Притча о сеятеле
Иисус Христос часто говорил притчами, это были разные поучения: они описывали жизнь крестьян, бедняков или богачей; это могли быть широко известные суждения или истории. Среди них встречаются притчи о влиянии слова — как по-разному оно воздействует на людей. К ним относится притча о сеятеле, а точнее, о судьбе семян, которые он сеял. Конечный результат зависит от условий, в которых семя оказалось, — от качества почвы и количества сорняков. Сама история и ее толкование Спасителем записана в трех Евангелиях (см.: Мф 13:2– 23; Мк 4:3– 8, 14– 20; Лк 8:5– 8, 11– 15).
Марк сообщает, что Иисус истолковал эту притчу ученикам. А Матфей и Лука объясняют почему. По Луке, Бог дал ученикам понимание тайн Царства Его, а для остальных звучат притчи, чтобы, как сказано в Писании, вглядываясь, не видели, вслушиваясь, не понимали. Матфей при этом говорит, что недостаточно иметь уши (они не слышат) или глаза (веки закрыты), все равно такие люди не смогут обратиться и спастись — об этом еще пророк Исайя проповедовал своим современникам. Ведь у кого есть, тому прибавится, и даже больше, чем нужно; у кого нет ничего, заберут последнее.
Другими словами, рассказывая притчи, Иисус выступал как учитель мудрости, прибегающий к иносказаниям, которые неоднозначны из-за своей образности. Это действует сильнее, чем прямое указание на обстоятельства, которые и определят судьбу слушателей. Непонимание вытекает из неготовности слушать. Об этом говорится так: имеющий уши услышит. Здесь речь идет не о способности слушать, а о понимании: можете понять? слушайте.
Сеятель сеет семя, то есть Слово Божье. Он сеет всюду, семя падает в разных местах. У дороги семя даже не взойдет. Его склюют птицы. Это значит, что слово в слушателях не прорастет, его унесет сатана, враг человеческого рода. Есть почва каменистая с небольшим плодородным слоем, где растут сорняки. Они заглушат слабые ростки полезного растения. Сорняки — это заботы, желания, страсти, беды. Но семя на плодородной земле принесет плоды в тридцать, шестьдесят или сто крат. Ученики станут учителями, и у них будут свои ученики. Так свет Христов просвещает всех. Так действует Его слово.
Позднее апостол Павел скажет, что вера возникает в том случае, если звучит Слово Божье, а слушатели способны его воспринять (см.: Рим 10:17).
Удивляет, что сеятель как будто не обращает внимания, куда он бросает семя. Сейте всюду, а что будет дальше, не ваше дело. Как в свое время говорил ботаник доктор Джекоб Миттлайдер (1918– 2006), обучая овощеводству: «Трудитесь так, как будто все зависит от вас, но при этом помните, что все зависит от Бога».
Конечно, Слово должно быть провозглашено как можно шире независимо от ожидаемых результатов. Всё в воле Божьей. Интересно, что ученые люди времен Иисуса не смогли принять Его, а ученики, люди простые и некнижные, напротив, стали Его ревностными последователями, приложив Его учение к сердцу. Вот в чем разгадка — в открытом сердце и желании услышать. Тогда самое большое расстояние в мире — от головы до сердца — преодолевается за короткий срок.
Притча о потерянной овце
Инициатива в поиске человека, который живет в этом мире без руля и без ветрил, исходит от Того, Кто ищет, — от нашего Доброго Пастыря. Вот о чем говорится в притче о заблудшей овце. Заблудшая овца, нуждающаяся в поводыре, заботливом пастухе, — это человек. Пусть нас не смущает этот образ. Сама притча записана в двух Евангелиях (см.: Мф 18:12– 14; Лк 15:3– 7).
«Сын человеческий» — так называл Себя Иисус — пришел искать и спасать идущих к гибели. Паству из неполных ста овец пастух оставляет, ища одну заблудшую. А когда отыщет пропавшую, он радуется ей больше, чем остальным, ведь наш Небесный Отец не желает гибели даже одного из самых малых.
Поводом для притчи послужило возмущение иудейских учителей, что Господь тратил время на сборщиков налогов и других «грешников», Он даже ел с ними. Здесь эта деталь значима, ведь совместная трапеза означала дружеские и теплые отношения. Многие недоумевали, как можно дружить с грешниками?
У Луки найденную овцу пастух несет на плечах. Завершается притча так: Он созовет друзей, соседей: «Поздравьте, я нашел заблудшую овцу». На Небесах больше радуются об одном вразумленном грешнике, чем о девяносто девяти праведниках, которым покаяния не нужно. В этой притче используется образ пастуха, понятный слушателям Иисуса. Еще в Ветхом Завете этот образ появляется неоднократно у пророков (см.: Ис 44 и 56, Иер 3, Иез 34, Зах 10, Пс 22 и 79). При этом пастырями называют как священников, которые должны учить народ, так и Самого Господа.
Что делает пастырь? Он пасет овец на злачных пажитях, водит их к чистым и тихим источникам. Он заботится об израненных, перевязывает, исцеляет, защищает от хищников. В Книге Бытие патриарх Иаков рассказывает о своих трудах: он был пастухом у своего тестя Лавана. Вот как звучит его исповедь: «За двадцать лет моего служения при стадах твоих не было выкидышей, я не съел ни одного твоего барана. Из своего кармана возмещал я потерю за любую беду: растерзал ли какую овцу зверь, украл ли ее кто-то из стада днем или ночью. Я преданно служил тебе, не смыкая глаз, при зное дневном, при холоде ночном. Ты же не раз менял назначенную тобой плату… Но Бог всё видел: и мои лишения, и тяжкий труд…» (Быт 31:38– 42, пересказ Ивана Лобанова, ПЛ. — Прим. И. Л.).
В Псалме 22 есть еще одно важное уточнение. Господь не просто Пастырь, который заботится об овцах, кормит их и поит. Он «Пастырь мой» — как говорит о Нем Псалмопевец: «Он заботится обо мне, Он меня хочет напоить у тихой и прохладной заводи, Он мне возливает елей на голову и наполняет мою чашу. Это мой Господь, а я — Его дитя».
В Евангелии от Иоанна этот образ тоже используется. Вот что говорит Иисус: «Я — верный Пастырь, настоящий Пастух, Который жизнь готов отдать за овец. Наемник, временщик, завидев волка, сбежит, бросит овец, не такой он пастух, они ему не свои. Волк бросается в стадо и выхватывает любую. Разбегается стадо. А все потому, что наемнику до овец дела нет. Я же верный Пастух. Я знаю Своих, и они Меня знают. Как Я знаю овец, так Отец знает Меня. И жизнь отдаю за них… Я жизнью пожертвую за овец. Я вновь оживу. Никто не отнимет ее — Я Сам добровольно ее отдаю» (Ин 10:11– 18, ПЛ).
Как обрести такое доверие Богу, которым делится с нами Писание? Для этого нам нужно вспомнить те дни, когда мы явно ощущали присутствие Господа рядом с нами. Это может быть время вдохновенной проповеди, часы наших уединенных размышлений над Словом Божьим или искренних молитв. Возможно, это были мгновения, когда Бог касался вас в суете повседневных дел. Вы знаете, что Господь заботится о вас, питает вас Своим Словом, поит вас Своим умиротворением, дарует вам Свою праведность (это тот самый елей, что льется на вас), Он щедро наполняет и переполняет чашу вашей жизни. Нам нужно не стесняясь благодарить Его за все то доброе, что сопровождало нас в жизни.
Итак, получается, что наше доверие Богу вырастает из наших личных взаимоотношений с Ним. Если Бог для вас реальная Личность, если вы научились общаться с Ним в молитве, тогда опыт Давида станет вашим опытом и вы сможете полноправно утверждать: Господь — Пастырь мой.
И завершит рассказ об этих притчах переложение по мотивам Псалма 22.
Мой пастух
Если Господь — мой пастух, не нуждаюсь ни в чем:
луга зелены, вода чиста и тихо струится,
воздух свеж и прохладен —
отдыхаю душой,
а куда идти, это Он решает:
Его выбор верен, Его имени слава.
А если путь по долине пройдет,
где не видно ни зги?
Мне не страшно, ведь со мною Ты.
В руках Твоих крепкий, надежный посох,
и потому я спокоен.
Ты накрываешь мне стол —
я ем, а враги мои смотрят:
Ты встречаешь меня как дорогого гостя:
ароматы мне на волосы льешь,
переполняешь чашу…
Если Господь — пастух, то добро и любовь
в моей жизни не оскудеют,
я будто в Храме Его век живу.
Фото: gettyimages.ru