Тема

Зачем Павел шил палатки?

Михаил Дубровский
Зачем Павел шил палатки?

Зачем Павел шил палатки?

Сразу оговоримся: название статьи нуждается в уточнении. В представлении большинства современных людей палатка — это туристическое снаряжение из прочной и легкой ткани, и нам кажется, что Павел изготавливал нечто подобное (см.: Деян 18:3). Но палатка того времени — это весьма просторное сооружение, настоящий мобильный дом, достаточно прочный и долговечный, который обеспечивал практически домашний комфорт в путешествии и при этом легко собирался и разбирался. Другими словами, это сложная инженерная конструкция из дерева, железа, кожи и различных видов тканей. И слово «шить» тут не очень-то подходит. Не случайно Лука для описания ремесла Павла использует греческий глагол τέχνῃ, от которого происходят современные понятия «техника» и «технологии». Павел не просто «шил», а «изготавливал», «конструировал» палатки. И это ремесло требовало довольно серьезной профессиональной подготовки. 

Но главный вопрос — зачем Павел все это делал? С одной стороны, такова была традиция: каждый еврей должен был обучить своего сына какому-то ремеслу. Считалось, что, если отец не учит сына работать и зарабатывать, значит, он учит его воровать! И к раввинам это тоже относилось: традиция требовала, чтобы раввины в своем обеспе´чении не зависели от платы за учебу. Отчасти это связано с тем, что большинство раввинов не принадлежали колену Левия, и это значит, что они не могли претендовать на десятину, а с другой стороны, такой подход давал раввину возможность свободно высказываться, и у него не возникало искушения льстить ученикам, чтобы увеличить свою аудиторию и, соответственно, доход.

Но была в этом деле и еще одна сторона: Павел использовал свое ремесло как инструмент для миссионерской и пасторской работы. Достаточно высокая квалификация позволяла Павлу легко найти работу практически в любом крупном городе империи. А значит, он мог планировать свой маршрут и время, на которое он готов остаться в том или ином месте, исходя из понимания того, какие задачи поручает ему Святой Дух, а не из наличия или отсутствия финансов. В частности, мы читаем о его служении в Эфесе: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян 19:11–12). Упомянутые здесь «платки и опоясания» правильнее было бы перевести «рабочие фартуки». Другими словами, в Эфесе Павел не только проповедовал и учил в миссионерской школе, но и работал! В ряде рукописей есть специальное упоминание, что занятия в училище Тиранна Павел проводил с 11 до 16 часов (в переводе на наше время), то есть в самое жаркое время дня. В это время и работать было трудно, и зал для лекций был свободен. Павел использовал эту «сиесту» для обучения миссионеров. А в остальное время он трудился. Прощаясь с христианами в Эфесе, он говорит: «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии» (Деян 20:33–34).

Именно ремесло Павла дало ему возможность служить в Эфесе на протяжении трех лет. И не исключено, что именно профессионализм Павла «заработал» ему добрую репутацию у жителей Эфеса, в том числе у представителей городских властей и аристократии (см.: Деян 19:31).

Трудясь своими руками, Павел подает пример верующим. Вот что Павел пишет, например, христианам Фессалоник: «Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, — не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес 3:7–10).

Выражение «не бесчинствовали» буквально означает «не жили за чужой счет». По мнению Павла, одно из базовых требований, предъявляемых христианину его верой, является умение работать и зарабатывать достаточно средств, чтобы обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье.

При этом если люди были готовы поддержать служение Павла материально, он от этого не отказывался. Павел с благодарностью принимал такую поддержку и, если было нужно, прекращал работать и посвящал все свое время проповеди (см.: Деян 18:5, НРП). Другими словами, он был достаточно гибок в выборе стратегии служения. Но можно утверждать, что «светская» работа точно была важной частью этой стратегии. И связано это далеко не только с финансами: высокий профессионализм обеспечивал Павлу заслуженное уважение у неверующих, и он мог говорить о своей вере с теми, с кем у него иначе не возникли бы отношения. Работа и давала ему свободу в выборе направления миссии, и была эффективным инструментом пасторского наставления.

Зачем Павел шил палатки?

Для Павла «мирская» работа была не помехой миссии, а важным инструментом, делающим его служение более эффективным. Можем ли мы воспользоваться его опытом сегодня? Если мы хотим эффективно благовествовать нашим современникам, профессия — это одна из лучших и при этом наименее используемых (!) возможностей. Что для этого нужно?

Во-первых, опыт Павла показывает, что для этого нам нужно быть настоящими профессионалами своего дела. Наш профессиональный уровень должен вызывать уважение у других людей — как коллег, так и заказчиков. Если работа сделана действительно отлично, это открывает двери и сердца для Слова!

Во-вторых, нам нужно правильно выбирать профессию: ориентироваться не только на то, сколько денег она принесет (хотя и это важно), но также думать, а позволит ли мне моя профессия нести Евангелие в этот мир. Сегодня в Церкви существует целое движение «Делателей палаток» (The Tentmakers*), его участники специально осваивают именно те профессии, которые дадут им возможность поехать на миссию в закрытые страны и принести Благую Весть туда, куда не пускают «традиционных» миссионеров. Но совсем необя­зательно ехать в другую страну — прямо в вашем городе есть такие сферы, куда может прийти только профессионал. И если, выбирая профессию (или помогая выбрать ее нашим детям), мы думаем в том числе и о благовестии — вера придет к тем людям и в те сообщества, которые сегодня кажутся совершенно закрытыми!

Апостол Павел писал: «Всё это я делаю ради Благой Вести (Кор 9: 23–24, Пер. Кулаковых). Именно ради этого он делал и палатки.

*В рамках Лозаннского движения существует группа The Tentmakers, объединяющая миссионеров-профессионалов: ссылка (дата обращения: 11 апреля 2025).

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone