Видно, нечего нам больше скрывать,
Все нам вспомнится на Страшном суде.
Юрий Визбор. Осенние дожди
Прожить этап дотла,
А там пускай ведут
За все твои дела
На самый страшный суд.
Булат Окуджава. Гори, огонь, гори…
«Человеку определено Богом умереть лишь один раз и затем предстать пред судом» (Евр 9:27; здесь и далее пер. под ред. Кулаковых), «…Услышат все мертвые голос Его. Тогда те, кто вершил добрые дела, для жизни восстанут, а те, которые творили зло, — для суда» (Ин 5:28, 29) — так говорит Библия. Всех людей ждет последний Божий суд, традиционно его называют Страшным судом, но в Библии это выражение не встречается.
В Послании к Евреям правда говорится: «Если же и после того, как познали истину, мы упорствуем во грехе, не может уже быть для нас больше никакой жертвы за грех, а только страшное ожидание суда остается и ярость огня, готового пожрать всех противящихся Богу» (Евр 10:26, 27). И в Ветхом Завете у пророка Аввакума Бог творит суд над Своим народом через халдейское (вавилонское) нашествие: «Грозен народ сей, и страх он наводит, сам себе — правосудие, сам себе власть» (Авв 1:7).
Юридические образы довольно часто используются в описании отношений Бога и Его народа. Бог судит землю и ее обитателей. Вот характерный пример: «И праведника, и злодея судить будет Бог, ибо всякому делу свое время и всякий поступок Он рассудит... Радуйся, юноша, покуда молод, и веселись во дни юности твоей, как и велит сердце, иди, куда сердце влечет тебя, куда стремится твой взор. Только знай: за все за это Бог приведет тебя на суд» (Эккл 3:17; 11:9).
Но нам нужен зримый образ, и его предлагает нам притча нашего Спасителя об овцах и козлах, вполне в реалиях того времени. На ночь пастух отделял козлов от стада, которое они вели за собой днем, потому что без вожаков овцы дорогу не находят. На закате их нужно развести по разным загонам, потому что козлы — животные беспокойные.
И вот притча. Привожу ее в пересказе.
Сын Человеческий возвратится на землю во второй раз, преисполненный славы, сияния, окруженный ангелами, сядет на царский престол Своей славы. Пред Ним будут собраны все народы, и Он разведет людей по разные стороны, как это делает пастух, отделяя от овечьего стада козлов. Овец Он поставит по правую руку, а козлов — по левую.
Тех, кто справа, Царь назовет благословенными Отцом, их Он пригласит: «Придите! Наследуйте Царство, приготовленное для вас от сотворения мира».
Иисус объясняет, что становится основанием для такого Его решения: «Я был голоден — и вы дали Мне есть, жаждал — и вы дали Мне пить, пришлым был — и вы приютили Меня, был наг — и вы одели Меня, болен был — и вы посетили Меня, в тюрьме был — и вы навестили Меня». Это праведные.
Они в недоумении, не помнят такого: «Господи! Когда мы накормили Тебя голодного? Когда напоили Тебя жаждавшего? Когда приютили Тебя пришлого или одели Тебя нагого? Когда навещали Тебя больного или в тюрьме?» А Царь ответит: «Скажу Я вам, когда вы поддержали страдающих, вы поддержали братьев Моих, а значит, и Меня».
Тех, кто слева, Он назовет проклятыми, и для них уготована участь дьявола и демонов: «Вас ждет вечный огонь! Вы не накормили Меня голодного, жаждущего не напоили, скитающегося не приютили, нагого Меня не одели, больного и в тюрьме Меня не навестили». Это осужденные, проклятые Богом.
И они не возьмут в толк: «Когда, Господи, мы видели Тебя голодным, жаждущим, пришлым, нагим, больным или в тюрьме — и не позаботились?» И Он ответит им: «Не сделали этого для одного из несчастных, не сделали и для Меня». И пойдут они прочь: удел таковых — наказание вечное, а праведных — вечная жизнь.
Надо пояснить выражение «наказание» (Син. пер.: «му´ка»), которое происходит от греческого глагола «каладзо» — «наказывать, карать» (Ньюман Б. М. Греческо-русский словарь Нового Завета. М., 1997. С. 112). Здесь оно противопоставлено жизни с одинаковым определением «вечный». Это значит, что участь эта окончательная и не подлежит изменению. Одни навеки осуждены и погибнут, а другие навеки будут спасены. Будет ли вечным мучение? В Книге Откровение говорится о гибели виновника всех бед человеческих после того, как огонь с неба уничтожит всех, кто напал на Небесный Иерусалим: «Покрыли они (грешники) всю землю и окружили стан народа Божьего, Богом возлюбленный город. Сошел тогда с неба огонь и пожрал их. А дьявол, обманывавший их, брошен был в озеро с горящей серой, где уже — зверь и лжепророк. Мучиться им там денно и нощно во веки веков» (Откр 20:9, 10).
Факт, что озеро огненное и серное отсылает нас к уничтожению Содома, Гоморры и окрестных городов: «Тогда по изволению Господа дождем пролилась на Содом и Гоморру сера горящая — от Господа с неба то было, — и уничтожил Он полностью города эти, и всю долину, и всех, кто жил на ней, и все, что росло на земле» (Быт 19:24, 25). Как те города были навсегда уничтожены, так же навсегда будет уничтожен и грех на земле.
На основании чего производится суд? Для того чтобы наш вывод был верным, нам нужно еще одно высказывание Иисуса Христа из Нагорной проповеди, где Он говорит о Своих последователях: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но лишь тот, кто исполняет волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в День Суда: “Господи! Господи! Не от Твоего разве имени пророчествовали мы и не Твоим ли именем изгоняли бесов, не им ли много чудес совершили?” И тогда объявлю им: “Я никогда вас не знал. Отойдите от Меня, живущие беззаконно!”» (Мф 7:21–23).
Наше спасение не зависит от количества совершенных нами добрых или великих дел, чудес или изгнания бесов, призывания имени Господнего. Воля Отца Небесного, представленная в Его Законе, — это образ жизни верующих, которые и войдут в Царство Небесное. В Законе сказано о помощи сироте, вдове и человеку пришлому, о справедливом суде, о любви к ближнему — это все в Ветхом Завете говорится. Но спасение дается на основании Божьей милости к человеку, который стремится исполнить волю Божью. Дела милосердия — проявление Божьей любви в человеке, который спасен по Божьей благодати.
Например, заповедь третья в Законе может быть передана так: «Не будь носителем ложного представления о Боге, используя Его Имя при совершении не прославляющих Бога дел, ведь тогда ты не сможешь содержать себя перед Ним в чистоте» (по мотивам Исх 20:7).
Не просто «не произноси Имя», а не носи Его Имени, будто ты Его, а на самом деле своим поведением являя всем окружающим неверный образ Бога. Полицейский остановил машину, которая лихо перестраивалась, водитель явно вел себя недружественно по отношению к другим, и спросил: «Вы верующий человек?» — «Да, христианин, вы же видите на багажнике рыбку (символ христианства)». — «Я обратил внимание на ваш стиль вождения и подумал, что машину угнали, ведь христианин так себя не ведет».
Человек в форме (военный, спасатель, полицейский) думает о чести мундира, ведь он призван защищать (родину, сограждан, закон), а христианин отражает образ Спасителя, желая походить на Него, но при этом воздавая Ему славу. При этом святость его определяется не облачением или какими-либо внешними атрибутами, а состоянием миролюбия и миротворчества, а также осознанием величайшей ценности человека, как себя, так и тех, кого он встречает в своей жизни. Именем Божьим он не клянется, но каждое его слово веско и ценно, потому что сказано для утверждения Божьей правды.
И здесь важно понять, что Суд Божий не основан на наших достижениях. Дела — это следствие нашей веры, а не условие нашего спасения. Верующий не может пройти мимо страдающего, жаждущего, голодного — он действует, побуждаемый Божьей любовью, такова природа Божьей любви. Мы не можем скрыть в себе этот дар.
Иисус говорил: «Вы — свет мира. Не может быть скрыт город, расположенный на вершине горы. И когда зажигают светильник, не под сосуд его ставят, но на подставку, и он светит всем в доме. Пусть и ваш свет людям светит, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:14–16).
Не бойтесь Страшного суда, Бог будет с теми, кто уже избрал Его и живет так, как этого желает Он. Для них творить добро так же естественно, как дышать.
Фото: gettyimages.ru