Искусство

Святое семейство или семья, такая же, как все?

Ирина Языкова
Святое семейство или семья, такая же, как все?

Как изображали семью Иисуса художники

Святое семейство или семья, такая же, как все?Ян де Брай (1627–1697). Святое семейство

В Евангелии не так много говорится о жизни Иисуса Христа до Его выхода на общественное служение. Два евангелиста, Матфей и Лука, рассказывают о Рождестве Христовом. Лука также повествует о том, как новорожденного Иисуса Мария принесла в Иерусалимский храм и там их встретил старец Симеон, произнесший пророчество о судьбе Спасителя. У Матфея есть рассказ о том, что семейство было вынуждено бежать от преследования Ирода в Египет и потом вновь вернулось в Назарет. Лука пишет о том, как двенадцатилетний отрок Иисус потерялся и родители нашли Его в Храме беседующим с учителями Израиля. Вот таким, можно сказать, пунктиром прочерчена линия жизни Христа — его рождение, детство, отрочество, юность. И затем мы уже встречаем Иисуса на страницах Евангелия взрослым, зрелым человеком.

Тем не менее даже из этих немногих сведений видно, что Иисус родился, подрастал и воспитывался в семье, что у Него была любящая мать, был пусть приемный, но заботливый отец. У него были братья и сестры. В православной и католической традициях считается, что это были дети Иосифа от первого брака, в протестантской — что это общие дети Марии и Иосифа. Но мы не будем углубляться в эти разногласия, для нас важно одно: Сын Божий, воплотившись и став Человеком, жил и возрастал в семье. Тайна Боговоплощения не была бы раскрыта полностью, если бы Христос не испытал такого важного аспекта человеческого существования, как жизнь в семье. Конечно, эта семья не была обычной, поэтому в христианской традиции получила название Святого семейства. И в то же время это была семья, такая же, как многие другие семьи в Израиле. Тем более Назарет, где она жила, был городом нестоличным, бедным и скромным.

Святое семейство или семья, такая же, как все?Сано ди Пьетро (1405–1481). Бегство в Египет

И о том, что семья была для Иисуса значима, говорит хотя бы то, что первое чудо Он совершил по просьбе матери на брачном пире в простой семье.

Все, что связано с детством, отрочеством и жизнью Иисуса в семье, всегда интересовало художников.

Например, Рождество появляется в искусстве уже в раннехристианский период. Художников завораживала тайна рождения Бога на земле. Его тихий приход, незаметный для многих людей, но отозвавшийся во всех уголках вселенной. И эта тайна запечатлена на саркофагах, на стенах катакомб, в мозаиках и фресках храмов. И везде мы видим Христа, лежащего в яслях, а рядом с Ним домашних животных — вола и осла, а также — Марию и Иосифа. Такой теплый образ семьи, но при этом осененный лучами звезды, льющей свой свет с небес.

К рождественской теме примыкают еще две: поклонение пастухов и поклонение волхвов. Но о них стоит говорить отдельно, поэтому пока оставим их за скобками.

Святое семейство или семья, такая же, как все?Жорж Дюмениль де Латур (1593–1652). Святой Иосиф учит Иисуса плотницкому делу

Тема семьи в жизни Иисуса раскрывается в сюжете, получившем в русской традиции название Сретение (Встреча). Евангелист Лука повествует, как младенца Христа, которого принесли родители в Храм, встречает Симеон. И эта встреча для всей семьи была судьбоносной. Старец Симеон пророчествовал не только о судьбе Иисуса, а также о Марии, которой, по его словам, «оружие пройдет душу». Это значит, что мать разделит страдание со своим Сыном. Так драма Страстей Христовых разворачивается и как семейная драма. Насколько мы знаем из текста Евангелия, Мария тихо следовала за Иисусом, когда Он ушел из дома и проповедовал Благую Весть. Его постоянно окружала толпа учеников и любопытствующих, а мать была рядом. На Голгофе Мария стояла у креста, когда ее любимый Сын был распят и умирал. И она умирала вместе с Ним. И это мы тоже видим в произведениях художников разных эпох.

И разве не дань семье отдает Иисус, говоря с креста матери и любимому ученику: «Се матерь твоя», «Се сын твой». И, как сказано в Евангелии: «с этого времени ученик взял ее к себе». Иисус поручил ученику свою мать, чтобы она не была в старости одинокой, чтобы она доживала свой век в семье.

Часто художники не только вчитывались в строки Евангелия, но читали между строк или додумывали то, о чем умолчали евангелисты. В Евангелии от Матфея читаем: «…Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода…» (Мф 2:13–15). На основе этих двух стихов появились в мировой живописи такие сюжеты, как «Бегство в Египет», «Отдых на пути в Египет», «Святое семейство в Египте», а также «Возвращение в Назарет».

Святое семейство или семья, такая же, как все?Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Святое семейство с птицей

Бегство в Египет — особенно часто встречающийся мотив в изобразительной традиции. В разные эпохи его изображали по-разному, но неизменно мы видим ослика, на котором сидит Мария с младенцем Христом на руках, впереди идет Иосиф, а за осликом следуют один или несколько братьев Иисуса. Иногда Ио сиф идет следом за осликом. Снова перед нами семья, на этот раз семья беженцев, вынужденных покинуть свой дом и бежать в другую страну от преследований Ирода. Христос разделяет боль и страдания людей, судьбу многих и многих семей в этом мире.

Интересно, что если путь в Египет изображали многие, то возвращение в Назарет очень редкий сюжет. Тем не менее художники запечатлели и его. Например, на одной из работ Джеймса Тиссо, английского иллюстратора Библии, мы видим Марию, Ио сифа и отрока Иисуса. Прошло немало лет, прежде чем умер Ирод и семья могла вернуться в Назарет. За это время Иисус стал отроком.

Как протекало отрочество Христа, мы точно не знаем. Лишь один, но яркий случай все же проливает на это свет. Это эпизод из Евангелия, когда отрок Иисус отстал от семьи и был найден в Храме беседующим с учителями и старейшинами. Через скупые строки евангельского тексты мы чувствуем, как волновалась мать, как был огорчен Иосиф, когда они не обнаружили Сына, возвращаясь из иерусалимского паломничества. И когда они нашли Иисуса в Храме, Мария даже восклицает: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и я с великою скорбью искали Тебя» (Лк 2:48). Сколько боли в этих словах! И этот волнующий эпизод мы находим на полотнах европейских художников и в библейских иллюстрациях.

Большой интерес художники проявляли к будничной жизни Святого семейства в Назарете. Об этом практически ничего не сказано в Евангелиях, но церковное предание передает кое-что. Например, что Иосиф был по профессии плотником и учил Иисуса этому ремеслу. На этом основании художники рисовали Иосифа-плотника и рядом с ним и его инструментами Иисуса. Это так обычно для того времени, когда отец передает свое ремесло по наследству сыну. И можно быть уверенными, что Иисус был хорошим и прилежным учеником и овладел плотницким мастерством в совершенстве.

Кстати, некоторые исследователи Библии считают, что Иосиф был не плотником, а каменщиком, ибо в Палестине строили не из дерева, а из камня, которого в этой местности было гораздо больше, чем дерева. И тогда понятно, почему Христос говорит в притче о двух основаниях дома — каменном и из песка. Как сын строителя, Он хорошо понимал, какое основание следует класть, чтобы дом устоял в бурю.

На картине Джона Эверетта Милле «Христос в родительском доме» изображена мастерская плотника, где работает Иосиф, и тут же — Иисус, Ему помогают Его братья, а рядом с Ним — Мария, пришедшая, видимо, посмотреть, как справляется с непростым ремеслом ее Сын, который еще очень юн. С нежностью она обнимает Иисуса. И в этой сцене столько доброго домашнего тепла.

Святое семейство или семья, такая же, как все?Уильям Холман Хант (1617–1682). Обретение Спасителя в Храме

Опыт семьи для Иисуса был, несомненно, важен. Он и учеников собирал вместе, чтобы они научились любить друг друга. И среди Его учеников тоже были братья, то есть люди из одной семьи, — Иаков и Иоанн, Петр и Андрей. Считается, что Иаков Алфеев и Фадей тоже были родными братьями. Кстати, одно из чудес Христос совершил как раз в доме Петра, исцелив его тещу. Здесь открывается семейная тема в жизни апостола, которому будут доверены ключи Царства.

Все три воскрешения, совершенные Христом, тоже затрагивают семьи. Он исцелил единственного сына вдовы из Наина, понимая, что без поддержки сына бедная женщина просто не выживет. У нее нет никого, кроме сына, это ее семья и опора в жизни. Второй раз Христос исцелил дочь Иаира, начальника синагоги, в отличие от наинской вдовы человека состоятельного. Мы даже не знаем, была ли девочка единственной его дочерью. Судя по всему, дом был — полная чаша, в тексте говорится о домочадцах. Тем не менее Христос понял, что без этой девочки этот дом будет пуст, без нее семья лишится радости и смысла жизни. И Он совершил чудо воскрешения девочки, и дом наполнился светом.

Третье чудо — воскрешение Лазаря — тоже связано с семьей. Лазарь был близким другом Самого Ии суса, Он его любил и даже плакал, стоя возле его гроба. При этом Лазарь был братом Марфы и Марии, и в этой семье Иисус не раз находил отдых, поддержку, понимание. Он любил приходить в этот дом, где семейный уют и теплый очаг всегда Его ждали. Близкие друзья для человека часто становятся второй семьей, родным домом. Воскрешая Лазаря, Иисус думал не столько о Своей боли от утраты друга, сколько о горе сестер Лазаря. Это воскрешение было чудом любви.

Святое семейство или семья, такая же, как все?Джон Эверетт Милле (1829–1896). Христос в родительском доме

Обычно сцену «Христос в гостях у Марфы и Марии» художники изображают так, что чувствуются уют и тепло их дома, семейная обстановка.

Семья была очень важной частью земной жизни Христа, тем опытом проживания человеческого пути, без которого слова Христа не имели бы такой силы и такого веса, какие они имеют.

Когда Мария с родственниками пришла туда, где Иисус проповедовал народу, и они стояли извне, не имея возможности войти, кто-то даже упрекнул Его: «…вот матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою». И Он неожиданно ответил: «Кто матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф 12:47–50). Это отнюдь не пренебрежение родными ради чужих людей, в этом проявилось желание Христа сделать всех, кто идет за Ним, кто слушает Его, единой семьей, родными и близкими. И не случайно по сложившейся издавна традиции христиане называют друг друга братьями и сестрами.

Семья, как мы видим, играла большую роль в жизни Иисуса Христа, и эта тема очень ярко передается художниками самых разных эпох.

 

Фото: wikipedia.org, wikimedia.org

Работает на Cornerstone