В 1925 году английский писатель Олдос Хаксли (1894– 1963), побывав в Италии, написал эссе «Лучшая картина». Речь в нем шла о фреске итальянского художника Пьеро делла Франчески «Воскресение Христа», которую он увидел в Сансеполькро. На фреске был изображен Христос, выходящий из гроба как победитель смерти. Писатель так восхитился этим изображением, что написал о нем эссе и назвал фреску итальянского мастера лучшей картиной в мире. Со временем это определение получило новое звучание.
Что же особенного в этой фреске? И чем она так прекрасна?
Эту фреску написал знаменитый итальянский художник Раннего Возрождения Пьеро делла Франческа (1412–1492). Он был не только прекрасным живописцем, но и математиком и теоретиком искусства. Его считают предшественником Леонардо да Винчи. Он глубоко занимался научной теорией живописи, перспективой. В Библиотеке Амброзиана в Милане хранятся его трактаты «О перспективе в живописи» и «Книга о пяти правильных телах».
Пьеро (Пьетро) ди Бенедетто деи Франческа родился в Борго-Сансеполькро в Умбрии. Его отец, красильщик и торговец шерстью, умер, когда Пьеро был еще в утробе матери, так что отца он не знал. Его воспитала мать, и потому он взял ее имя — делла Франческа.
Став художником, он работал по всей Италии: в Сансеполькро, Перудже, Урбино, Лоретто, Ареццо, Флоренции, Фераре, Римини, Риме. Писал картины, фрески, портреты. Пьеро делла Франческа стал знаменитым, у него было много заказов. Но он был не из тех, кто гонится за количеством в ущерб качеству, он очень серьезно относился к каждой своей работе. Во всех его образах, несмотря на то что, как живописец Возрождения, он стремился к реалистичности, ощущается присутствие некой тайны — касается ли это личности портретируемого человека или евангельского сюжета. Это ощущали и зрители, и заказчики произведений художника и потому выделяли его из ряда его коллег.
Считается, что художник изобразил себя в образе спящего воинаПримерно в 1460 году Пьеро делла Франческа как лучший художник города получил заказ от муниципалитета Сансеполькро написать фреску для зала заседаний Палаццо Консерватори, где заседали отцы города. Они хотели, чтобы это был такой образ, который помогал бы им, решая важные для города проблемы, принимать правильные решения. Художник предложил им сюжет «Воскресение Христа». Это было обосновано тем, что название города Сансеполькро (Sansepolcro) переводится как «Святая Гробница», а усыпальница Христа являлась символом города. В одном из городских храмов хранился камень от Гроба Господня, принесенный когда-то паломниками из Святой земли; по легенде, вокруг него и возник город, получивший такое название. Но, кроме того, Пьеро делла Франческа хотел показать в сюжете картины, что Христос обращается как бы напрямую к отцам города и перед Его лицом невозможно солгать или что-то утаить. И с этим посылом художник и написал «Воскресение Христа» — совершенно оригинально, по-своему, и действительно так, что перед этим образом вся суета мира отходит на задний план.
Мы видим на фреске, как Христос встает из гроба, опираясь одной ногой на край гробницы, Он словно готов шагнуть непосредственно в пространство зала. В руке у него знамя победы — белый стяг с красным крестом. На Христа накинут алый плащ, на боку запеклась кровь из прободенного ребра. На лике Его тень страдания. Он только вышел из ада. Взгляд Христа устремлен прямо на зрителя, и в этом взгляде — решительность и непреклонность. Такой прямолинейный прием в картинах этого времени был не принят, но Пьеро делла Франческа сделал это намеренно, чтобы каждый из заседавших в зале ощущал этот взгляд на себе.
В нижней части картины изображены спящие воины. Это стража, которую приставили ко гробу, чтобы ученики Христа не украли Его тело. Но стражи проспали самый важный момент в истории — момент Воскресения, момент победы Христа над смертью. Эти воины явно символизируют спящее человечество. Исследователи считают, что в одном из воинов художник изобразил себя. «Бодрствуйте!» — говорит художник.
На заднем фоне мы видим пейзаж в утреннем свете. Он очень похож на окрестности Сансеполькро, здесь явно намек на то, что воскресший Христос приходит в каждый город и может явиться в любое время. При этом пейзаж разделен как бы на две части: слева стоят деревья без листьев, а справа — деревья с зеленой густой кроной. Исследователи определили, что эти деревья — орех, а древнее название местности, где возник город Сансеполькро, — Ночеате (итал. noce — «орех»). Но дело не только в этом: прежде всего это символ смерти и жизни. Художник показывает, что с Христом жизнь обновляется: то, что умирало, оживает, Его Воскресение несет новую жизнь людям.
Если сравнить эту фреску с другими произведениями на тот же сюжет, можно найти немало похожих деталей. Но по воздействию на зрителя редко какое произведение может сравниться с этой фреской. Не случайно, когда Палаццо Консерватори сделали музеем и в его многочисленных залах разместили много разных картин, зал заседаний оставили пустым, здесь, как и в XV веке, только фреска Пьеро делла Франчески «Воскресение Христа». И когда вы входите в этот зал, вы оказываетесь прямо перед Христом, встающим из гроба, взгляд которого испытующе устремлен прямо на вас.
Музей Сансеполькро, где ныне хранится картина «Воскресение Христа»Однако история непредсказуема. Со временем слава Пьеро делла Франчески угасла и имя его как-то затерялось среди громких имен его соотечественников. Фреску закрасили — и заново открыли только в XIX веке, когда пробудился интерес к творчеству этого художника. А в ХХ веке неожиданно произведение Пьеро делла Франчески спасло целый город.
История эта такова. Во время Второй мировой войны союзнические войска вступили в Италию. И город Сансеполькро должны были обстрелять тяжелой артиллерией, так как там засели немецкие части. Но неожиданно британский офицер-артиллерист Энтони Кларк отказался подчиниться приказу и не открыл огонь по Сансеполькро. Он боялся, что пострадает фреска Пьеро делла Франчески. Дело в том, что офицер прочитал когда-то эссе Олдоса Хаксли, в котором тот назвал фреску «Воскресение Христа» лучшей картиной мира, и это произвело на него большое впечатление. Он очень хотел увидеть ее и не мог представить, что фреска погибнет. Естественно, на Кларка давило начальство, его грозили отдать под суд. Но он стоял на своем и не отдавал приказа стрелять. Вскоре немецкие части покинули эту местность, и обстрел города потерял смысл. Так что, можно сказать, благодаря Энтони Кларку город был спасен. В благодарность местные жители назвали улицу в честь этого британского офицера.
Но, конечно, этого бы не произошло, если бы за пять столетий до этого Пьеро делла Франческа не написал свою фреску, а еще за полтораста веков мир не облетела бы весть о Воскресении Христовом.
Фото: wikipedia.org