Тема

Привычка к благочестию: благо или нет?

Татьяна Горбачева
Привычка к благочестию: благо или нет?

Привычка к благочестию: благо или нет?

Благочестивые люди располагают к себе. В романе Достоевского «Братья Карамазовы» таков старец Зосима, к которому люди идут на исповедь, за советом, вдохновением. Его внешность не впечатляет: «Это был невысокий сгорбленный человечек с очень слабыми ногами, всего только шестидесяти пяти лет, но казавшийся от болезни гораздо старше, по крайней мере лет на десять. Все лицо его, впрочем, очень сухенькое, было усеяно мелкими морщинками, особенно было много их около глаз. Глаза же были небольшие, из светлых, быстрые и блестящие, вроде как бы две блестящие точки. Седенькие волосики сохранились лишь на висках, бородка была крошечная и реденькая, клином, а губы, часто усмехавшиеся, — тоненькие, как две бечевочки. Нос не то, чтобы длинный, а востренький, точно у птички»1. Старец поражал своей прозорливостью, многолетняя практика исповеди и бесед давала ему возможность распознать с первого взгляда, что происходит в сердце пришедшего к нему незнакомца. Это производило удивительное действие на посетителей — их страхи и беспокойство исчезали, а мрачные лица становились светлее и радостнее. При этом в Зосиме не было строгости, напротив, он легко общался и особенно сочувствовал тем, кто более грешен. Глубокая внутренняя способность любить и ценить жизнь, сокрушаться о грехе и желать Божественного исцеления приводили его к высшей степени благочестия, так что его почитали святым человеком.

Хотелось бы верить, что у каждого из вас хоть раз в жизни была встреча с таким человеком, и в самый сложный момент жизни он ободрял вас своим добрым отношением и участием, энтузиазмом и вниманием. Благочестивый человек несет с вами ваше бремя, исполняя евангельскую заповедь (см.: Гал 6:2). Откуда появляются такие люди? Чем они отличаются от остальных?

Что такое благочестивое поведение, можно, например, узнать из курса в церкви или в семинарии. Путь ученика Христа формируется вполне конкретными шагами. Одним из первых курсов, которые я прошла во время обучения в семинарии, был курс духовного развития, а спустя год я сама преподавала его в Евроазиатской богословской семинарии. Классическое пособие этого курса — книга Ричарда Фостера «Прославление дисциплины». Описывая ежедневное взаимодействие верующего с Богом, автор предлагает занятия, которые нужно регулярно выполнять и которые требуют постоянства и усердия, — автор назвал их дисциплинами. В книге описаны внутренние и внешние духовные дисциплины. К внутренним относятся размышление, молитва, пост, изучение Писания, к внешним — простота в общении и в жизни, духовное уединение, покорность, служение, а также групповые дисциплины: исповедь, поклонение Богу, управление, прославление. Для человека, который открыл для себя духовное изменение, воспитание в себе духовных привычек является определяющим для дальнейшего роста в Боге. В библейских школах этому уделяется особое внимание. Умение упорядочивать свою внутреннюю жизнь и внешнее поведение, обогащаться общением в церковном сообществе и служить — все это формирует определенный уклад жизни человека.

Сегодня много говорят о здоровом образе жизни, управлении своими желаниями, телесных упражнениях — все это привычки, которые упорядочивают жизнь человека. В христианской жизни тоже есть уклад — духовный. Внутреннее преображение верующего человека формируется определенными привычками, такими как внимательное отношение к общению с Богом, познание себя и, наконец, взаимодействие с окружающими людьми. Такие приоритеты и формируют благочестивую жизнь. Сводится ли благочестие только к внешним проявлениям? Безусловно, нет. Но без внешних проявлений вера оказывается пустой и мертвой. Внешние действия верующего без их внутреннего наполнения приводят к законничеству, «сухой» вере, к «духовному обморожению».

Рассмотрим полезные привычки, формирующие благочестие, и сложности, которые могут возникнуть на этом пути. Постоянство в молитве, чтении Писания, постах и времени, которое верующий проводит в общении с другими христианами, — все это практиковалось с самого начала в Церкви, о чем мы читаем в книге Деяния святых апостолов. Иисус Сам жил так и призывал Своих учеников к тому же. Он был великим проповедником, но именно дела доказывали силу Его слов. Именно духовные практики делают нас настоящими учениками Христа, когда Его заповеди воплощаются в наших поступках и поведении. И в этом мы призваны идти за Христом и теми благочестивыми людьми, которые жили на протяжении двух тысяч лет существования христианства.

Привычки формируют образ жизни верующего человека. Они учат соотноситься с духовными ценностями в повсе­дневной жизни и трансформируют убеждения в практические действия. Кроме того, они вытесняют предыдущие вредные практики и помогают оставить прежние греховные пути. Когда мы исполняем Божью волю в своей жизни, времени на суету не остается: «...поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти», — пишет апостол (Гал 5:16).

В последние годы древняя мудрость христианской повсе­дневной практики стала высоко цениться и в светской психологии как практика духовного и ментального восстановления человека. Наиболее популярная сейчас практика осознанности восходит к молитвенному размышлению, характерному для религиозного опыта. Психологи рекомендуют уделять регулярное время созерцанию и отдыху. Но работает все это только тогда, когда становится привычкой, формирующей ритм жизни человека и помогающей лучше осознавать происходящее.

Привычка к благочестию: благо или нет?

Сначала привычка требует усилий, но со временем выполнять определенные действия становится легче, и наконец они выполняются автоматически. Маленькие усилия двигают нас к великим целям. Например, если поставить в календарь уведомления о пятиминутной утренней молитве, то вскоре молитва станет ежедневной практикой. Это решение будет также укреплять волю и снижать стресс с самого утра. Таким образом, абстрактное желание «молиться больше» превратится в осознанное решение и выльется в духовную дисциплину, которая изменит качество жизни. Привычки создают основу повседневности, постепенно меняя ее к лучшему. Маленькие внутренние изменения оказывают хорошее влияние и во­вне. Хорошие духовные привычки заражают других, и таким образом расширяется круг духовности, передаваясь от одного человека тем, кто с ним соприкасается, тем, кого он сможет поддержать и кому помочь.

В отличие от других привычек христианские духовные дисциплины содержат элемент Божественной силы, которая связывает человека с Богом и отделяет его от всего мирского. Благодаря им человек начинает черпать не из земных, а из небесных источников, и тогда его помыслы изменяются: теперь они направляются на единство с Богом и любовь к другим (см.: 2 Тим 3:5), раскрывая в человеке образ и подобие Божие.

Собственно, привычки — не самоцель, а средство, помогающее нам принять Божественные милость и любовь, двигатели благочестия. Но у привычек есть и слабые стороны. С одной стороны, с их помощью достигается определенный уровень практики христианской веры, но с другой — они могут обесцениться. Это происходит тогда, когда знакомые действия теряют значимость, превращаясь в рутину.

Регулярно практикуя определенные привычки, христианин может ощущать их как основу и стержень своей жизни. Однако очень важно не закостенеть в них. Ведь именно в этом Иоанн обличает Ефесскую церковь, призывая ее вернуться к первой любви (см.: Откр 2:4). Сильные стороны привычки без должного осмысления могут превратиться в обыденные и бессмысленные повторения. Автоматические действия без реального включения в общение с Всевышним порождают скуку. Человеку свойственно привыкать ко всему, в том числе и к благочестивым практикам. Как писал Пушкин, «привычка свыше нам дана, замена счастию она». Когда на молитве или при чтении Писания внимание рассеивается, то смысл этих действий ускользает, слово Божье выхолащивается и теряется в мирских мыслях. Когда действия доведены до автоматизма, человек выполняет их без размышления, тем самым закрывая возможность творческого подхода к дисциплинам. Разочаровавшись, человек может оставить добрую духовную практику.

Но самое печальное во всем этом то, что формальное благочестие утрачивает Божественный потенциал и не способно изменить человека. Как пишет Герхард Терстеген, ложное благочестие не затрагивает человеческой сущности, которая любит мир, а не Бога. Это лишь «внешняя форма, видимость и личина, при которых сердце остается неизмененным, падшим, пребывающим в любви к миру сему и самому себе и исполненным всяческой мерзости»2. Когда дело обстоит именно так, то такой образ жизни никак не будет влиять на распространение Царства Божьего на земле. Порой он даже вреден, потому как в нем много лицемерия, гордыни и осуждения.

Так стоит ли тратить силы на то, чтобы сформировать полезные привычки, если в итоге все равно заскучаешь?

Я считаю, что добрые привычки все же создают позитивные ритмы жизни. Допустим, вы решили правильно питаться. Даже если вам потом надоела эта идея и прошел энтузиазм, но привычка покупать хорошие продукты, оценивать порции и питаться в определенное время будет работать на ваше здоровье. Благодаря этой привычке вы будет держаться основ правильного питания, даже если допустите какие-то изменения. Тот же позитив, но совершенно другого уровня можно ожидать и от благочестивых привычек.

Как выработать благочестивые привычки

  1. Совмещайте внутренние и внешние изменения.
  2. Практикуйте духовные дисциплины вместе — тем самым вы сохраняете мотивацию и баланс между повторяющимися действиями и новыми: молитесь с одними и теми же людьми, но о разных нуждах.
  3. Ищите новые формы практик. Например, можно много нового узнать, читая разные переводы Библии, есть разные библейские приложения, проповеди, группы, книги, эксперименты.
  4. Оставьте перфекционизм, но не пропускайте больше двух дней. И дисциплина, выполненная на 70 процентов, — это тоже хорошо.
  5. Благочестие — это в первую очередь неослабевающий ответ на Божию любовь.

Благочестие — это благодарность человека в ответ на милость Божию. Оно есть любовь, которая проходит через сердце человека. В Писании благочестие описано как «хождение перед Богом», жизнь с Богом, богообщение. Поскольку Бог есть Дух, то служить и поклоняться Ему надлежит, не только соблюдая обряды и все то, что могут видеть люди, но внутренне — сердечно, в духе и истине, если только мы хотим совершать наше служение Богу как должно. Именно к этому нас призывает наш Учитель и Наставник (см.: Ин 4:24).

1 Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Электронная версия: ссылка (дата обращения 5 августа 2024 года).
2 Терстеген Герхард. Краткий трактат о сущности и пользе истинного благочестия. Электронный ресурс: ссылка (дата обращения 5 августа 2024 года).

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone