Тема

Духовные корни зависимости

Татьяна Горбачева
Духовные корни зависимости

Духовные корни зависимости

Опустошение и бессмысленность — спутники зависимых людей. Одними из первых такие люди выходят из дома, но не для того, чтобы увидеть рассвет или совершить пробежку. Нет, их гонит вперед желание заглушить свою боль и пустоту. К сожалению, я часто вижу несколь­ких соседей, которые спешат утром не попасться на глаза окружающим и прошмыгнуть за выпивкой. То, что раньше им приносило облегчение, превратилось в потребность, а потом и в хозяина, поработившего их сполна.

По мере увеличения числа зависимых людей, расширения спектра зависимого поведения расширяются и исследования, рассматривающие его с разных сторон: медицинской, психологической, социальной и других. Изу­чаются возможные причины такого поведения: как получается, что одни попадают в сети зависимости, а другие нет? Не стихают и дискуссии о том, что именно является решающим фактором для развития зависимости — выбор человека или все же его наследственность и здоровье. Не вдаваясь в подробности этих исследований, поговорим о духовной стороне этого вопроса.

Виктор Франкл, описывая опыт жизни в концентрационном лагере во время Второй мировой войны, утверждал, что решающим фактором для выживания является мужество жить. Этот вывод и дал название одной из его удивительных книг. В человеке заложено желание найти и исполнить свое предназначение, которое всегда лежит за пределами самого человека, в чем-то большем, чем он сам, или в любви к другому1. В этом стремлении он раскрывается и все больше становится собой. Так, влюбленный открывает в себе стремление идти на большие жертвы ради другого. Увлеченный профессией человек отдается сполна своему делу. Религиозные люди, служа бедным и больным, обнаруживают в себе благородные стремления. В таком самозабвении люди поистине находят себя. Верно и обратное. Когда человек замыкается на себе и своей эгоистической выгоде, то в нем проявляется все больше слепоты и пороков. Отказ от высокого ведет в тупик — к поиску простых наслаждений. Автор приводит исследование посетителей Венского парка развлечений Пратера, в котором процент разочарованных людей гораздо больше, чем во всем городе в целом. Получается, что падкие на развлечения люди когда-то потерпели неуда­чу в понимании и осуществлении своего жизненного смысла.

Духовные корни зависимостиЖан-Франсуа Ван Гил. Блудный сын

Неспособность найти смысл жизни приводит к пустоте и внутренней неудовле­творенности. Люди редко осознают, что счастье — побочный продукт осмысленной и полноценной жизни, целеустремленного движения в своем предназначении. Если такое счастье недоступно, то внутренний поиск направляется в другое русло — в отказ от осмысленности, когда чувство опустошенности притупляется простым наслаждением. Ведь алкоголь, наркотики, игры и секс приводят к недолгому ощущению «счастья» коротким и легким путем. Франкл провел исследование в группах зависимых от алкоголя в ряде реабилитационных центров и сделал вывод, что 90 % из них страдают от пустоты и ощущения бессмысленности. Среди наркоманов и уголовных преступников дело обстоит так же. В итоге автор делает вывод, что способность преодолеть эгоизм ради идеи, идти на жертвы, даже ценой своей жизни, и дает нам возможность стать настоящими людьми.

Вопросы о жизни и смерти чаще всего поднимаются в кризисные периоды, когда люди задумываются о смысле жизни — стоит ли жить так? Подростковые метания с духовной точки зрения — это как раз поиски смысла жизни, без опоры на родителей и семью. Представления об идеальной жизни и несовершенство той, которую они наблюдают, приводит подростков к серьезным последствиям: резко возрастает количество суицидов. Причем, парадоксально, чем благополучнее семья, тем ярче выражен кризис. Подростки, которые с раннего возраста вовлечены в работу по хозяйству, в обеспечение семьи или заботу о младших ее членах, взрослеют быстрее и легче. Они вовлечены в обеспечение семьи, они ощущают свою нужность и видят вклад в общее дело.

Другим периодом переоценки жизненных ценностей является возраст 40 – 50 лет, когда больше половины жизни прожито и чаще всего не так, как хотелось бы. В этом случае выбор невелик — продолжать инерционное движение или найти новый смысл жизни. Именно в среднем возрасте приходит ощущение тщетности усилий, поэтически описанное в Книге Экклезиаста.

Чаще всего именно в эти сложные кризисные периоды и возникают зависимости, влияющие на всю последующую жизнь людей. Исследование зависимых2 описывает внутренние переживания людей, потерявших контроль над собой, над своим состоянием и способность справляться с жизнью. Когда выживание становится единственной целью, люди не загадывают далеко, им бы продержаться лишь один день. Зная истории друзей, уже умерших от алкоголя или передозировки, они живут в ожидании смерти. Тема смерти становится очень важной. Она сильно влияет на то, что происходит в это время в семье, особенно у родителей зависимого. Родные испытывают своеобразную утрату: вроде человек еще физически жив, но стал совершенно другим, опустился, потерялся. Родственникам больно смотреть на угасание любимого человека, они видят его постепенное умирание3.

Духовные корни зависимостиПомпео Бартони. Блудный сын. XVIII век

Феномен зависимости, согласно биб­лейскому пониманию проблемы, произрастает из внутренней пустоты, когда человек не видит, ради чего он живет и, следовательно, не выходит за пределы самого себя, не отвечает на главные вопросы жизни. Сегодня зафиксирован угрожающий рост зависимостей и депрессии, ассоции­рованных с бессмысленностью жизни. Американский христианский философ-апологет Френсис Шеффер пишет, что потеря современным обществом такой жизненной ценности, как вера, уводит человека от жизни и ввергает в воронку отчаяния. Утрата веры и моральных принципов приводит к прожиганию жизни и расцвету индустрии наслаждений и развлечений. Еще в I веке апостол Павел писал об этом христианской общине Коринфа: «… если мертвые не воскресают... станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор 15:32). Обилие предложений на рынке дешевого счастья только усугубляет это состояние. И множество людей страдает от того, что они не способны взять на себя ответственность за свою жизнь. Действительно, «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф 16:26).

В Библии описан выбор, который необходимо сделать в жизни каждому человеку — либо он принимает жизнь как дар и живет в любви, служа другим, либо он отвергает этот драгоценный дар Божий и растрачивает ее, ища удовлетворения низких желаний (см.: Рим 12:1). Бог предлагает жизнь или смерть, благословение или проклятие и призывает человека — выбери жизнь (см.: Втор 30:19). Этот выбор и определяет будущее.

Преодоление зависимости начинается тогда, когда человек осознает ответственность за свою жизнь и принимает ее. Принимая жизнь как дар свыше, человек открывает для себя перспективу вечности, проживая жизнь согласно Божьему замыслу. В его жизни появляются подотчетность и нравственные ориентиры: «… кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф 16:25).

В притче о блудном сыне описан поворотный момент в жизни человека, который катится под откос (см.: Лк 15:11– 32). Из богатого и беспечного юноши он превратился в нищего пас­туха, который уже хотел бы есть вместе со свиньями, да ему не давали! «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк 15:17 – 19). Он опомнился и подумал: «Что со мной происходит? У меня же есть родные, я возвращаюсь домой!» С этого момента началось его восстановление. Он преодолел путь без денег и пропитания, нашел свой дом и отца, который всегда ждал его возвращения домой. Пустоту в душе сменили любовь и смирение. Мужество жить, преодолевать трудности и боль, видеть правду и не искать себе оправданий вернули его к жизни. Отец даровал ему все остальное. Придется ли ему меняться? Конечно! И много в чем. Но не в этом дело — он готов жить иначе, ему есть с чем сравнивать. Возможно, это и есть узкий путь: выбирать жизнь, веру и свое предназначение: «Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идет на бой» (Гёте).

1 Франкл Виктор «Страдания от бессмысленности жизни». Электронный ресурс ссылка (дата обращения 21 октября 2024 года).
2 Snoek A. (2023). Addiction and living in the shadow of death: impact of the body on agency and self-control. Addiction Research & Theory, 32(2), 143–151. Электронный ресурс ссылка (дата обращения 21 октября 2024 года).
3 Sandra B. Coleman, M. Duncan Stanton The Role of Death in the Addict Family. Электронный ресурс ссылка (дата обращения 21 октября 2024 года).

 

Фото: gettyimages.ru, nl.wikipedia.org, ru.wikipedia.org

Работает на Cornerstone