Тема

Страшный суд в проповеди Евангелия

Татьяна Горбачева
Страшный суд в проповеди Евангелия

Страшный суд в проповеди Евангелия

Страх — мощный мотиватор, на протяжении веков Страшный суд служил отрезвляющим фактором, который побуждал к праведной жизни. В поэзии и прозе прошлых веков мотив Божьего суда как мерила истинности и справедливости встречается в русской литературе у Пушкина, Мережковского, Шварца, Фета и многих других поэтов. Эсхатологические чаяния — одна из особенностей русской культуры. О потусторонней жизни и конце времен думали, проповедовали, слагали стихи, легенды и писали иконы и картины.

Мотивы Страшного суда как завершения истории в большой эсхатологии соединялись с малой, или личной, эсхатологией — с завершением жизни, исходом, в котором для человека возможны лишь два пути — спастись через веру в Иису­са Христа или погибнуть*. В Евангелии от Луки приводится притча о богаче и Лазаре, которых ожидает разное посмертное воздаяние за прожитую жизнь (см.: Лк 16:19– 31). Их неравенство остается и в посмертии, но все переворачивается: бедняк Лазарь обитает на лоне Авраама, а богач томится в аду. Богач молит Лазаря о милости, но патриарх Авраам сообщает ему, что Лазарю невозможно помочь ему, так как нельзя пересечь разделяющую их пропасть, и живых родственников богача предостеречь от нечестия с того света также нельзя — им оставлен закон для наставления в праведности. Притча говорит, что справедливый Суд Божий неотвратим, на нем будут рассмотрены все дела людские, и всех людей без исключения ждет воздаяние в соответствии с тем, как и чем они жили. Притча повествует, что Лазарь получает утешение за страдания, а богач — адский огонь за бессмысленную роскошную жизнь и отсутствие милосердия. Неверие людей, пренебрежение наставлением и Божьим законом ведут к страданиям в посмертии. Согласно притче, праведные будут отделены от неправедных, а надежда на Божью милость ко всем людям вне зависимости от их земных поступков беспочвенна.

Страшный суд в проповеди Евангелия

На протяжении веков предупреждения такого рода порождали страх Божий, трепет перед грядущим Судом и обращали человека к вере. Религиозное мировоззрение в целом ставит вопросы о жизни и смерти и устанавливает критерии того, как можно достичь вечной жизни. Страшный суд как решающий момент в определении посмертной участи человека описан на страницах Библии. В Евангелии от Матфея мы читаем о сцене Суда: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира… Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: “идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его”… И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф 25:31–34, 41, 46). Иисус поясняет, что, помогая нуждающимся, мы тем самым служим Богу и именно дела милосердия определяют дальнейшую судьбу человека. Слова Иисуса соответствуют пророчествам Иеремии: «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать муд­ро, и будет производить суд и правду на земле» (Иер 23:5). В Мф 12:36 вдобавок говорится о том, что на Суде человек даст ответ за каждое праздное свое слово, а в Евр 4:12 — что Бог судит даже помышления и мотивы людей.

Представление о Боге как об Источнике справедливости красной нитью проходит через все Писание: «…Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный» (Пс 9:5; выделено мной. — Т. Г.); «…ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы — по истине Своей» (Пс 95:13; выделено мной. — Т. Г.); «не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт 18:25; выделено мной. — Т. Г.); «Бог справедлив — не забудет Он ваши труды и любовь, с которой во имя Его служили вы и продолжаете служить народу Божьему» (Евр 6:10; пер. Кулаковых, выделено мной. — Т. Г.). Бог выступает как Судья и прообраз всех судей, которые должны судить справедливо, честно и нелицеприятно выносить верный приговор. Наши представления о неверных весах и гирях, лицеприятном суде основаны на том, что нам известно о существовании праведного Суда Божьего.

При этом Библия подчеркивает, что Божья справедливость отличается от наших представлений о ней. Божий суд включает не только наказание за злые дела, но и милость. В человеческом представлении справедливость почти всегда ассоциируется с возмездием. Формула закона «зуб за зуб» хороша своей простотой — возмездие должно быть равным нане­сенному ущербу.

Подающие иск хотят видеть виновного наказанным, а не помилованным и прощенным. Милость в отношении провинившихся и осужденных проявляется только в виде амнистии заключенных. В остальных случаях применяется выраженное в юридических терминах возмездие.

Как соотносятся возмездие и милосердие? В наших человеческих терминах одно отменяет другое. Между тем в Писании так сказано о Божием характере: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос 6:6). Бог не только хочет миловать, но Он ищет возможности помиловать человека: «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать» (Мих 7:18). В нашей земной жизни здесь можно провести параллель с судом присяжных, где каждый выступает адвокатом и старается найти причины для помилования: «Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отверг­нуть от Себя и отверженного» (2 Цар 14:14) — создание в Израиле городов-убежищ для совершивших непредумышленное убийство исходит именно из желания Бога дать возможность людям спастись, хотя родственники убитого будут искать справедливости и отмщения. Требование справедливости звучит со стороны пострадавших, милости жаждут виноватые. И те и другие подчиняются судье, который стремится установить границу ответственности виновника. В библейском представлении cуд — это выявление правды: «…кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею» (Рим 9:15). Эти характеристики Бога дают нам основание полагать, что Его суд — это не просто обвинение людей в преступлениях, но милость Бога к тем, кто ее заслуживает.

Страшный суд в проповеди Евангелия

Интересно, что сегодня тема Страшного суда все реже звучит в евангелизационных проповедях. Описание Суда, заглушаемое ежедневной суетой, не отрезвляет и не вызывает желания повернуться от злых дел к вере, как это было раньше. Скорее, в нем видят логику примитивного уровня выживания, силы страха, непривлекательную для современного человека. Возможно, в обществе, где основным стремлением являются самореализация и успешность, Страшный суд кажется скорее далеким прошлым, чем неотвратимым будущим, и не приближает к Богу. Обретение милости и благодати в Боге сегодня больше понятно людям своей близостью к ценностям свободы и доб­рого волеизъявления. Сегодня люди не боятся Страшного суда, не боятся попасть в ад.

Милость Господа, Его путь спасения, жертва Иисуса Христа есть выражение Божьей любви к людям: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16). Тема благодати и долготерпения Бога неизменно находит отклик в сокрушенных сердцах, измученных грехом и бессмысленностью. Бог, который должен был бы подвергнуть согрешивших людей немедленному и вечному наказанию, этого не делает, а ждет, когда они развернутся к Нему! Именно по Своей великой милости Бог так долготерпелив к людям: «Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» (Пс 144:7–9). Но тот факт, что Бог любит и долго терпит прегрешения людей, не означает, что Он не проводит различия между праведниками и грешниками. Направленность человека к Богу, желание доб­ра и милости, конечно же, отличаются от эгоизма, корыстолюбия и вероломства. Жертва Иисуса Христа на кресте призывает нас обратиться к Богу-Творцу, выйти за пределы своих земных мирских интересов и принять искупление от всех совершенных нами греховных ошибок. Он Своей жизнью заплатил за них высокую цену. Воскресший, Он грядет судить народы и решать их судьбу в вечности. Можно быть уверенными в том, что Суд этот будет милостив и справедлив!

*Коробова А. В. Эпические духовные стихи о Страшном суде. Диссертация на соискание степени кандидата филологических наук, Москва, 1997. Электронный ресурс ссылка (дата обращения 26 февраля 2024 года).

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone