И что слышал от меня при многих свидетелях,
то передай верным людям, которые были бы
способны и других научить.
2 Тим 2:2
В Новом Завете мы находим несколько личных посланий апостола Павла: Филимону, Титу и два послания Тимофею. Кто эти люди? Кому апостол писал свои письма?
Тимофей, а именно о двух посланиях к Тимофею мы и расскажем, — «уроженец города Листры (Малая Азия, ныне Турция), один из ближайших сотрудников апостола Павла, которого сам Павел называл братом (см.: 1 Фес 3:2; 2 Кор 1:1; Флм 1:1) и сыном (см.: 2 Тим 2:1). Отец Тимофея был греком, мать — еврейкой. Прежде чем Тимофей присоединился к Павлу, Павел совершил над ним обряд обрезания (см.: Деян 16:1–3). Тимофей сопровождал Павла в его втором миссионерском путешествии (см.: Деян 16:6–17:15; 18:5) и отчасти в третьем (см.: Деян 19:22; 20:4)» (Павловы послания. — М.: Институт перевода Библии, 2018. С. 572).
Послания направлены против ложных учений, которые распространялись в Малой Азии. Павел призывает Тимофея защищать «здравое учение» и дает ему и другим христианам города Эфеса, где Тимофей трудился, необходимые для этого наставления.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669). Апостол Павел. 1633С самого начала апостол предостерегает своего адресата от участия в пустых спорах о не важных для веры вещах. Были люди, желавшие учить, вероятно, ученые, немало знающие, которые выказывали свою ученость, пересказывая красивые истории и припоминая тонкости генеалогических связей в библейской истории и не только. Павел прямо заявляет, что в церкви этому учить не надо. Целью учения являются бескорыстная любовь, чистая совесть и искренняя вера. Это и стоит в себе взращивать. А все остальное — от лукавого.
Собственно, мы понимаем, что в этих посланиях дается наставление, как должен поступать настоящий служитель Божий, какими качествами он должен обладать, что для него должно быть высшим авторитетом: «Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием…» (1 Тим 3:15). Выражение «дом Божий» — семитизм, означающий Храм, — тогда был только один Храм в Иерусалиме. Но здесь оно употреблено в значении «церковь» («экклесиа»), люди, составляющие христианскую общину «в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим 3:15). В Церкви утверждается истина, в ней она стоит.
«Что есть истина?» — вопрошал Пилат. Первая истина, открытая верным людям: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников…» (1 Тим 1:15). Если мы не считаем себя грешниками, то эта истина не для нас. Она не для Пилата, не для фарисеев, которые считали себя праведными, не для современных людей, которых не очень интересуют духовные вопросы. Получается, что истины из новозаветных посланий неактуальны?
Они актуальны для верующих, которые тоже временами спят. В другом своем послании, обращенном в Эфес, Павел припоминает древний гимн:
«Просыпайся, скинь-ка свой сон
И из мертвых восстань, как Он,
и Христос тебя озарит» (Эф 5:14; пер. мой).
Кстати, о сне верующих говорил и Спаситель, рассказав притчу о десяти девах, ждущих жениха на свадьбе до полуночи, — задремали все, но в полночь раздался крик, и все пробудились (см.: Мф 25:1–13).
Впрочем, еще один образ в этом гимне — восстань, воскресни… В связи с этим вспоминается и высказывание Ф. М. Достоевского в таком вот контексте: «Никогда народ не был более склонен (и беззащитен) к иным веяниям и влияниям… Надо беречься. Надо беречь народ. Церковь в параличе с Петра Великого… Между тем народ наш оставлен почти что на одни свои силы» (Дневник 1881 года // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. — Л.: Наука, 1984. Т. 27. С. 49).
В этих посланиях, если читать их подробно и внимательно, есть много поучительного, но мы рассмотрим только три замечательных отрывка, которые ясно покажут нам, куда направляет наши взоры автор этих посланий.
1 Тим 3:16 (здесь и далее цитаты из посланий в пер. под ред. Кулаковых): «А тайна благочестия воистину велика: во плоти был Он явлен, в духе Своем оправдан, по воскресении ангелы узрели Его; в народах Он возвещен, в мире верою принят и во славу небес вознесен».
Тайной благочестия, то есть спасительной жизни, назван воплощенный «Который» (греч. «хос»), то есть Христос, в некоторых рукописях вместо местоимения встречается слово «Бог», что яснее являет христологическую модель: Бог воплотился. Дух Святой подтвердил, что Он угоден Богу (ср. возглас Отца во время крещения и преображения: «Это Сын Мой возлюбленный»; см.: Мф 3:17; 17:5). Это было служение земное, затем было служение после воскресения: Христос открыт ангелам, Его имя проповедуется и принимается благодаря вере, а теперь Он совершает славное служение на Небесах.
2 Тим 3:15–17: «С детства ты знаешь Священное Писание, которое может умудрить тебя, дабы спасен ты был через веру во Христа Иисуса. Все Писание боговдохновенно, в нем есть все, чтобы учить людей истине, обличать во грехе, исправлять ошибки, одним словом, вести к праведности, чтобы сделать Божьего человека способным и готовым ко всякому доброму делу».
Послание апостола Павла к Колоссянам. XII векВерный человек наставляет других с опорой на Священное Писание, Библию. Во время написания этого послания Нового Завета как такового еще не было, так что это в полной мере относится к той части Писания, которую мы сегодня называем Ветхим Заветом. В Новом Завете нам открыто спасение Христом, а в Ветхом находится все то, что способно нас вести к праведности, приготовить к всякому доброму делу.
Боговдохновенность Библии предполагает Божье деятельное участие в написании библейских книг. Она сравнима с вдохновением художников или поэтов, но только в большей степени это, скорее, похоже на интуитивное прозрение: Бог открывал разным людям и разными способами Свою волю, передавал Свою весть, а они в меру своих талантов и возможностей записывали ее. Даже слова, записанные Богом лично на каменных плитах, скрижалях, несут на себе отпечаток древней культуры, понятной тем, для кого эти слова были написаны.
2 Тим 4:6–8: «Что до меня, жизнь моя, давно отданная Богу, теперь уже на алтаре, и настал час моего ухода. Я провел свой лучший поединок, ныне бег моей жизни завершился. Я сохранил свою веру — залог того, что ждет меня в будущем венец праведности. Сам Господь, Судья праведный, даст его мне в День Свой. И не мне одному, но и всем чающим явления Его».
Свою жизнь Павел уподобляет участию в соревнованиях, упоминая единоборство и бег, две дисциплины из многоборья в Истмийских играх (спортивные состязания в Греции, такие же известные, как игры Олимпийские). Ему готовится награда: венок, которым награждают победителей. И победа верного и верующего — в его праведной жизни. Эта жизнь не заканчивается ничем. Господь грядет на землю во второй раз, Он это обещал. Христиане ждут Второго пришествия Христа. Он скоро грядет! Ей, гряди, Господи Иисусе!
Возвратимся к эпиграфу — «…что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим 2:2). Получается, что верный Богу служитель не только сам проповедует истину, но и ищет тех, кому он может ее передать, щедро делясь наставлением Божьим с окружающими. Более того, те, кто вокруг, могут быть будущими вдохновенными вестниками (проповедниками, миссионерами, учителями), если опираются на Слово Божье. Бог отдал нам Самого Себя, мы передаем эту благодать дальше, пока наш бег не завершится, но эстафета на этом не прервется, если только мы выполним миссию по воспитанию учеников, которые будут способны и других научить. И в этом тоже часть Великого поручения Господнего. «Я научу вас ловить людей», — обещал Иисус Своим ученикам. В это мы верим и сегодня.
Фото: gettyimages.ru, wikipedia.org, wikimedia.org