыл твои деньги в землю. Вот они в целости, возьми!” Господин рассердился: “Бесчестный слуга и ленивый! Ты все знал обо мне и не отдал мои деньги ростовщикам, чтобы вернуть мне их с процентами. Заберите у него порученное, отдайте тому, у кого больше всех. Кто приумножает, тому дадут еще и с избытком. А у кого нет, лишится последнего. А этого негодного слугу выбросьте вон, во тьму: там будут голосить и скрежетать зубами”. Кто слушать умеет, поймет!» (Мф 25:19–30, ПЛ). Эта притча напоминает нам о приносящем плод служении. Наши таланты должны послужить делу Божьему.
Наша жизнь определяется выбором, который мы с вами делаем. Это довольно простая и очевидная мысль. Но дело здесь в другом: наша жизнь очень коротка, и время выбора ограничено. Его нужно сделать. Выбрав Божий путь, держитесь его, а если в чем-то отклонились — возвращайтесь. Постоянно проверяйте, идете ли вы за Христом.
Когда я говорю о краткости жизни, я не имею в виду время в соотнесении человеческой жизни и жизни страны или человеческого рода вообще. Речь идет о субъективном ощущении: мы осознаем свою жизнь мгновениями, фрагментарно, урывками. Чем больше лет, тем быстрее несутся дни, и кажется, что ты тратишь их не на то, что нужно. Сначала ты замечаешь дни недели, а потом уже нет: есть субботы — дни, посвященные Богу, но выстроить свою жизнь в какой-то определенности невозможно, потому что обстоятельства жизни тоже меняются.
По мере выполнения какого-то большого дела человек испытывает удовлетворение. Например, вы строите дом: нужны средства, материалы, помощь. Вы советуетесь, ищете чертежи, планируете, затем строите: размечаете место, закладываете фундамент, возводите стены, крышу, потолок, прокладываете электрику, коммуникации, началась отделка. Это длительный процесс, а если говорить о нашей жизни — этот процесс никогда не заканчивается.
Только ближе к завершению дома ты понимаешь, что не всё учел: возможно, дом великоват или, напротив, некоторые комнаты малы; часть помещений останется невостребованной, но переделывать не дойдут руки. И тут мы приходим к такому суждению: если бы начать сначала, я бы знал, что надо то или это сделать по-другому. Вот в чем суть. Но у нас, к сожалению, нет возможности сделать что-то большое заново. Всю нашу жизнь нельзя прожить еще раз. И Библия говорит нам о том, что в жизни нужно выбрать направление, чтобы затем обрести подлинный, неподдельный, нефальшивый успех, последствия которого простираются в вечность.
1 Единица веса около 30 кг, один аттический талант равнялся шести тысячам серебряных монет.
2 Вес серебряной мины — 430 г.
Фото: wikimedia.org, wikipedia.org