Тема

Притчи Иисуса о милости

Татьяна Горбачева
Журнал/Архив/Номер 103/Притчи Иисуса о милости

Притчи Иисуса о милостиФедор Бронников (1827–1902). Притча о Лазаре. 1886

Самые светлые моменты нашей жизни чаще всего связаны с добротой или милостью, которые кто-то проявил по отношению к нам. В Биб­лии часто говорится о милости Бога, который описан как Бог «щедрый и благосердый, долготерпеливый и многомилостивый» (Пс 85:15). Бог также выделяет милость среди людских добродетелей: «милости хочу, а не жертвы» (Ос 6:6, Мф 9:13). Евангелие доносит до нас и слова Иисуса: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк 6:36).

Что же такое милость, которую так высоко ценят последователи Христа? В Новом Завете словом «милосердие» переведено греческое eleos; его также можно перевести как «сострадание», «положительные чувства по отношению к кому-либо». Иногда используется другой греческий термин splanchnon, который можно буквально перевести как «внутренние органы человеческого тела». В греческом тексте Евангелия чувство сострадания зачастую выражается в очень образных терминах, в русском языке тоже есть подобные обороты: «смягчилось сердце».

Евангелие повествует о милости Иисуса: Он проявляет сострадание к людям. Описания многих чудес начинаются словами: «увидел… и сжалился». В поле Его зрения попадали разные люди: прокаженные (см.: Мк 1:41), бесноватый (см.: Мк 5:19), вдова в Наине (см.: Лк 7:13), пять тысяч голодных людей (см.: Мк 6:30–44; Мф 14:13–21), четыре тысячи голодных (см.: Мк 8:2; Мф 15:32) и так далее. Милость Иисуса исцеляла и освобождала — так проявлялось на земле Царство Небесное. Слыша эти добрые вести, многие просили Иисуса о милости: отец бесноватого сына (см.: Мк 9:22), слепой Вартимей в Иерихоне (см.: Мк 10:47–48), слепые (см.: Мф 9:27), люди, сидящие у дороги (см.: Мф 20:30–31), хананеянка (см.: Мф 15:22), прокаженные (см.: Лк 17:13) и те многие, о ком не написано в Евангелии. Иисус исполнял их просьбы. Молитва «Господи, помилуй!» постоянно звучит и сегодня. Иисус учит нас быть милосердными по отношению к другим: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк 6:36). В Нагорной проповеди одна из заповедей блаженства гласит: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф 5:7). Эта же тема раскрывается в притчах.

Наиболее яркой историей о милости, на мой взгляд, является притча о немилосердном рабе в Евангелии от Матфея (см.: Мф 18:23–35). Царь по просьбе должника прощает ему его огромный долг, но тот, в свою очередь, не проявляет подобного отношения к своему заемщику, требуя возврата денег и угрожая ему тюрьмой. Узнав об этом, царь разгневался: «Не надлежало ли тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» (Мф 18:33). Милость, дарованная нам, призвана рождать в нас ответную милость.

В Евангелии от Луки в четырех притчах раскрываются разные грани милосердия. Добрый прохожий явил милость к ограбленному и избитому человеку у дороги, переступив через свои религиозные, национальные и социальные границы. Он отнесся к несчастному как к ближнему и не пожалел для его излечения ни сил, ни денег (см.: Лк 10:29–37). Представьте себе подобную ситуацию сегодня. Вы идете по улице и видите, что какой-то человек лежит без движения. Что бы предприняли вы? Социологические исследования говорят, что если вы живете в городе и с вами рядом на улице есть прохожие, то в 65 процентов случаев люди не предпринимают никаких действий. Если же вокруг никого нет, то вероятность участия возрастает до 70 процентов. Однако естественное человеческое желание в подобных ситуациях — не пачкаться, не марать руки, не участвовать. Когда мы соприкасаемся с неудачей, болью, страданием — это неприятно. Однако Писание свидетельствует о том, как Иисус действует в подобных обстоятельствах: он как Врач идет именно к больным. Милость стремится помочь, ищет исцеления, милость поднимает просящих с колен. Добрый самарянин из притчи до сих пор является примером сострадания и милосердия, ведь именно так называют доброго и бескорыстного человека, готового помогать каждому, кто попадет в беду. Притча призывает быть добрыми и милостивыми не только к знакомым и родным, но и к посторонним людям. Доб­рый самарянин расширяет принятые в обществе рамки: он оказывает милость и помогает не только ближним, но и всем тем, кого встречает на своем пути.

Притчи Иисуса о милостиРембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669). Добрый самаритянин. 1633

Милостивый отец блудного сына проявляет большое терпение и прощает сына. Несмотря на дерзкое и глупое поведение, отец принимает его обратно в дом (см.: Лк 15:11–32)! Уход сына был отказом от отца и принятого в доме порядка. Сыну не нужны были отцовские доброта и милость, он хотел жить по своим правилам. Жизнь в чужой стране испытала его достоинство и самостоятельность. Он возвращается домой нищим. Отец встречает сына без ожесточения и осуждения. Покаяние сына наполняет его сердце радостью! Отец объявляет о пире в честь вернувшегося сына и восстанавливает его положение в семье. Милость — это сострадательное отношение к человеку, даже если он этого не заслуживает. Сын смог принять отцовскую милость, лишь когда признался себе в своей слабости и приготовился служить отцу.

Притчи Иисуса о милостиДжеймс Тиссо (1836–1902). Фарисей и мытарь. 1886–1894

Богатый человек из притчи о богаче и Лазаре (Лк 16:19–31) был немилосерден к бедняку, жившему у его ворот. После смерти жестокосердный богач был наказан страданием, а страдалец Лазарь, напротив, вознагражден. Напрасно богач просил праотца Авраама предупредить его родных о последствиях немилосердного отношения к людям, тот отвечал, что им об этом засвидетельствовали закон и пророки, и этого достаточно. Иис­ус сурово обличал иудеев за пренебрежение справедливостью, милосердием и верой (см.: Мф 23:23), составляющих суть закона, и их не подменить ни жертвами, ни храмовыми приношениями, ни десятиной.

Притча о мытаре и фарисее рассказывает о разнице восприятия Богом и человеком его жизни и дел. Фарисей уверен, что Божью милость можно заслужить постом и приношением десятины, тем, что ты отделяешь себя (к слову, по велению закона!) от людей, которых фарисей называет «прочими». Эти прочие в его глазах выглядят грабителями, обидчиками, прелюбодеями. Молящийся рядом мытарь, по его мнению, и вовсе не заслуживает Божьего внимания (см.: Лк 18:11б–12). Но фарисей, сравнивая себя с прочими людьми и перечисляя свои заслуги перед Богом, не берет в расчет то, как смотрит на все это Всевышний. Мытарь же ни с кем себя не сравнивает, не перечисляет никаких заслуг — возможно, их и не было, но бьет себя в грудь в знак раскаяния и молит Всевышнего: «Боже, будь милостив ко мне, грешному!» (Лк 18:13). По словам Иису­са, мытарь получит бóльшее оправдание, «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк 18:14). Самодовольство — преграда, которую не преодолеть просьбам о милости. Здесь важно сказать, что человек свою греховность может осознавать или не осознавать. Однако греховность не социальный конструкт, как сегодня думают многие светские люди. Греховность — это состояние человека, который не может называться целостным. Целостный человек — тот, кто своей жизнью, своим отношением одухотворяет всё живое, он приносит благо в свою жизнь и жизнь окружающих людей. Без такого человека творение «стенает и мучится». Приоритет целостного человека — общее благо, милость, доброта и любовь. Получается ли это у нас? Будучи предельно честными с собой, мы не можем сказать, что реализуем свою человечность во всей полноте. Как говорится, нам всегда есть куда расти.

Духовная жизнь человека проявляется в двух измерениях: в его способности принимать любовь Бога и быть милостивым к другим. Обратите внимание, что Иисус говорил, что те, кому много прощено, способны больше прощать. Это утверждение мы как служители замечаем на практике: порой больше всего служат в церкви те, кто в свое время изведал глубины греха, кто пережил свою несостоятельность и обратился за помощью к Богу.

Думать о себе как о несостоятельном человеке неприятно. Психологи утверждают, что в этом переживании — корень душевной травмы, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь. Такие люди нередко переживают беспомощность, страх за свое будущее, встречаясь лицом к лицу со своим бессилием и смертью. Бог находит человека именно в этой точке. Иногда мы начинаем различать Его черты, лишь находясь в душевном упадке, тогда как, ослепленные своим величием, мы просто не замечаем Его присутствия и не хотим принимать Его милости. Во всех притчах Иисуса звучит послание о Божьей любви и о том, что Он открыл для нас возможность жить иначе — в свободе, будучи прощенными и исцеленными от грехов через Его милость и любовь.

Фото: wikipedia.org

Работает на Cornerstone