В Новгородском музее-заповеднике хранится портрет реформаторского пастора Германа Дальтона. Он написан известным русским художником, признанным мастером портрета Валентином Серовым (1865–1911). В галерее портретов художника — знаменитые писатели и артисты, аристократы и купцы-меценаты, представители царской семьи и сам император Николай II.
Портрет пастора Дальтона довольно крупного размера — 149 на 100 см. На темном фоне изображен человек в черной мантии с белым пасторским воротником, в руках он держит Библию. Седовласый, с бакенбардами, обрамляющими серьезное сосредоточенное лицо. Проницательные глаза, спокойно и внимательно смотрящие на зрителя. Над головой пастора арка, позади него колонна — это явно элементы церковного здания. Художник изобразил пастора выходящим на проповедь, которую тот готов произнести с амвона церкви.
Кто же такой пастор Дальтон? Герман Фридрих Дальтон (1833–1913) известен как богослов, историк, мемуарист, проповедник и общественный деятель. Он родился в Германии в городе Оффенбах-на-Майне в земле Гессен. Образование получил в университетах Марбурга, Берлина и Гейдельберга. В 1858 году приехал в Россию и возглавил немецкую реформатскую общину Санкт-Петербурга.
До второй половины XIX века немецкая реформатская община совершала службы в здании Французской реформатской церкви. Но с ростом количества прихожан возникла необходимость построить свой храм, с чем главы общины и обратились к столичным властям. Ответ на прошение был дан положительный, и общине выделили участок земли на пересечении Большой Морской улицы, набережной реки Мойки и Почтамтского переулка. В 1865 году по проекту архитектора Гаральда (Юлия) Боссе (1812–1894) здесь была построена кирха в неороманском стиле. Строительством руководил архитектор Давид Гримм (1823–1898), который и завершил его 29 июня 1864 года. Здание с высокой колокольней величественно смотрелось на набережной реки Мойки. Стены кирхи были сделаны из красного кирпича, а отдельные элементы выкрашены белой краской. На первом этаже размещались школа и квартира пастора, а на втором — непосредственно храм с большими витражными окнами и органом.
В 1872 году в кирхе случился пожар, и ее пришлось восстанавливать. Архитектор Карл Рахау постарался сохранить прежний облик церкви, перестроив лишь колокольню и увеличив высоту потолков. А вот советская власть не пощадила красивого здания: в 1929 году, когда реформатскую общину ликвидировали, кирху перестроили в стиле конструктивизма, убрав колокольню, украсив фасады рельефами и навесив балконы. В бывшей кирхе разместился Дворец культуры работников связи. Сегодня трудно догадаться, что это здание было кирхой.
Но память об инициаторе строительства кирхи на Большой Морской пасторе Германе Дальтоне осталась. Осталась память и о его большой благотворительной и просветительской деятельности в Петербурге: пастор Дальтон учредил городскую миссию, заботившуюся о больных и бездомных протестантского вероисповедания. После начала русско-турецкой войны он основал евангелический полевой госпиталь и рабочий клуб «У пальмы».
Герман Дальтон был женат на Саре Брандт, дочери петербургского купца Вильгельма Брандта. Супруги были бездетными, но Дальтон много заботился о чужих детях. Он курировал гимназию для детей реформатского вероисповедания, летнюю школу. В 1881 году учредил детский приют в Парголово, причем детей в приют принимали независимо от конфессии или национальности. Приют существовал на добровольные пожертвования.
Дальтона волновали различные социальные вопросы. Так, зимой 1882 года на заседании евангелической городской миссии зашел разговор о проституции. Дальтон углубился в изучение этого социального недуга и 23 марта 1883 года прочел на эту тему лекцию в зале училища св. Петра и Павла (Петришуле). Впоследствии эта лекция легла в основу брошюры, которая была издана в Санкт-Петербурге и Москве в 1884 году под названием «Социальный недуг. К вопросу о проституции и о приютах св. Магдалины».
Наряду с пасторскими трудами Дальтон занимался активной церковно-литературной деятельностью. По его инициативе был составлен и издан «Сборник статей по внутреннему миссионерству» (СПб, 1864). В 1865 году в Готе было издано сочинение Дальтона, посвященное истории реформатской общины в России, Geschichte der reform. Kirche in Russland. В 1876 году он опубликовал составленную им биографию пастора Иоганна фон Муральта, своего предшественника на немецком реформатском приходе.
Имя Дальтона было широко известно за пределами России и Германии. Круг его общения был весьма широк, он дружил с многими видными деятелями своего времени. Так, он переписывался с Константином Победоносцевым (1827–1907) по вопросам свободы совести. Дальтон, в частности, встал на защиту протестантов в Прибалтике, критиковал политику царских властей в отношении лютеранских и реформатских общин, где протестантов часто записывали православными. Если в Петербурге и Москве инославные пользовались «неприкосновенностью», то на окраинах Российской империи местные власти проводили политику прозелитизма. И об этом пастор Дальтон писал обер-прокурору Святейшего синода Победоносцеву.
После ухода с должности Герман Дальтон жил в Германии. Он отказался от предложенной ему должности профессора в Бонне или Марбурге. Ему предлагали также место придворного проповедника в Берлине после получения в 1883 году степени доктора теологии. Но Дальтон решил посвятить себя литературному труду.
В 1913 году в возрасте 80 лет он умер в Берлине, где и был погребен.
Но в Петербурге пастора Дальтона не забыли, ведь более 30 лет он служил здесь пастором и представлял интересы реформатов в Генеральной консистории евангелическо-лютеранской церкви. Он был выдающимся проповедником и разносторонним писателем. Сохранились его научные работы, апологетические лекции, исследования проблем внутренней миссии и многочисленные проповеди. На Смоленском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге стоит памятное надгробие, и под именем Германа Дальтона — надпись: «Ин 12:27–28» — отсылка к Евангелию от Иоанна: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю».
Портрет Дальтона Валентин Серов написал в 1889 году, незадолго до отъезда пастора в Германию. Этот человек много потрудился в России во имя Христа. В своем письме к Победоносцеву он писал: «Вы знаете, что Россия не моя родина, но я провел в ней более половины моей жизни и успел сродниться с нею. Во время моей распространенной деятельности для меня было истинной отрадой углубляться в изучение душевных особенностей того народа, среди которого мне, волею Всевышнего, суждено было жить и действовать; за особую милость почитаю я, что имел возможность вникнуть в особенности Греко-Российской Церкви и уразуметь ее место и значение в Царствии Божием»*.
*Открытое послание обер-прокурору Правительствующего Синода К. П. Победоносцеву от Германа Дальтона. Лейпциг, 1890. С. 4–5.
Фото: ru.m.wikipedia.org, commons.wikimedia.org, citywalls.ru