Тема

Как читать и понимать Апокалипсис

Михаил Дубровский
Как читать и понимать Апокалипсис

Как читать и понимать Апокалипсис

В нашей культуре слово «апокалипсис» устойчиво ассоциируется с какими-то страшными, разрушительными событиями, при которых уничтожается цивилизация и значительная часть человечества (вспомним фильм «Апокалипсис сегодня»). Но на самом деле это не так. Потому придется ввести некоторые понятия, чтобы мы говорили на одном языке.

С греческого слово «апокалипсис» переводится как «откровение» и буквально означает «убрать завесу». То есть нечто существует, но оно скрыто завесой. И мы его не видим. Но завеса убирается — и происходит откровение: мы видим то, что ранее было от нас скрыто.

Есть еще одно понятие, которое тоже может нам пригодиться: эсхатология. Так называется раздел богословия о последних временах, то есть о событиях, которые связаны с возвращением Христа и установлением Божьего Царства.

Итак, апокалипсис — это не синоним вселенской катастрофы, а последние времена — не конец света, а скорее конец тьмы, рассвет новой эпохи!

Надо заметить, что именно Книга Откровение (Апокалипсис) была первой из прочитанных мной библейских книг. Собственно, ради того, чтобы узнать, что написано в Апокалипсисе, я и купил Библию. Это было еще во времена СССР, достать Библию было невероятно сложно, и стоила она больше, чем месячная зарплата инженера. Но тогда были очень популярны разговоры о том, что в Библии предсказано, чем все закончится. И мне очень хотелось узнать об этом из первоисточника, а не в чьем-то пересказе.

Конечно, из текста я почти ничего не понял. Но главное, что я понял и запомнил: «ужасные события» — это не конец; впереди нас ожидает не конец света, не уничтожение всего, а новая земля и новое небо. У меня от Апокалипсиса остались самые оптимистичные впечатления, и я впоследствии очень удивлялся, когда мне говорили, что это мрачная и пугающая книга.

Надо сказать, что и для ранней церкви Книга Откровение была книгой надежды, описанные в ней события воспринимались первыми христианами не как «ужас-у жас», а как твердое обещание Бога разрушить греховную систему и установить Свое Царство — царство справедливости, любви и милосердия.

Надо отметить, что о последних временах говорится не только в Книге Откровение, но в той или иной степени во всех книгах Нового Завета. Это стоит отметить, поскольку это указывает на то, что учение о последних временах и грядущем Царстве Божьем — одна из ключевых тем Нового Завета, и даже всей Библии. Или, другими словами, невозможно быть христианином и не верить в то, что однажды Бог Своим непосредственным вмешательством завершит историю этого мира и установит Свое Царство.

Но есть книги, в которых учению о последних временах уделяется больше внимания. Это прежде всего так называемые малые Апокалипсисы в синоптических Евангелиях, Второе послание Петра и послания Павла в Коринф и в Фессалонику. Во всех этих текстах есть знамения последнего времени. Давайте посмотрим, о чем идет речь.

ЗНАМЕНИЯ

Часто к знамениям, или знакам (это синонимы), относятся примерно так: Бог указал нам на эти знаки, чтобы по ним мы могли предугадать (или даже вычислить) приближение Его Пришествия. В некотором смысле это верно, но не совсем. Вот что говорит Евангелие: «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас…» (Мф 24:3–4). И дальше Он перечисляет привычные нам знамения (голод, болезни, войны и так далее). Другими словами, знаки даны нам прежде всего для того, чтобы избежать обольщения!

Какого именно? И Сам Господь, и апостол Петр едины в этом вопросе: «Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “я Христос”, и многих прельстят» (Мф 24:4–5); апостол вторит Господу: «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: “где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же”» (2 Пет 3:3–4).

Не вдаваясь в подробности, скажем: обольщение состоит в том, что даже христиане перестанут жить ожиданием Пришествия и возложат надежду на улучшение жизни только в этом мире. Фактически примут дух антихриста, или, если переводить буквально, «того, кто вместо Христа». А знамения должны напомнить нам о том, что этот мир беременен новым миром, что происходящие в нем катастрофы — это «родовые схватки (Мф 24:8, НРП), рождение нового мира. Именно поэтому Лука, описывая будущие катастрофы, завершает это описание призывом: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше… Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие» (Лк 21:28, 31).

Иисус говорит, что знамения указывают на близость Его Пришествия и установления Его Царства. Но Он призывает нас заниматься не вычислениями времен и сроков, а черпать в этой перспективе силы, чтобы пройти через неизбежные в этом мире трудности. Он призывает нас видеть, что происходящее в мире — не просто события, это Бог творит Свою историю. И это поможет и нам самим принимать верные решения, и другим свидетельствовать о Боге.

Попытки по знамениям вычислить время Пришествия предпринимались неоднократно, но безуспешно. И это неудивительно, поскольку цель пророчеств не в том, чтобы мы могли заранее «просчитать», что Бог будет делать, а чтобы мы могли различить Божье действие даже тогда, когда это сделать очень трудно.

Сегодня, когда мир снова проходит через период потрясений, попытки вычислить сроки Его Пришествия возросли многократно. Тут и указания на войны, болезни, весьма вероятный голод, и на образование государства Израиль. Но давайте не будем забывать: мир проходил через намного более страшные эпидемии и войны. На самом деле каждое из этих событий указывает на конец мира и Пришествие Христа. Но ни на одном из этих знаков нет указания, сколько еще осталось до финала. И, кто знает, возможно, это зависит в том числе и от нас — от нашей готовности и от нашего посвящения миссии.

САМОЕ ОПАСНОЕ ВРЕМЯ

Обычно люди начинают рассуждать о последних временах, когда в мире происходят большие потрясения. С одной стороны, это понятно: выше я только что говорил о том, что такого рода знаки и призваны напоминать нам о том, что этот мир не вечен. Но Библия предупреждает нас, что самое опасное время — это не времена потрясений и катастроф. Вот что апостол Павел пишет христианам в Фессалониках: «О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия. Ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: “мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес 5:1–3; выделено мной. — М. Д.).

Вы наверняка обратили внимание на то, что Павел тоже использует образ беременности, чтобы описать события последних времен. Этот образ был привычным для иудейского мышления межзаветного периода: существующий (ветхий) мир «беременен» новым, а «роды» происходят как вселенская катастрофа.

Но главное, на что хочется обратить внимание в этом отрывке, — это второй стих: «…когда будут говорить “мир и безопасность”, тогда… постигнет их пагуба…» Пришествие происходит на фоне не катастроф и потрясений, а тогда, когда все спокойно и кажется, что все проблемы решены.

Очень может быть, что «мир и безопасность», о которых тут пишет Павел, будут установлены именно антихристом. Люди и страны, измученные войнами, голодом и другими потрясениями, с готовностью примут власть того, кто предложит действенное средство для восстановления экономики и общественного порядка. И антихрист действительно сможет — на некоторое время — обеспечить эту подделку Божьего шалома. Во всяком случае, таково достаточно распространенное истолкование данного отрывка.

Но я думаю, что предупреждение Павла относится не только к периоду правления антихриста. В определенном смысле спокойное время гораздо опаснее потрясений и кризиса. В сложные времена многие люди начинают вспоминать о Боге и как-то приводить жизнь в порядок, а когда все успокаивается, расслабляются даже христиане. И это часть того обольщения, о котором предупреждал нас Христос.

Апостол Павел пишет, что спокойные времена — это повод не расслабляться, а время духовного укрепления: «Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться» (1 Фес 5:4–6; выделено мной. — М. Д.).

Потрясения показывают, в чем наша слабость, и потом, во время затишья, мы можем приложить усилия, чтобы превратить слабость в силу.

СМЫСЛ ПРОРОЧЕСТВ

Если по знакам невозможно хотя бы примерно вычислить сроки Пришествия, в чем тогда смысл пророческих текстов? И стоит ли тогда изучать отрывки, относящиеся к последнему времени?

На мой взгляд, безусловно, стоит. Во-первых, потому что это часть Писания, а мы знаем, что «все Писание богодухновенно и полезно» (2 Тим 3:16). Во-вторых, чтобы мы были устойчивы к обольщению, ведь именно незнание того, что Библия говорит о последних временах, и приводит к увлечению различного рода баснями.

Как читать и понимать Апокалипсис

Собственно, в этом и состоит основной смысл пророческих текстов: они не столько предсказывают будущее, сколько дают нам верную духовную навигацию в происходящих событиях. Катастрофы и потрясения пугают и вызывают две типичные реакции: одни пытаются убежать в безопасное место, другие замирают в надежде, что скоро все закончится. Оба эти подхода приведут к серьезным потерям и разрушениям. Но понимание пророчеств помогает видеть, чтó во всех этих событиях делает Бог, а видя Его действия — понять, что следует делать нам, какова наша часть в Его работе.

Посмотрите вокруг: вы наверняка обнаружите людей, которые спокойно и уверенно исполняют свою миссию. Они видят опасность, но не боятся. Потому что точно знают, чего Бог ожидает от них в это время. Это люди с пророческим мышлением. И можно быть уверенными: происходящие потрясения сделают их только сильнее, поднимут их на новый уровень влияния, им будет доверено больше ресурсов.

Изучать пророчества нужно именно для того, чтобы каждый христианин был таким человеком — понимающим и осуществляющим свою миссию в любых обстоятельствах. Для таких людей даже встречный ветер будет создавать подъемную силу!

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone