Искусство

Самая щедрая женщина

Ирина Языкова
Самая щедрая женщина

Самая щедрая женщинаСамая щедрая женщина

Среди евангельских притч есть одна, которая вспоминается едва ли не первой, когда мы говорим о щедрости. Это притча о лепте вдовы: «Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела» (Лк 21:1–4).

Первое, на что обычно обращают внимание, — это то, что бедная женщина отдала монеты не от избытка, а от скудости. Две лепты — это минимальная жертва, согласно Закону Моисея. Но Христос говорит не о количестве отданного, а о качестве пожертвования. Отдать последнее может не каждый, а эта женщина смогла.

Также евангельский текст подчеркивает, что эта женщина была вдовой, значит, она относилась к самым обездоленным. У нее не было мужа, который мог бы ее кормить, а женщины в те времена сами не зарабатывали. Конечно, были женщины, которые торговали своим телом, но такие не приближались к храму. Так что здесь показана благочестивая, богобоязненная, целомудренная женщина. И притом очень верующая: отдав последнее Богу, она, по сути, возложила на Него заботу о своей жизни.

Как правило, читатели представляют вдову пожилой женщиной. Иногда так ее изображают и художники. В древности, правда, изображали женщину без возра­ста. Такой пример мы видим на мозаике VI века из Равенны.

Самая щедрая женщинаКлавдий Лебедев (1852–1916). Лепта вдовы

Но гораздо чаще художники изображают евангельскую вдову молодой и даже с маленьким ребенком на руках. Такой образ как бы усиливает впечатление от ее щедрости. Ведь самой прокормиться, не имея денег, еще можно, а растить детей без средств к существованию не получится. В Евангелии ничего не говорится о том, пришла ли эта женщина с детьми или она была одна, но художники, вводя в изображение евангельской притчи ребенка, не противоречат священному тексту. Вдова и сирота не только вписываются в библейский контекст, но занимают в нем особое место.

Вспомним, что о вдовах и сиротах говорит Библия. Так, в Книге Исход написано: «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами» (Исх 22:22–24). Во Второзаконии читаем: «Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову! И весь народ скажет: аминь» (Втор 27:19). В Псалмах говорится: «Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову…» (Пс 145:9). А в псалме 67 Бог прямо назван «отцом сирот и судией вдов» (см.: Пс 67:6).

Самая щедрая женщинаДионисий (1444–1502). Фреска Ферапонтова монастыря (Вологодская область)

В XIX–XX веках развиваются историческая наука и библейские исследования, а значит, реалии Евангелия становятся более конкретными. Например, известно, что в законодательстве некоторых стран Древнего мира было предусмотрено право вдовы на имущество умершего мужа (например, в законах Хаммурапи). В Библии же ничего не говорится о праве вдовы после смерти мужа на какое-то наследство, обычно имущество умершего отходило его кровным родственникам. И дальнейшая судьба вдовы уже зависела от законного наследника, который был вовсе не обязан о ней заботиться или с ней делиться. Правда, она имела право возвратиться в дом своего отца и снова занять место дочери (см.: Быт 38:11; Лев 22:13), если ее отец еще был жив. Также вдова могла вторично выйти замуж. Но тут должно было сложиться много обстоятельств, хотя женщина с маленьким ребенком, как правило, имела на вторичное замужество мало шансов, а значит, оставалась без средств к существованию. Именно поэтому в Законе Моисея предписывается оказывать вдовам благотворительную помощь. Так, Второзаконие требует, чтобы вдову приглашали ко всем торжествам и жертвенным трапезам (см.: Втор 14:29; 16:11, 14; 26:12 и др.) и чтобы в ее пользование предоставлялась часть урожая, полученного с полей, виноградников и масличных садов (см.: Втор 24:19, 21; Руфь 2:2). Но на практике это не всегда исполнялось, поэтому Библия неоднократно говорит, что Бог Сам заботится о вдовах.

 

Самая щедрая женщинаМартен де Вос (1532–1603). Бедная вдова

Как уже было сказано, на картинах художников часто изображается молодая женщина с маленьким ребенком. Это мы видим, например, на картинах итальянца Рафаэле Казнеди (1822–1892), англичанина Джеймса Тиссо (1836–1902), русского художника Клавдия Лебедева (1852–1916) и других. А у немецкого художника Зигфрида Бендиксена (1786–1864) молодая вдова представлена даже с двумя детьми: малыша она держит на руках, а маленькая девочка ухватилась за юбку матери.

Притча — это картинка из жизни, и, когда Христос говорил притчами, Он рисовал образ, понятный и привычный для слушателей, чтобы они могли извлечь урок для себя. Так же и художники, стремившиеся к правдивости своего искусства, хотели представить, какой эта сцена могла бы быть в жизни.

Историки знают, что в Древнем мире люди жили гораздо меньше, чем сегодня. При этом продолжительность жизни у мужчин была короче, чем у женщин, причиной тому были войны, тяжелая физическая работа, плохая медицина и проч. Вообще, до старости в древности доживало лишь небольшое число людей — и мужчин, и женщин. Так что старых вдов в Древнем мире было мало, а вот молодых, да еще с детьми-сиротами, — определенно много.

Но образ женщины с ребенком не просто усиливает социальный контекст притчи, он открывает ее духовный смысл. Этот образ призван показать, что Бог Сам заботится о вдовах и сиротах, не оставит эту женщину без пропитания и будет защитой для ее ребенка, ибо об этом говорит Библия. И эта женщина Богу доверяет.

Самая щедрая женщинаИллюстрация из книги The Bible panorama, or The Holy Scriptures in picture and story. Около 1890

Христос в этом эпизоде обращает внимание именно на веру вдовы, которая отдала все, что имела, не приберегла даже малого для себя, хотя с точки зрения простой житейской логики она могла бы подумать о своем ребенке. Христос замечает эту женщину в толпе, которая обычно наполняла Иерусалимский храм. Он обращает на нее внимание тех, кто окружал Его в этот момент. А были там не только Его ученики, но и много тех, кто ходил за Ним и ждал Его слова или просто оказался рядом. Тем самым Спаситель поднимает эту женщину в глазах окружающих на невероятную высоту, Он явно хочет, чтобы и они заметили и оценили ее поступок.

Когда мы смотрим на картины художников, обращающихся к евангельским темам, нам легче представить себе то, что описывают евангелисты, войти в атмосферу той или иной притчи, какого-то эпизода. И даже одна деталь, на первый взгляд не очень значимая, может помочь нам открыть более глубокий смысл события, посмотреть на него с новой точки зрения.

 

Фото: wikimedia.org

Работает на Cornerstone