Тема

«Не хорошо быть человеку одному»

Иван Лобанов
«Не хорошо быть человеку одному»
«Не хорошо быть человеку одному»

В Библии, в рассказе о создании семьи в Книге Бытие, все начинается с размышления Божьего над тем, что человек (мужчина, Адам) не мог найти себе пару среди всего животного мира. «Господь Бог решил, что человек не должен быть одинок, ему нужна подходящая пара. Ведь прежде Господь Бог вылепил из земли зверей и птиц и привел их к человеку, чтобы тот рассмотрел их и дал им имена. Так Адам и сделал, но среди всех земных существ пары для него не было» (Быт 2:19, 20; пересказ автора, далее ПЛ). Это было такое испытание для человека, ведь Господь уже решил, что «не хорошо быть человеку одному» (Быт 2:18). Он сотворил из ребра мужчины женщину и привел ее к нему.

И в заключение этой истории звучит хвала Адама, в которой он признает совершенство Божьего творения. Семья — установление Божье, которое берет свое начало в Эдеме.

И воскликнул человек: «Наконец! Кость от кости моей и плоть от плоти моей! Женщиной она называться будет, ибо взята из мужчины» (Быт 2:23; пер. под ред. Кулаковых, далее ПК).

Это Божье установление, идущее от времен рая: один мужчина и одна женщина составляют семью. Это идеал, который мир на протяжении истории пытался изменять по своим представлениям. И возникали другие модели, которые Божь­ему идеалу не соответствуют.

Семье были даны заповеди: «Будьте плодовитыми и многочисленными, заселяйте землю — вам владеть ею! Вам властвовать над рыбами в морях, птицами в небе и над всеми живыми существами на земле!» (Быт 1:28, ПК). Здесь звучат те же слова, что и в отношении мира животных (см.: Быт 1:22), с той, однако, существенной разницей, что в этом стихе Бог говорит их человеку, с которым Он устанавливает особые отношения. Благословение Божье — одна из великих тем, которая связывает воедино все Бытие. Бог благословляет животных (см.: Быт 1:22), человечество (см.: Быт 1:28), субботу (см.: Быт 2:3), Адама (см.: Быт 5:2), Ноя (см.: Быт 9:1), патриархов (см.: Быт 12:3; 17:16, 20 и т. д.). Рождение детей в семье изначально признавалось тем даром Бога, в котором ярче всего проявлялось Его благословение. Но оно было очевидным и в иных сферах жизни человека: в урожае, в семье, в благоденствии народа (см.: Втор 28:1–14). Слово благословения, высказанное Богом или человеком, несло в себе жизнеутверждающую силу и обеспечивало успех.

Вторая заповедь связана с природой. Человек — царь зверей в том смысле, что они становятся частью его жизни, объектом его наблюдений и заботы. Мы уже упоминали, что он дал им имена.

Наступает эпоха Нового Завета. Иисус говорит о ценности семейных отношений, о том, что развод — не решение семейных проблем, это скорее повод для распущенности. Это говорится мужчинам, которые таким образом ставят под удар женщин, — они в те времена были ограничены в своих правах, и их семейный статус при этом был важен.

«Сказано же и такое: “Кто хочет разойтись с женой, должен выдать ей свидетельство о разводе”. Я же говорю вам: каждый, кто расходится, — кроме случаев, когда жена… не верна, — толкает жену на блуд, ведь она выйдет замуж еще раз при живом муже; и кто женится на разведенной, совершает прелюбодеяние» (Мф 5:31, 32, ПЛ). И в другом Евангелии это звучит так: «К Нему пришли ревнители Закона и спросили Его: “Можно ли человеку разводиться?”» Это был спорный вопрос, и они хотели Его подловить. Иисус ответил вопросом на вопрос: «“А что написано в Законе Моисеевом?” — “Разводиться можно, вручив жене свидетельство о разводе”, — объяснили они. И тогда Ии сус сказал: “Некоторые заповеди Моисеевы — это уступка человеческой природе, но при сотворении Бог сотворил мужчину и женщину, чтобы они соединялись, уходя из родительского дома, жили вместе одной семьей. Бог их сочетал, и у человека разделять их права нет”. Потом ученикам Иисус сказал: “Тот, кто разводится, своей жене изменяет, и если женщина с другим мужчиной будет жить при живом муже, то же самое делает”» (Мк 10:2–12, ПЛ).

Спаситель, правда, предупредил, что вскоре последуют бедственные времена, «родовые муки Мессии». Через 30 лет, в ходе Первой Иудейской войны (66–73 годы по Р. Х.), в 70 году будет разрушен Иерусалимский храм, а спустя век, после подавления восстания Бар-Кохбы в 136 году, из Иерусалима выселят всех иудеев, город перестроят и назовут по-другому — Элия Капитолина (то, что сегодня называют Старым городом, возникло во многом в результате этого строительства). Запрет на посещение города евреями длился до VII века. Вот что говорил Иисус: «Услышите о войнах и о том, что уже нависла угроза войны. Пусть это вас не пугает. Так и будет, но это еще не конец. Один народ поднимется на другой, и одно царство — на другое. Голод и землетрясения скоро посетят эту местность, а потом и другие. Но все это только начало, предвестие родовых схваток… Когда вы это увидите, те, кто в Иудее, пусть бегут в горы… Как горько будет в то время женщинам на сносях и кормящим матерям!.. Тогда ведь будет такое страшное бедствие, какого не знала вся история человечества от сотворения мира до наших дней, да и после этого никогда больше такого не будет» (Мф 24:6–8, 15–19, 21, ПЛ).

Здесь мы видим, что семейные люди, а особенно беременные и кормящие женщины, в этих условиях будут страдать больше всех. Возможно, именно этим можно объяснить совет апостола Павла относительно семейной жизни. О чем же он писал?

«Не состоящим в браке и вдовам я говорю, что лучше им и впредь оставаться одинокими, как и я» (1 Кор 7:8, ПК). И этот совет нас удивляет. Брак задуман Богом, это Его установление, так почему же Павел предлагает иной путь? Вот его рассуждения: «Я полагаю, вот что хорошо для человека в наше суровое время: хорошо ему оставаться, как он есть. Связан ты узами брака с женой? Не ищи развода. Остался без жены? Не ищи себе жены. Впрочем, если и женишься — не согрешишь, и если незамужняя женщина (или девушка) выйдет замуж — не согрешит, но вступающих в брак ждет много мук в этой жизни, а я бы хотел уберечь вас от этого» (1 Кор 7:26–28, ПК). Говоря о суровом времени, он имеет в виду времена надвигающихся бедствий, а под муками полагает не столько злоключения, сколько переживания, связанные со сложностями отношений между любящими мужем и женой.

«Я хочу, чтобы вы были свободны от суетных тревог. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый печется о мирском, о том, как угодить своей жене, — и дух его раздвоен. Так и незамужняя женщина или девушка заботится о Господнем, чтобы посвященной быть и телом и духом Ему, а замужняя занята мирским, тем, как угодить мужу» (1 Кор 7:32–34, ПК). Впрочем, Павел знает разные примеры христианской жизни: у апостола Петра и братьев Иисуса есть жены (см.: 1 Кор 9:5), и в этом он не усматривает греха.

Любое повеление апостола Павла имеет оговорки: «Не состоящим в браке и вдовам я говорю, что лучше им и впредь оставаться одинокими, как и я. Но если они не могут воздерживаться, пусть женятся, ибо лучше жениться, чем сгорать от вожделения» (1 Кор 7:8, 9, ПК).

Выбор каждого человека должен вести его к небесам, к единению с Господом, чтобы его познание Господа возрастало. Чуть выше Павел написал: «Не повелеваю я, но говорю так по снисхождению к вам. Хотелось бы мне, чтобы все люди были, как я, но у каждого свой особый дар от Бога: у одного такой дар, у другого — иной» (1 Кор 7:6, 7, ПК).

Вообще в этом послании много внимания уделяется вопросам призвания христианина, как он должен относиться к своему прошлому, что ему нужно оставить так, как есть, а от какой практики отказаться. Христианин живет в подлинной свободе, в которой его совесть судится Духом Божьим и Христом, но при этом он старается, чтобы его поведение, образ жизни не смущали тех, кто только ступил на христианский путь. «Ничего не делайте такого, что могло бы стать поводом ко греху для иудеев, для язычников ли, для церкви ли Божией, подобно тому, как я стараюсь всем угождать и во всем ищу не своей пользы, но пользы многих, чтобы они были спасены» (1 Кор 10:32, 33, ПК). В этом ключе и стоит понимать его высказывание о семье.

Семья находится под защитой заповедей. Седьмая заповедь определенно говорит о том, что нельзя разрушать семью прелюбодеянием, изменой. Брак — добровольный союз мужчины и женщины, установление Божье. Его цель — рождение детей, их воспитание, а также совместное ведение хозяйства. Все остальные вещи: развитие личности, образование, взаимный интерес, духовная общность — договорные, двое людей решают, что для них двоих важно, а что второстепенно. Двое пришли из разных сред, созидают нечто новое, поэтому первые годы брака такие трудные. Найти друг друга нелегко, согласиться жить вместе — еще сложнее. А теперь надо выстроить что-то такое, чего еще никогда не было. Общие духовные основания облегчают общение, но не снимают всех вопросов.

В этой заповеди запрещается вторгаться в чужую семью, вырывая из нее самое ценное — вторую половину. Это раскол, а потом и развод. Одно из определений развода: это операция, когда ты остался жив, но тебя стало в два раза меньше. Нужно просто сказать себе: чужой муж или чужая жена не существуют для новых отношений, эти люди заняты большим и важным делом, они строят свой дом. Им можно помочь, поднести стройматериалы, накормить обедом, поговорить с ними, что-то вместе сделать, но не заинтересовывать собой, не заменять кому-то из этих двоих одну из сторон. А созидается этот дом Духом Божьим: «Напрасно трудятся строители дома, если Сам Господь не возводит его» (Пс 126:1, ПК). Об этом и стоит заботиться двоим, живущим в одной семье, — чтобы с ними был Господь.

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone