Существует ли Евангелие от Павла? Да, оно есть, и это не апокрифический текст. Оно канонично, и на нем построена основа систематики христианского богословия. Наиболее подробно это Евангелие изложено в Послании к Римлянам — самом продуманном и тонко организованном из всех Павловых посланий. Оно звучало радикально в I веке, не менее радикально оно звучит и сегодня, продолжая бросать вызов религиозным системам, выстраиваемым вокруг спасающей силы Вести о Христе. В первой главе Послания к Римлянам есть два стиха — Рим 1:16–17, — в которых, как в формуле, суммированы главные вероучительные смыслы всего послания. Чтобы это увидеть, надо сравнить разные переводы, что будет далее сделано.
Послание к Римлянам как Павлово Евангелие расширяет понимание сути Радостной Вести. Синоптические Евангелия передают ключевые события земного служения Спасителя и Его учение. Евангелие от Иоанна раскрывает вневременной масштаб Христа как Логоса. Павел же отвечает на вопрос о том, каким образом верующие, принадлежащие к разным этносам, могут жить как единый избранный народ. Ведь именно Павлово изложение Радостной Вести вывело проповедь о Христе на мировой уровень и открыло доступ в народ Божий уверовавшим из всех культур.
Павлово Евангелие местами очень эмоционально и не слишком благообразно, поэтому на протяжении веков ему «подпиливают» острые углы, облагораживая резкость языка. Есть в этом Евангелии и богословский радикализм — особенно в учении о Божьем оправдании, не зависящем от дел, — который при переводе также обуздывают, чтобы не очень противоречил религиозной традиции «добрых дел для спасения». Кроме того, Павел сделал еще один радикальный ход «государственного масштаба»: он переопределил критерии принадлежности к избранному народу: «Ибо не тот Иу дей, кто таков по наружности, и не то обре´зание, которое наружно, на плоти» (Рим 2:28), — и тем самым бросил вызов тысячелетней традиции, согласно которой принадлежность к народу Божию определялась по рождению и исполнению большого набора религиозных правил.
Можно сказать, что Павел рубит не сук, а само дерево религиозной традиции, считающей себя этнически исключительной. Причем обосновывает он это не новыми откровениями, а древним обетованием, данным Аврааму как основателю народа веры: «Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы» (Гал 3:8; см.: Быт 18:18, 22:18; а также Рим 15:11). Поначалу даже не все собратья-апостолы были готовы принять международную версию Евангелия. Первым за это подвергся нареканиям апостол Петр, когда, по водительству Божьего Духа, проповедовал Евангелие в доме римского офицера (см.: Деян 10). Затем эстафету принял Павел, получивший за это даже титул «апостола язычников».
Вопрос о том, пускать или не пускать интернациональных религиозных мигрантов на «территорию» избранного народа, был быстро закрыт благодаря свидетельству свыше — излиянию Духа на уверовавших язычников. А вот условия их интеграции и ассимиляции долго вызывали споры. На «религиозной территории» избранного народа действовал Закон Моисея как главное нормирующее право. Павел же посмел не только поставить под сомнение необходимость вновь прибывшим чужеземцам беспрекословно исполнять закон Земли обетованной, но активно создавал на основании диаспоры быстро растущую автономию, где не исполняли «отеческих преданий» и отказались от старого знака завета — обре´зания, заменив его новым — крещением.
Поэтому не удивительно, что фигура Павла в традиционных религиозных кругах была окрашена в цвета предательства и религиозного экстремизма. Это объясняет, почему при последнем появлении Павла в Иерусалиме его арестовали, на слушании в главном судебном органе сам первосвященник приказал бить Павла по устам, и более сорока радикальных религиозных традиционалистов дали обет не только ничего не есть, но и не пить, пока не убьют Павла (см.: Деян 23:2, 12– 13). Ведь, он, как им стало известно, смешав евреев с неверными, создал целую сеть новых общин, живущих «не по правилам» и претендующих на то, что они новый народ Божий. И эти сведения были не «испорченным телефоном», а стержнем того радикального Евангелия, которое проповедовал Павел.
Вопрос «новой формулы гражданства» в избранном народе без необходимости исполнения Моисеева закона несколько десятилетий был серьезным камнем преткновения внутри ранней церкви. Чего только стоит противостояние Павла своему другу и наставнику Варнаве и даже самому Петру, признанному столпом веры (см.: Гал 2:11 – 14)! Послание к Римлянам в отточенных формулировках подводит итог этому богословскому дискурсу в ранней церкви: «Ибо я не стыжусь Евангелия, потому что оно есть сила Божия ко спасению каждому верующему: как Иу дею, первому, так и Еллину» (Рим 1:16, пер. Еп. Кассиана). Это спасение никак не связано с исполнением Закона. Оно вообще не от дел, чтобы никто не хвалился. «Ибо праведность Божия в нем открывается от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет» (Рим 1:16–17, пер. Еп. Кассиана). Эти два стиха — тщательно продуманная формула, которая распаковывает суть всего Павлова Евангелия.
Обратим особое внимание на то, как эта формула определяет место уверовавших из разных народов в избранном народе. По какой-то причине ни синодальный, ни даже многие современные переводы не обращают внимания на искусно неправильную стилистику во фразе «как Иудею, первому, так и Еллину» (греч. Ἰουδαίῳ τε πρῶτον καὶ Ἕλληνι) и даже исправляют ее. Например, Синодальный перевод (а вслед за ним и другие) «для ясности» добавляет в текст слово «потом»: «во-первых, Иудею, потом и Еллину». Зачем? Чтобы исправить Павла, так как привычная конструкция требует, чтобы после сказанного «во-первых» было сказано и «во-вторых»?
Павел совершенно намеренно строит фразу с «первыми», но без «вторых»! Эта стилистическая «погрешность» повторяется трижды с точностью до букв (см.: Рим 1:16; 2:9; 2:10), из чего можно заключить, что Павел пускается в весьма тонкую игру со смыслами. С одной стороны, он согласен с тем, что древняя еврейская культура занимает особое место в истории спасения всех народов. Поэтому есть «во-первых»: «Итак какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обре´зания? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие» (Рим 3:1–2). Но для уверовавших из других народов у Павла нет никакого «во-вторых», так как они не «второсортные»: «Итак, что же? имеем ли мы (евреи) преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом» (Рим 3:9). Искусно выведенное равенство во Христе: «особенно еврею, но в равной мере и язычнику» (Еврейский НЗ, пер. Дэвида Штерна) — является важной частью формулы Павлова Евангелия.
Далее в Павловой формуле раскрывается путь обретения небесного гражданства и причисления к Божьему народу. Это происходит не через жертвы Богу и не ценой усилий человека. Суть Евангелия — в оправдании, которое совершает Сам Бог. Евангелие и есть сила Божия ко спасению всякому, кто поверил и затем этой верой живет. Оправдывает Бог, но поверить нужно человеку. В Рим 1:17 Павел намеренно использует несколько многозначных фраз. Из-за них этот стих невозможно перевести близким к оригиналу количеством слов и не потерять при этом всех смыслов, которые в нем заложены.
Во-первых, это ключевая для Послания к Римлянам смысловая конструкция δικαιοσύνη θεοῦ, которая в контексте послания значит одновременно и «правда Божия» — как Его наивысший стандарт, и «праведность Божия» — как Его качество, и «оправдание Божие» — как Его искупляющее действие, или средство избавления от вины. Расширенный перевод первой части этого стиха может звучать так: «В Евангелии открывается Правда, Праведность и Оправдание Божии. Открываются от веры в веру».
Во-вторых, в этом фрагменте есть еще одна ключевая и намеренно двузначная фраза: «праведный верою жив будет». Для акцентирования двузначности можно предложить такой перевод: «праведный благодаря вере, верою будет жить». На основании веры обретается статус праведника, что подробно описано в отрывке Рим 3:21–5:21. Вера также дает силы оправданному человеку менять себя и вести христианский образ жизни. Главы 6–8 излагают вероучение о том, как «жить по вере», а с 12-й главы обсуждается практика такой жизни.
Павлова формула в Рим 1:16–17 — это, вероятно, один из самых уникальных примеров того, как намеренно и искусно в двух стихах были собраны ключевые богословские смыслы целого послания. Но, как уже было сказано, без сравнения переводов и оригинального текста этого не увидеть.
Посмотрим еще на один отрывок, где Павел многократно употребляет ключевое словосочетание δικαιοσύνη θεοῦ. Начиная с Рим 3:21, он описывает Божие действие оправдания по вере как противоположность попыткам человека оправдаться перед Ним делами. Синодальный текст, переводя это ключевое словосочетание, использует высокое и абстрактное «Божья правда». Новый русский перевод и перевод Кулакова выбирают конструкцию «Праведность Божия», но, кажется, что тут наиболее подходит ломающее религиозный контроль суверенное «Божье оправдание» — как предлагает современный перевод Российского библейского общества. В соответствии с радикализмом Павла в таком варианте акцентируется именно Божье действие оправдания, которое избавляет верующего от вины, и это никак не зависит от его дел, а дается исключительно по вере: «Но теперь Бог открыл людям путь избавления от вины помимо Закона, хотя и Закон, и Пророки тоже свидетельствуют о нем. Это оправдание через веру в Иисуса Христа — для всех, кто верит, без разницы» (Рим 3:21–22; СРП).
Евангельское учение об оправдании настаивает на том, что добрые дела не сделают тебя праведником: «нет праведного ни одного», «потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Рим 3:10, 20). Вину перед Богом не надо заглаживать добрыми делами. Оправдание — это дар, подарок, данный нам по доброте Божьей. К этому дару нельзя ничего добавить. Его можно лишь принять верою или отказаться, не считая себя достойным или не веря, что так может быть — а вдруг это тонкий обман?
Радикальность этого поворота на пути к Богу столь велика, что уже два тысячелетия инерция религиозности сносит многих на этом повороте в «кювет» зарабатывания спасения делами. Так понятнее — лучше немного праведности, но своей, выстраданной, чем сразу вся праведность Божия как подарок во Христе. Но своя праведность — это тупик, так как «кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем». А еще «своя праведность» порождает в человеке суд по отношению к ближнему, религиозную надменность и много другое, за что Христос порицал книжников и фарисеев.
Понимая, что такой подарок, сделанный Богом по доброте, может порождать злоупотребления, Павел — сначала в своей формуле, а потом подробно в нескольких главах послания — уравновешивает ошеломляющую истину о Божьем даре праведности призывом к ответственной жизни по вере (см.: Рим 6–8, 12–15). Этот подарок не для того, чтобы, получив статус праведности, продолжать грешить: «Так что из этого следует? Будем жить по-прежнему, в грехе, чтобы возрастала Божья доброта? — Ни в коем случае! Мы для греха умерли!» (Рим 6:1–2; СРП). Божье оправдание дано как подарок, чтобы можно было, опершись верою на новое основание, которое есть Сам Христос, строить новую жизнь и делать это опять же силою веры: «Праведник благодаря вере будет жив» (Рим 1:17б; СРП).
Евангелие, которое, как сам Павел пишет, он получил не от людей, а от Христа (см.: Гал 1:11–12), радикально и учением об оправдании верою, и наставлением, как жить по вере, и переосмыслением того, кто принадлежит к избранному народу. Павел верно следует учению Христа, в том числе и в радикальной проповеди Радостной Вести. В одной из бесед с теми, кто считал себя избранным народом Божьим, Христос обличает их неверие и упование на принадлежность к «правильной» религиозной традиции: «Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас… Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы… Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин 8:37– 44).
Павел подчеркивает, что первое дело Авраама как родоначальника нового Божьего народа — это верить Богу: «поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим 4:3). Радикальная радость Павлова Евангелия в том, что для того, чтобы стать частью избранного народа, не нужно копить добрые дела — «избавление от вины дается Богом за веру и только за веру» (Рим 1:17а; СРП). Приняв дар Христа, человек становится гражданином Небесного государства и черпает там силы для жизни верою и для добрых дел, прославляющих Бога. Вера действительно без дел мертва, но сначала вера, потом дела, а не наоборот.
Фото: gettyimages.ru