Тема

Письмо Христово

Владимир Попов
Письмо Христово
Письмо Христово

На страницах Нового Завета мы встречаем ряд ярких метафор, которые должны характеризовать настоящего христианина и подлинное христианское сообщество — «соль земли» (Мф 5:13), «свет мира» (Мф 5:14), «живые камни» (1 Пет 2:5).

В данный ряд может быть поставлена и метафора, используемая апостолом Павлом в следующем тексте: «Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас? Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше, написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но плотяных скрижалях сердца» (2 Кор 3:1–3).

Как известно, обмен рекомендательными письмами вошел в жизненный обиход с глубочайшей древности. Подобный обычай существовал как у язычников, так и у христиан. Например, последняя глава из Послания апостола Павла к Римлянам частично носит характер рекомендательного письма: «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диаконису церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницей многим и мне самому» (Рим 16:1–2).

Не отрицая в целом практику использования рекомендательных одобрительных писем, Павел свидетельствует: есть более существенное, точное и более превосходное письмо по сравнению с общепринятыми письмами: «Вы — письмо Христово». Призванный Богом ученик Христа — живое письмо небесного Учителя.

Не все письма, особенно написанные от руки, легко читать и понимать. И почерк может быть неразборчивый, и паста или чернила могут быть блеклыми, выцветшими. Но письмо, о котором говорит Павел, имеет особый вид и значение. Оно — «узнаваемое и читаемое всеми человеками» (2 Кор 3:2).

Что же делает его таким открытым и понятным? Главная особенность данного письма напрямую связана и вытекает из завещательных слов Христа, сказанных Им ученикам на прощальной беседе во время Тайной вечери: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35).

Каким образом, за счет чего христианство в Римской империи получило широкое распространение, стало заметным явлением и влиятельной силой? Ведь христианские общины в основном состояли из рабов, мелких ремесленников, простых женщин? Призванными посланниками Христа, письмом Христовым становятся в первую очередь не философы, не выдающиеся ораторы, не государственные деятели, но люди преимущественно из социальных низов. Бог избирает для проповеди Евангелия и насаждения церквей «немудрое и немощное мира сего» — не парадокс ли это?

В чем же тайна победы христианства? Оказывается, в силе Божьей любви, которой всецело были охвачены христиане. В древнем языческом мире такие качества, как человеколюбие, милосердие, не считались высшими добродетелями. А христиане на практике, на примере своей жизни показывали образцы самоотверженной любви: неустанно заботились о больных, бедных, принимали бескорыстное и самое непосредственное участие в нуждах людей.

В корпусе посланий апостола Павла есть короткое письмо, адресованное частному лицу, некоему Филимону, о судьбе его беглого раба Онисима. Этот раб обокрал своего господина и убежал в Рим. По особому стечению обстоятельств в жизни Онисима произошла судьбоносная встреча с посланником Иисуса Христа. Апостол Павел привел его в общение с Богом. Душа Онисима с помощью благодати Божьей освободилась от порочных наклонностей, сбросила тяжкие оковы греха. Онисим стал христианином, членом царственного священства, наследником бессмертия.

Снабдив Онисима рекомендательным письмом, Павел возвращает его Филимону. Если бы Филимон был язычником, то послать к нему Онисима могло бы означать осуждение раба на верную смерть или в лучшем случае на пожизненные каторжные работы в цепях. Но Филимон был христианином и мог вполне уразуметь слова апостола Павла: «Он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его; ты же прими его как мое сердце… Не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного…» (Флм 1:11–12, 16).

Рабы и господа в христианской церкви не имели различий. Они молились одному и тому же Богу, вместе пели священные песни, преломляли один и тот же хлеб и пили из одной святой чаши. Господин уже не мог относиться к рабу как к бездушной вещи. Раба могли посвятить даже в сан епископа.

Это краткое рекомендательное письмо, по оценке английского богослова XIX века Фредерика Вильяма Фаррара, является «манифестом христианства против ужасов и беззакония древнего и новейшего рабства, церковь вдохнула чувство свободы, которое на все века стало грозным врагом тирании, сделало рабство невозможным в просвещенных странах христианского мира»1.

На всех христианах, независимо от того, сознают они это или нет, лежит благословенное Богом бремя социальной ответственности. Христос и сама жизнь призывают к несению этого бремени. Христос, плачущий у стен Иерусалима (см.: Лк 19:41), Христос, скорбящий о голодных (см.: Мк 6:34), Христос, идущий помочь горю одинокой матери (см.: Лк 7:13), Христос, предающий Себя на Крест для искупления многих (см.: Мф 20:28).

Письмо Христово

«Есть люди, которые любят учение Христа, но которые понимают его в узком смысле духовно-созерцательной жизни, — писал лидер евангельского движения в России Иван Проханов. — Они взбираются духовно на гору Фавор, делают себе кущи и пребывают там. Хотя и созерцательное состояние души необходимо, хотя должно согревать наши чувства молитвой и общением с Господом, но все-таки главное назначение нашей жизни не есть покой, а упорный труд… Христос повел Своих учеников в долины скорби и печали»2.

Христианин не может быть равнодушен ко всему, происходящему вокруг него: в семье, в стране, в международной жизни. Обращение ко Христу и следование за Ним не означают освобождения человека от ответственности за благо и спасение мира. Общение с Тем, Который солнцу Своему повелевает восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных, обязывает христианина жить для других, помня о величии той любви, которой Бог возлюбил все человечество в целом.

Новое сердце и новый дух, полученные от Бога, глубоко сострадают всем невзгодам и трагическим конфликтам, возникающим в человеческом обществе. Приход Христа в мир зажег свет на земле, и христиане как носители этого света, являясь письмом Христовым, призваны поддерживать его сияние, жить жизнью, достойной своего звания и избрания. Чрезвычайно сложная и до предела напряженная жизнь современной эпохи требует и от христиан понимания реальности происходящего и поиска того, что служит к миру, к взаимному назиданию, к пользе другого.

От христиан зависит, хорошее или плохое мнение будут иметь люди о церкви. Посланник Христов остается слугой Божьим среди людей другого мировоззрения, сохраняя верность своим убеждениям. Замкнутость христиан на самих себе, обособление от людей, живущих в миру, могут привести к набожному эгоизму и не поощряются учением Иисуса Христа.

Роль христиан в божественном воздействии на мир велика и многообразна. Она выполняется через молитву, проповедь Евангелия, через дела и добрый пример, и во всех сферах человеческой повседневной жизни. «Христианин в обществе — это нечто новое среди старой рутины, — утверждал выдающийся богослов прошлого столетия Карл Барт, — это истина среди заблуждений и лжи, это справедливость в море несправедливости, это дух среди грубой материальности, это формирующая жизненная сила среди жалких духовных потуг, единство среди всеобщей разорванности современного общества»3.

Каждый добрый пример, словом или делом, является результатом нашего христианского призвания. А доброе свидетельство словом или делом не останется без плода: «Делая добро да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал 6:9).

Христианин, призванный быть письмом Христовым, становится живой иллюстрацией учения Христа и Его церкви. Последователь Христа, исполненный силой Духа Святого, пламенеющий любовью Божьей, везде, где бы он ни появился, приносит с собой свет Евангелия. Уже само присутствие на земле человека с живой верой в сердце и разуме провозглашает во всеуслышание: «Господь есть! Он недалеко от каждого из нас! Он твой Любящий Отец и Спаситель души! Вечная жизнь реальна, и она в Нем!»

«Письмо Христово» так же, как и другие, подобные по смыслу евангельские образы, несет свидетельство о том, что Божье призвание и посланничество — неразделимы. Призванный свыше человек — Божий соработник в деле спасения душ и распространения Царства Христа.

1 Фаррар, Ф. В. Жизнь и труды апостола Павла. СПб.: Изд-е И. Л. Тузова, 1887. С. 753.
2 Проханов, И. С. Новая, или Евангельская жизнь. Т. II. М.: Христианский центр «Логос», 2009. С. 105.
3 Барт, К. Христианин в обществе // Социально-политическое измерение христианства. М.: «Наука». 1994. С. 13.

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone