Тема

Благородная рука и доброе сердце Василия Пашкова

Владимир Попов
Благородная рука и доброе сердце Василия Пашкова

Благородная рука и доброе сердце Василия ПашковаДом Пашкова в центре Москвы

В этом году отмечается 150-летие возникновения евангельского движения в среде российской аристократии. Как известно, активное ядро этого движения составили царедворцы, представители петербургской знати: отставной кавалергард Василий Пашков, гофмейстер граф Модест Корф, бывший министр путей сообщения и генерал-майор свиты его императорского величества граф Алексей Бобринский. Ключевой фигурой евангельского сообщества стал Василий Пашков, переживший глубокое обращение к вере в Иисуса Христа через проповедь миссионера Гренвилла Редстока в 1874 году. Не случайно и само движение, получившее широкое распространение в России, было названо именем Пашкова.

Василий Пашков и другие новообращенные аристократы шли в русле западноевропейского пиетизма. Одна из характерных черт пиетизма — усердная благотворительность. Вера без дел мертва — таково было основное кредо тех, кто принял Евангелие и решил следовать за Христом.

Благородная рука и доброе сердце Василия ПашковаВасилий Пашков

«Щедрая рука, благотворительность и внимание к нуждам ближнего генерала Пашкова в своем по­местье видна на каждом шагу. У кого нет лошадки, пала коровка, валится домишко, идут к генералу Пашкову. Никому нет отказа. Генерал принимает каждого как отец, расспросит подробно, ласково, с участием. Получившие помощь идут в свои семейства, благословляя миротворца. Религия принята генералом Пашковым с непоколебимой верой. Он объясняет ее и простым мужичкам во всякое время. Его благородная рука и доброе сердце всегда распространены не только к крестьянам, живущим подле него, но и далеко»1 — так писал один из местных народных корреспондентов в газету «Новое время» о владельце родовой усадьбы в Моршанском уезде Тамбовской губернии петербургском аристократе Василии Александровиче Пашкове. Пашков в народе слыл «генералом», хотя после ратной службы в элитном Кавалергардском полку вышел в отставку в чине полковника.

Христианскую благотворительность Пашков начал с открытия дешевых столовых для студентов на Выборгской стороне Петербурга. Студенческая молодежь могла получить вкусный и сытный обед за очень низкую плату. Посетителей, а их бывало до 500 человек ежедневно, обслуживали девушки в кокошниках и русских сарафанах. Стены столовой были украшены текстами из Священного Писания. В рабочих кварталах города Пашков открывает три бесплатные столовые. Тысячи людей ежедневно посещали их, получая пищу для подкрепления физических сил и пищу духовную. Во время обедов рабочие слушали проповедников, брали христиан­ские брошюры и трактаты. Столовые Пашкова прозвали народными университетами, где рабочий люд мог духовно и культурно развиваться.

Пашкову принадлежало 13 имений, разбросанных в центральных и отдаленных губерниях. А также горные заводы на Урале: Воскресенский, Богоявленский, Верхотурский, Белорецкий. По некоторым данным, среди крупных землевладельцев России Пашков занимал пятое или четвертое место2.

С наступлением весенней поры и до глубокой осени Пашков подолгу живет в своих имениях. Одна из его крупных вотчин, Тамбовская, занимала 25 тысяч десятин пахотной земли и лесных угодий. На ее территории находилось несколько густонаселенных сел и деревень. Только в Верхней Матчерке, где располагалась центральная усадьба и насчитывалось 168 крестьянских дворов, работали кирпичный завод, мельница, слесарно-кузнечные, бондарские мастерские. На коневодческой ферме содержалось 300 рабочих лошадей и полторы сотни молодняка. Не менее 200 коров, бычков и телок размещалось в отдельном животноводческом комплексе. Около 20 семей занималось пчеловодством3. Вдоль реки Выши тянулись фруктовые сады.

Благородная рука и доброе сердце Василия ПашковаАлександра, жена Василия Пашкова

Помимо забот административно-хозяйственных помещик в своих имениях с увлечением отдавался делам духовным. Пашков регулярно созывал религиозные собрания, на которых самолично читал и толковал Евангелие для рабочих, служащих имения, местных жителей. Среди соработников Пашкова в духовно-просветительской деятельности особым усердием отличались управляющий Генрих Гильтон и кассир Игнатий Альмановский. Они занимались распространением духовных брошюр, организовывали евангельские собрания по домам и на лоне природы.

Духовная активность хозяина и его помощников заметным образом отразилась и в жизни материальной. Имения Пашкова обрели всероссийскую известность как образцовые многоотраслевые хозяйства. Владелец усадеб прославился как помещик, которому нужды простых людей небезразличны. Крестьяне получали солидную зарплату, лесоматериалы на постройку и ремонт изб, пособия на покупку скота.

Особенно много говорилось похвальных слов в адрес общеобразовательных школ, построенных и открытых Пашковым в тамбовском и других имениях. Для детей из отдаленных мест при школах строились общежития. Хозяин требовал, чтобы детям регулярно раздавались разнообразные продукты, готовились праздники. Лучших выпускников школ Василий Александрович направлял в университеты, оплачивая их обучение. Большинство из них возвращались в пашковские имения и работали врачами, учителями, лесоводами, агрономами, инженерами. «Петербургская газета» от 19 сентября 1880 года писала о школах Пашкова, что они «являются отрадным фактом в мире народного просвещения и могут служить идеальным образцом училищ, устраиваемых земствами».

На знаменитые Нижегородские ярмарки съезжалось более полумиллиона купцов со всей России. Нижегородская усадьба Пашкова Ветошкино тоже наполнялась многоцветием богатых торговых рядов. Купцы везли в свои губернии из Ветошкино вместе с товарами Новые Заветы, различную духовную литературу и нахлынувший рой мыслей о путях спасения души от бесед с Пашковым и его помощниками.

Местный и пришлый люд обращал внимание на плоды благотворительных деяний Пашкова. Далеко бежала молва о больнице Пашкова, открытой в Ветошкино, где использовалось новейшее медицинское оборудование, о благоустроенном приюте для бездомных и нищих.

В мае 1884 года деятельный, гуманный, добропорядочный проповедник и филантроп, к удивлению многих, был выслан за пределы России по специальному царскому указу. Тогдашний обер-прокурор Святейшего Синода и другие высшие чиновники были напуганы тем, что Пашков в апреле 1884 года осмелился организовать в Петербурге первый в истории России Объединительный съезд представителей протестантских течений. Этот уникальный духовный форум на третий день был разогнан полицией.

Проживая вынужденно в Англии, он всей душой и сердцем был в России. К тому же насильственный выезд Пашкова за рубеж не лишил его юридических имущественных прав на российские имения. Пашков шлет царю челобитную за челобитной с просьбой дать ему возможность посетить свои владения. В начале лета 1887 года Александр III проявил благосклонность. Пашкову было дано высочайшее разрешение на краткий приезд в Россию для устройства личных и имущественных дел.

Благородная рука и доброе сердце Василия ПашковаКомплекс металлургического завода Пашкова в Воскресенском (Башкортостан)

Оказавшись на родине, Василий Александрович и сын его Александр начинают посещение своих вотчин с тамбовского имения. Уважаемого помещика встречали толпы крестьян. Вместе с сыном они обошли десятки крестьянских изб, вникая в нужды каждого семейства и выписывая затем необходимые пособия и вспомоществования семьям. Несмотря на напряженные отношения с местным духовенством, Пашков более тридцати десятин земли пожертвовал православному церковному приходу в деревне Гаугеровка.

Благородная рука и доброе сердце Василия ПашковаБесплатная раздача книжек Обществом поощрения духовно-нравственного чтения

Департамент полиции обязал тамбовского губернатора барона Фредерикса установить строгое негласное наблюдение за Пашковым. Многочисленные донесения местного исправника, отправленные в канцелярию губернатора, пестрят детальными сообщениями: «Пашков жертвует лес на избы, дает деньги на покупку лошади, приговаривая, что делает это во славу Христа и по закону Его. К некоторым крестьянам Пашков обращался с назиданием, чтобы они не воровали, не обижали друг друга, не вредили бы имуществу человека, не делали бы потрав в его имении, потому что Бог посылает урожай хлеба не для Пашкова только, но и для всех»4.

«Делать все во славу Христа и по закону Его» — значит следовать по стопам милосердного самарянина из известной притчи Христа (см.: Лк 10:27–37). Самарянин не спрашивал человека, попавшего в беду: «Како веруешь? Из какого ты рода и племени?» Он увидел страдальца и не прошел мимо. И для Пашкова как христианского благотворителя не существовало границ национальных, границ религиозных.

Уже в начале октября 1887 года Пашков по предписанию департамента полиции вынужден был опять удалиться за границу. Странствуя по Европе, он вливается в число сотрудников знаменитой христианской миссии — Армии спасения. Проповеди Пашкова звучат на уличных собраниях Армии спасения, на конференциях Международного евангельского альянса. Также он выделяет средства на поддержку миссионеров в Индии, в Китае.

Из России Пашков получал сотни писем. Писали именитые друзья из Петербурга, простые крестьяне-единоверцы из провинций. Пашков с болью узнавал о том, что в России умножается количество сосланных за проповедь Евангелия вне государственной церкви. Василий Кирпичников, многолетний служащий тамбовского имения, лесничий, был сослан по этапу в Минусинск Енисейской губернии. Пашков узнал об этом из письма его жены Авдотьи. Она решила разделить судьбу мужа, намереваясь отправиться к месту ссылки в Сибирь. Пашков незамедлительно высылает Авдотье денежное пособие на дальнюю дорогу.

Жизненный путь русского аристократа-скитальца, проповедника и благотворителя оборвался в Париже 30 января 1902 года.

И при жизни Пашкова, и после его смерти в столице и провинции многие задавались вопросами: почему имения Пашкова стали процветающими? в чем секрет успеха? что лежало в основе его щедрых и многообразных благотворительных акций? Повсеместные толки так или иначе склонялись к заключению: господин Пашков верует не по обряду, неформально, и христианский принцип любви к Богу и к ближнему не на словах только исповедует, а на деле.

1 Воронов Н. «Генерал Пашков». Вырезка из газеты «Новое время». Без даты // Архив В. А. Пашкова. Бирмингемский университет, Великобритания. Кол. 2/2/11.
2 Минарик Л. П. Экономическая характеристика крупнейших земельных собственников России конца 19-го — начала 20-го века. М., 1971. С. 16.
3 Государственный архив Тамбовской области. Ф. 4. Оп. 1. Д. 5504. Л. 1.
4 Там же. Ф. 4. Оп. 1. Д. 3421. Л. 21–22.

 

Фото: gettyimages.ru, wikipedia.org

Работает на Cornerstone