Искусство

Апокалипсис в средневековой Испании

Ирина Языкова
Апокалипсис в средневековой Испании

Апокалипсис в средневековой Испании«Беатус Сан-Мильяна». Вестготское письмо. Мосарабская миниатюра. Национальная библиотека Мадрида

В Средние века к теме апокалипсиса было повышенное внимание, потому что из-за частых войн и нашествий люди гораздо острее ощущали действие деструктивных сил, возникали эсхатологические настроения, и все ждали скорого конца времен. В конце IV века в Европу хлынули варвары, сметая на своем пути некогда могучую Римскую империю, прямо на глазах разрушался привычный порядок жизни, это рождало апокалиптические страхи. Со временем на обломках Римской империи вчерашние варвары стали строить новые государства, но эсхатологические предчувствия и слухи о скором конце времен никуда не делись. Этому способствовали и новые нашествия, в частности арабские завоевания, а также войны, которые вели между собой христианнейшие короли, и едва ли не в большей мере — эпидемии и голод. На эсхатологию влияли космические явления, например солнечные затме­ния, появление комет и астероидов. Средневековая культура была насквозь символичной — люди во всем видели знаки и символы. Любое число прочитывалось в символическом ключе. Не случайно самые известные пики эсхатологических настроений приходятся на 1000 год от Рождества Христова и на 7000-й от сотворения мира (1492 год от РХ).

Апокалипсис в средневековой Испании«Жиронский беатус». Художники Энде и Эметерио, писец Сениор. Собор Жироны

Один из концов времен ожидался в 800 году. В это время в Испании в монастыре Святого Мартина Турского (позднее переименованного в Санто-Торибио-де-Льебана) жил церковный писатель и богослов Беат Лиебанский (ок. 730–798). Беат прославился как автор «Комментария на Апокалипсис», ставшего весьма популярным в Средние века. Беат был не первым, кто взялся за написание комментария к одной из самых трудных книг Нового Завета, до него на тему Откровения Иоанна Богослова писали Викторин Патавский, Иероним, Августин, Амвросий Медиоланский и другие богословы раннехристианского периода.

Книга Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис, всегда вызывала особый интерес у богословов, потому что она полна загадок, символических образов и пророчеств, которые понять не так-то просто. В раннехристианские времена к этой книге относились настороженно, боясь гностических влияний, поэтому в канон Библейских книг ее включили довольно поздно — в V веке. Это совпало с приходом в Европу варварских народов, для которых поэтическая образность Апокалипсиса оказалась более близкой, чем для народов, воспитанных на философии греков и римлян. Не случайно в Испании, которую в VI веке завоевали вестготы, Апокалипсис получил особый статус. Согласно постановлению IV Толедского собора (632), эту книгу рекомендовалось читать в церкви в период от Пасхи до Пятидесятницы. Далеко не во всех церквях Откровение Иоанна Богослова включали в церковное чтение. В восточных церквях такой традиции не было. И это объясняет, почему в Испании «Комментарий» Беата получил широкое распространение. Популярности Апокалипсиса способствовало мусульманское завоевание в VIII веке большей части Пиренейского полуострова, и христиане Испании, оказавшиеся под властью иноверцев, это завоевание воспринимали как пришествие антихриста и все события Книги Откровение соотносили с современными им событиями. Беат создал свое сочинение фактически накануне ожидавшегося в 800 году конца света, а особый интерес к его рукописи отмечался в X веке, накануне 1000 года, когда в очередной раз ждали конца света.

Апокалипсис в средневековой Испании«Беатус Моргана». Художник Магиус. Национальный исторический архив (Мадрид)

Труд Беата довольно внушительный по объему, он включает 12 книг. И, несмотря на такой объем, этот «Комментарий» многократно переписывали. До нас дошло около 40 манускриптов, 29 из них украшены интереснейшими иллюстрациями, созданными в период с IX по XIII век.

Эти рукописные списки получили название «беаты» (от лат. beatos), в русской традиции — «беатусы», или «Апокалипсисы Беатуса». При этом иллюстрации различаются по стилю, потому что в каждом монастыре (а именно в монастырях в Средние века переписывались и иллюстрировались книги) был свой стиль иллюстрирования. Интересно, что некоторые рукописи подписаны, и мы знаем имена художников, среди них — Магиус, Флоренсио, Факундос, Вигила, Энде (единственная женщина-художница) и другие. Рукописи обычно называются по имени автора иллюстраций, месту создания или хранения: наиболее известны «Беатус Факундуса», «Беатус Жироны», «Беатус Моргана», «Беатус Эскориала», «Беатус Сан-Севера» и др.

Современному человеку иллюстрации многих беатусов могут показаться очень непривычными, порой наивными, а порой диковатыми. Но надо помнить, что культура вестготов была варварской, далекой от античного реализма с его стремлением к гармонии, красоте человеческого тела и естественным природным формам. Большинство миниатюр исполнены яркими красками, фигуры очерчены жестким графическим контуром, композиции просты до примитивности, а порой, наоборот, усложнены и замысловаты, образы экспрессивны и гипертрофированы. Те или иные изобразительные средства средневековый мастер использовал с одной только целью — показать образы Апокалипсиса как можно более выразительно и впечатляюще. Надо сказать, что и словесные образы Книги Откровение — апокалиптические звери, люди, ангелы, различные катастрофы и бедствия — поражают воображение и современного читателя, а что уж говорить о средневековом человеке, который имел ограниченный спектр внешних впечатлений.

Апокалипсис в средневековой Испании«Беатус Факундуса». Художник Факундус. Национальная библиотека Мадрида

Экспрессивность и даже экзотичность многих иллюстраций беатусов не находит параллелей в искусстве соседних европейских стран, которые в это время переживали период Каролингского возрождения — первый культурный подъем, начавшийся при Карле Великом, ставший плодом христианизации варваров и их стремления подражать Риму и ассимилировать остатки античной культуры. В Испании же произошло столкновение с исламской культурой, которая оказала формирующее воздействие на становление остготского искусства. Насыщенная и яркая колористическая гамма, использование яркого колорита без нюансов и цветовых переходов, плоские фигуры, контрастные и полосатые фоны — все это можно видеть в мусульманском искусстве. Рукописи беатусов создавались на границе двух миров — христианского и мусульманского, к тому же вестготы, хотя и приняли христианство, оставались варварами, и на этом пересечении создается особая культура, получившая название мосарабской. Мосарабами называли тех христиан, которые жили на территориях, занятых арабами-мусульманами.

Однако заимствование декоративных приемов совмещалось с острой антиисламской полемикой. На некоторых листах беатусов можно видеть всадников в тюрбанах и исламских одеждах и с декоративным узлом на хвосте лошади, что практиковалось у восточных народов. 

Иллюстрации беатусов строго следуют за текстом «Комментария», довольно подробно толкующего Апокалипсис, так что в некоторых рукописях число миниатюр достигает ста. Начинается книга, как правило, с изображения Иоанна Богослова как автора Апокалипсиса. Затем идут явление ангела и видения Христа во славе и поклонение Агнцу, послание семи церквям, и заканчивается все видением Нового Иерусалима. А между начальными образами и «райским» финалом идут сцены многочисленных бедствий и катастроф со страшными зверями, которые преследуют Жену, облаченную в солнце, свидетелей Христовых и проч. Большое внимание уделено ангелам, которые трубят или изливают чаши гнева на землю, воюют с сатаной и в конце концов поражают его.

Надо сказать, что интерес средневекового человека к теме потустороннего мира и особенно злых сил был повышенным, это подтверждают и средневековая литература, и искусство, и богословие. И мы видим, как в изображении «ужастиков» — апокалиптических зверей и всякого рода нечисти — художники ярко проявляли свою фантазию. Хотя справедливости ради скажем, что в беатусах есть и миниатюры, изображающие райские образы, и они также яркие и выразительные.

Как мы уже сказали, в каждой рукописи есть свои особенности. Рассмотрим некоторые из них.

«Апокалипсис Беатуса Моргана» — один из самых ранних манускриптов. Считается, что он был создан в 945–950 годах в скриптории монастыря Сан-Мигель-де-Эскалада. Он подписан именем художника Магиуса (или Майуса). Миниатюры «Беатуса Моргана» выполнены сочными, яркими красками. Фигуры ангелов — в пестрых одеждах, с большими глазами, которые словно с изумлением смотрят на гибнущий старый мир и рождение Нового неба и Новой земли. Это очень запоминающиеся образы. Особенно выразительно изображены фигуры с музыкальными инструментами.

Апокалипсис в средневековой Испании«Беатус Эмилианенсе». Королевская академия истории (Мадрид)

Создан примерно в то же время, в 950–955 годах, и близок по стилю «Апокалипсис Беатуса Эскориал». Он происходит из Сан-Милан-де-ла-Коголла, но сейчас хранится в музее Эскориала, отсюда его название. Графичные, словно рубленые, фигуры с непропорционально большими кистями, и ли­ца с круглыми, словно вытаращенными от ужаса глазами. Художник явно хочет передать образы Апокалипсиса как нечто неординарное, вызывающее взрыв эмоций и трансформацию привычных форм.

Рукопись «Беатус Факундуса» была создана в 1047 году и названа по имени его иллюстратора. Это не монастырское произведение, рукопись создана для короля Леона Фердинанда I Кастильского и королевы Санчи. В целом миниатюры этой рукописи следуют стилю более ранних рукописей, но они сложнее структурированы, и цвета в них менее диссонансы, часто встречаются полосатые фоны. При этом образы не менее выразительны и в определенной степени даже более символичны. Особенно интересны здесь образы ангелов семи церквей, всадников Апокалипсиса, Небесного Иерусалима и другие.

«Беатус Сан-Севера» был создан в 1060 году в скриптории монастыря Сан-Севера. Считается, что основным художником-переписчиком, иллюстрировавшим рукопись, был Стефанус Гарсия, работавший вместе с другими неназванными художниками. В миниатюрах этой рукописи уже эстетика, близкая к романскому, а не мосарабскому стилю. Колорит более спокойный, построенный на сочетании гармоничных цветов, но образы так же фантастичны и символичны, как и в других манускриптах. Особенно здесь выразительны ангелы с чашами гнева и красивые небеса со звездами.

После 1250 года иллюстрированных рукописей Беата не встречается. Видимо, это связано с тем, что в Испании происходит активная Реконкиста — отвоевание земель у арабов. К этому времени полностью завершается освобождение Португалии, а Испания отвоевывает большую часть Пиренейского полуострова, оттеснив арабов сильно к югу. В руках мусульман остается лишь Гранадский эмират. Апокалиптические настроения утихают, и ожидание конца света откладывается. Но иллюстрированные манускрипты с комментариями Беата сохраняют для нас память об особом периоде повышенных апокалиптических переживаний и удивительном искусстве, ими рожденном.

 

Фото: wikipedia.org

Работает на Cornerstone