Искусство

Художник, который исполнил замысел Божий

Ирина Языкова
Художник, который исполнил замысел Божий
Художник, который исполнил замысел Божий

Библия начинается с рассказа о творении, которое описано как действие Божественного художника. «В начале сотворил Бог небо и землю… И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт 1:1, 31). Творение Божье — прекрасно, и потому Бога по праву называют художником (см.: Евр 11:10). Человек создан по «образу и подобию» Бога и наделен способностью творить. Но человеческое творчество бывает разное: созидательное и разрушительное, доброе и ужасное, во славу Божью и во славу свою. История дает этому немало примеров. Вспомним Вавилонскую башню, которую люди строили с великим размахом, но с одной только целью: достичь небес и прославить свое имя. А многочисленные идолы, вылитые из серебра и золота, изваянные из камня и дерева, перед которыми приносились жертвы, в том числе и человеческие! Люди выращивают прекрасные сады, пишут вдохновенную музыку, изобретают удивительные вещи, помогающие продлевать жизнь. Но человек создает также смертоносное оружие, способное убивать, обращает науку не на благо людей, а на уничтожение природы, творит кумиров во всех смыслах этого слова.

Однако Бог не ограничивает человека, давая ему свободу, хотя и предупреждает о последствиях человеческих действий. Единственное ограничение дано во второй заповеди Декалога: «Не сотвори себе кумира и никакого изображения, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4–5). Эта заповедь была дана, чтобы искусство не приводило к идолопоклонству. В Библии немало сказано нелестных слов в отношении художников, которые изготавливают идолов. Однако это не значит, что Бог отрицательно относится к художникам и к человеческому творчеству в целом. Более того, в Библии есть прекрасный пример художника, который был угоден Богу и создавал произведения, которые прославляли Творца.

Во время Исхода евреев из Египта Бог повелел Моисею построить скинию — походный храм — и призвать для этого некого Веселеила и помощника его Аголиава.

Указание сделать скинию Моисей получил на Синае, когда Бог вручал ему Десять заповедей, основу израильского Закона, фундамент жизни евреев. А скиния предназначалась для хранения скрижалей с заповедями и должна была олицетворять присутствие Самого Бога среди Своего народа. И, конечно, Бог позаботился выбрать самого искусного и талантливого человека, того, кто сможет справиться с такой нелегкой задачей.

Однако пока Моисей беседовал с Богом на вершине горы, израильтяне, не дождавшись его, по совету Аарона, у подножия Синая изваяли золотого тельца. Им хотелось иметь образ Бога, к которому они могли бы обращать свои молитвы так, как это делали все другие народы. Конечно, можно сказать, что они еще не знали Второй заповеди Декалога, они еще не слышали о запрете Бога поклоняться кумирам, они просто мыслили так же, как было принято в Древнем мире. Они отлили фигуру тельца из золота — самого драгоценного металла, — и этот образ наглядно и ощутимо, по их мнению, являл образ бога, который вывел народ из Египта. Можно представить, что этот золотой телец был изваян очень искусно и правдоподобно, ведь среди евреев немало талантливых людей; вероятно, он был величествен и поражал воображение.

Но Богу такое творчество не было угодно. И он призывает художника, чтобы тот создал те изваяния и те образы, которые не были бы идолами, но служили для прославления Бога.

Вот как повествует об этом книга Исход: «И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди, резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела; и вот, Я даю ему помощником Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова, и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали все, что Я повелел тебе: скинию собрания и ковчег откровения и крышку на него, и все принадлежности скинии, и стол и принадлежности его, и светильник из чистого золота и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения, и все принадлежности его, и умывальник и подножие его, и одежды служебные и одежды священные Аарону священнику, и одежды сынам его, для священнослужения, и елей помазания и курение благовонное для святилища: всё так, как Я повелел тебе, они сделают» (Исх 31:1–11).

Итак, Бог наделил Веселеила, Аголиава и других их помощников «мудростью, разумением, ведением». То есть, помимо таланта, у этих художников должно было быть понимание Божьей воли, ведь им предстояло исполнить то, что задумал Бог.

Руководил работами Веселеил, так он назван в русском Синодальном переводе Библии. По-еврейски его имя звучит как Бецалель, что буквально значит «под сенью Бога» или «под покровом Бога», также можно перевести «под защитой Бога» или «под водительством Бога». Именно таким и был Бецалель, над ним была рука Божья, он действовал по велению Бога и во славу Всевышнего.

В книге Исход дано очень подробное описание устройства скинии, которое было передано через Моисея. И все это Бецалель со своими помощниками сумел воплотить наилучшим образом. Он был искусным резчиком по металлу, камню и дереву, а также в отделке и оправке драгоценных камней. Он создал скинию — палатку — и все ее содержимое: ковчег Завета, где хранились скрижали, сосуд с манной и жезл Аарона, менору — семисвечник, разнообразную священную утварь, завесы и одежду для священников. Все было сделано мастерски, красиво и исполнено глубокого смысла.

Скинию называют походным храмом. Его сворачивали, когда Израиль шел по пустыне, и разворачивали на стоянках. Скиния — по-гречески «палатка», «шатер» — это, можно сказать, техническое название. Но по-еврейски скиния именуется «мишкан» — «место пребывания» (имеется в виду пребывания Бога). Есть еще одно еврейское слово, обозначающее скинию, — «охел моэд» — «шатер свидетельства». И это уже указывает на ее мистическое назначение, поэтому в ней так важна была каждая деталь.

Скиния состояла из двора, святилища, где совершались различные обряды, молитвы, жертвоприношения животных и прочее, и Святая святых, куда лишь изредка входил первосвященник. Там стоял ковчег, крышку которого украшали херувимы из золота.

На первый взгляд кажется, что золотой телец и херувимы на крышке ковчега очень похожи — это золотые изваяния. Но при определенном сходстве разница между ними огромная. В представлении современного человека херувимы — это такие милые ангелочки с легкими крылышками и лицами детей. Но в древности херувимов представляли иначе, это были грозные стражи у дверей дворца. Херувим (или евр. «керуб») имел вид быка с крыльями орла, гривой льва и лицом человека. Вспомним, что подобные существа сопровождали явление Бога на реке Ховар, свидетелем которого был пророк Иезекииль, и он описал их в первой главе своей книги. Там сказано, что грозные и таинственные существа, несшие колесницу, на которой восседал Господь, имели лицо человека, льва, тельца и орла, или, можно сказать иначе: были подобны им. Таковы были и херувимы на крышке ковчега в скинии. Но эти херувимы не заменяли Бога, как это делал золотой телец, они лишь охраняли то место, где Бог встречался с человеком. В Библии неоднократно говорится, что Бог восседает на херувимах (напр., см.: Ис 37:16). И в книге Бытия упоминается херувим, который охраняет вход в Эдем (см.: Быт 3:24). Ковчег Завета воспринимался как Престол Славы Божьей. Давая указание об устройстве скинии, Бог сказал: «там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать через тебя сынам Израилевым» (Исх 25:22).

В целом скиния строилась не потому, что Бог нуждался в каком-то доме. Он обитает на небе (см.: Пс 10:4) и может присутствовать в любом месте Вселенной в любой миг. Но человеку как физическому существу необходимо определенное место для встречи с Богом, для молитвы и поклонения. К тому же скиния служила своего рода точкой сборки народа, особенно когда евреи, выйдя из рабства, не стали еще до конца свободными, и их вера только формировалась. В это время Бог их вел Своим путем, совсем не кратчайшим, но тем, который мог сделать из вчерашних рабов людей, верных Богу. Как повествует книга Исход, облако покрывало скинию в продолжение всего странствования израильтян по пустыне. Каждый раз, когда облако отделялось от скинии, израильтяне снимали свои шатры и отправлялись в путь, и, где оно останавливалось, там они располагали свой стан.

Роль художника в этой истории очень важна и весьма непроста. И потому Бог избирает Бецалеля — самого искусного и талантливого, самого преданного Творцу человека, который способен услышать волю Божью, понять и воплотить ее. Интересно, что на иврите у слов «вера», «верность», «доверие», «художник», «искусство» — один корень, состоящий из трех букв: алеф-мем-нун. Эти слова, как и их корень, начинаются с буквы Алеф. Это первая буква еврейского алфавита. Она представляет собой символ Бога («Я есть Альфа и Омега», Откр 22:13). Эта буква дает начало каждому слову этой группы слов, подобно тому, как Бог-Творец дает всему начало. И тот художник, который послушен Богу, верен Ему, может создать нечто по-настоящему прекрасное и угодное Всевышнему, не разрушить Его творение, а преумножить его.

Художник, который исполнил замысел БожийДжеймс Тиссо. Бецалель. Ок. 1896–1902

Фигура Бецалеля очень значима в еврейской культуре, он считается родоначальником всех художников и всякого искусства. Ему была дана «способность учить других» (Исх 35:34). Он почитается как один из древних мудрецов. Есть еврейское предание, как Моисей, приказывая Бецалелю приступить к работе над скинией, ковчегом и священной утварью, перечислил их в обратном порядке, поставив скинию на последнее место. Но Бецалель мудро напомнил ему, что обыкновенно люди строят сначала дом, а потом изготовляют обстановку, если же Моисей приказывает строить скинию последней, то тут, вероятно, недоразумение, и повеление Бога гласило не так. Моисею очень понравилась проницательность Бецалеля, и он ответил ему: «Ты, должно быть, пребывал под сенью Господней (намек на значение имени Бецалель) и потому знаешь, что Бог действительно повелел именно так».

Согласно еврейским преданиям, Бецалель был правнуком пророчицы Мариам, сестры Моисея. От нее Бецалель унаследовал мудрость. А дед его Ор — погиб, когда хотел отвратить народ от поклонения золотому тельцу, что также весьма символично. Такая родословная в глазах евреев должна была объяснить, что особенного было в еврейском юноше, которого Бог призвал на столь ответственное дело, как создание скинии. Тем более что, согласно еврейскому преданию, Бецалелю в момент призвания было всего 13 лет. По еврейским законам это возраст первого совершеннолетия (бар-мицва — «сын заповеди»), по достижении его человек считается взрослым, берет на себя всю ответственность за соблюдение этических, ритуальных и других норм и получает право участвовать во всех сферах жизни общины. Возможно, в 13 лет Бецалель впервые услышал о своей избранности Богом как художника.

В книге Исход не очень много сказано о Бецалеле, но память о нем осталась как о великом художнике, который исполнил замысел Божий.

 

Фото: gettyimages.ru, commons.wikimedia.org

Работает на Cornerstone