Тема

День Господень — день ужаса, плача и радости

Владимир Попов
День Господень — день ужаса, плача и радости

День Господень — день ужаса, плача и радости

На заре моей юности я часто слышал, как во время домашних христианских собраний верующие с подъемом и воодушевлением пели псалом, который начинался словами: «Да, день тот уж близок, день великий и страшный, когда все народы предстанут пред судом…» В этом популярном тогда духовном песнопении присутствовали отголоски образов, картин и учения о Дне Господнем, запечатленном в Священном Писании.

Проповедь о Дне Господнем берет начало в Ветхом Завете, с особой силой и наглядностью она звучит в книгах библейских пророков. Существует множество версий происхождения самого понятия Дня Господня. Некоторые богословы связывают его с историей сотворения мира, грехопадением человека и обетованием его последующего спасения и восстановления. По другой версии, День Господень связан с днем покоя, то есть с субботой. Первые шесть дней Творения имеют вечер и утро. В день седьмой Творец отдыхает. В священных войнах ветхозаветного народа тоже усматриваются некоторые истоки Дня Господня. Чудесные победы одержаны не благодаря внешней силе и военному искусству, но благодаря явному вмешательству Бога. Израиль, например, мог одержать победу с войском в 300 человек, оснащенным только факелами и трубами (см.: Суд 7). В истории исхода евреев из Египта, когда огромная армия фараона настигает беглецов у берегов Чермного моря, народ Израиля спасает Бог: «Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» (Исх 14:14). Бог сражался, избавлял и правил.

Классические библейские пророки в своих писаниях говорят о Дне Господнем как о дне Суда и связанной с этим вселенской катастрофе: «Близок великий день Господа, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня; горько возопиет тогда и самый храбрый! День гнева — день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы…» (Соф 1:14– 15). У пророка Софонии провозвестие о Дне Господнем представлено в наиболее сжатой, концентрированной и всеобъемлющей форме.

Высший Суд несет неминуемый поток Божьего гнева. Ведь День Господень именуется еще и днем гнева. Однако гнев Божий вряд ли можно воспринимать как аналог гнева человеческого. Что лежит в основе гнева человеческого? Личные амбиции, уязвленное самолюбие, гордыня, капризы, зависть, ревность. Гнев Божий — не эмоциональный взрыв, не выход из себя. Гнев Господа — справедливая реакция на грех, зло, беззаконие, идолопоклонство. Солнце, как известно, животворит, но и опаляет, таит в себе и то, что диагностируют как солнечный удар. Господь не полицейский, но и не милый дедушка. Он справедливый Судья, строго взыскивающий. Упорное неверие, грех, злодеяния есть сознательное противодействие спасительному Божьему Свету.

Почему гнев Божьего суда бывал нацелен прежде всего на жителей Иерусалима и всей Иудеи? Иерусалим как центр духовной и государственной жизни в правление нечестивых царей утратил свое высокое предназначение, превратившись в рассадник грубого идолопоклонства. Вместо служения Истинному Живому Богу в Иерусалиме утвердился культ Ваала, языческого бога. Пророк предрекает уничтожение «остатков Ваала» (см.: Соф 1:4), поклонение которому ввел царь Ахав в Израильском царстве. Однако этот культ быстро распространился и по всей Иудее. Гнев Божьего суда не обойдет и «тех, которые на кровлях поклоняются воинству небесному» (Соф 1:5). Цари Ахаз и Манассия ввели заимствованный от Вавилона культ светил небесных. Этот культ не был связан с храмом и жрецами, но довольно глубоко укоренился среди иудеев. Пророк предвещает излияние гнева Божьего суда и на тех, «которые клянутся Господом и клянутся царем своим» (Соф 1:5). Выражение «клясться царем своим» означало также поклонение языческому божеству (см.: 3 Цар 11:5–7), предположительно Молоху.

Отступление от Бога Живого и повальное увлечение иноземными языческими культами вели к беззаконию, распутной, порочной жизни. Гнев Божий, испепеляющий идолослужение и все, что связано с ним, вместе с тем направлен к благу человека, на пробуждение в его сердце духа покаяния и богоискательства: «Рыдайте, жители… Взыщите Господа все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня» (Соф 1:11; 2:3). «Смиренные земли» — это не физически угнетенные или пребывающие в абсолютной пассивности люди. Это люди, в которых пробудилось сознание своей зависимости и нужды в Боге Спасителе. А искание Господа связано с конкретными деяниями по утверждению правды Божьей и изменением образа жизни, в основе которой лежат терпение, смирение, кротость.

Гнев Божьего суда неизбежен, он постигнет не только Иудею, но и другие народы. Софония, в частности, указывал на жителей земли Филистимской, куда входят города Газа, Аскалон, Азот, Екрон (см.: Соф 2:4–5). Тамошние жители впали в неимоверную гордыню, похваляясь внешней силой и крепостями. В тех местах процветали различные языческие культы. Безумное идолопоклонство и похвальба привели земли филистимские к ужасной катастрофе. Если там были хорошо укрепленные многолюдные города, оживленная морская и сухопутная торговля, то потом картина резко изменилась — это унылая пустынная степь, где изредка виднелись небольшие стада с пастухами.

Софония пророчествовал и о судьбах восточных соседей еврейского народа, потомках Лота моавитянах и аммонитянах. Эти народы постоянно враждовали с Израилем. Во время битв жестокость проявлялась с обеих сторон. Когда войска Навуходоносора заполонили Иудею, аммонитяне выступили на стороне халдеев, участвуя в варварском разорении страны. Эти народы не избегнут Суда Божьего: «…Моав будет, как Содом, и сыны Аммона будут, как Гоморра, достоянием крапивы, соляной рытвиною, пустынею навеки…» (Соф 2:9). Народы эти как раз жили у берегов Мертвого моря, имея перед глазами своеобразный памятник ниспровержению Содома и Гоморры за их великое нечестие.

В Писаниях пророков, как известно, два измерения — историческое и эсхатологическое, подразумевающие наличие ближнего и дальнего адреса пророческих речений. Сквозь призму событий текущего и ближайшего времени духовный взор пророков простирался и в отдаленное будущее. Соответственно, провозвестие о Дне Господнем носит одновременно локальный, всеобъемлющий и эсхатологический характер.

День Господень — день ужаса, плача и радости

Примечательна финальная часть Книги пророка Софонии. Здесь неожиданным образом меняется тональность пророчества. Нет картин смертного ужаса, катастрофических разрушений, скорбных рыданий. Вместо страха и мрака теперь сияет свет, изливается радость и ликование: «Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся, дщерь Ие русалима!» (Соф 3:14). Софонии в той же тональности вторит другой пророк, Захария: «Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь» (Зах 2:10).

Это пророческое слово находит прямой отголосок в Новом Завете, в евангельском повествовании о торжественном входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим (см.: Мф 21:5). Рождество — явление в мир Спасителя, Пятидесятница — приход Бога в Духе, Второе Пришествие Христа — все эти величайшие события имеют прямое отношение к Дню Господню.

Иисус Христос в пророческой речи о признаках Своего Второго Пришествия использует ветхозаветные образы, связанные с Днем Господним: «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются…» (Лк 21:25–26).

Должны ли эти катаклизмы космического масштаба повергнуть в страх и ужас ожидающих Христа с верой и упованием? Оказывается, нет. Почему? Таковые у Бога на особом счету. Им адресованы слова ободрения: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк 21:28). Старорусское слово «восклонитесь» означает «выпрямитесь», «станьте прямо», «не бойтесь».

Пророческая проповедь Христа в наибольшей мере обобщает и подытоживает библейское учение о Дне Господнем. День Господень — это день Суда для одних и день Спасения для других. День Господень страшен для живущих вне Бога, отвергающих Его. А для «смиренных земли», любящих Бога, исполняющих Его волю — это день радости, день непосредственного предстояния перед Богом Живым, Спасающим, Вечным.

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone