Тема

Кого мы ищем?

Татьяна Горбачева
Кого мы ищем?
Кого мы ищем?

«Что ты плачешь? Кого ты ищешь?» (Ин 20:15) — слова Иисуса, обращенные к Марии, переживающей боль утраты учителя, отражают глубочайшую потребность людей в близких отношениях. Мы плачем, когда не можем найти настоящую дружбу или настоящую любовь. Этот поиск особенно ярко проявляется в молодые годы, когда девушка или молодой человек задумываются о любви.

Начиная с подросткового возраста люди ищут себе пару, но то, как выбрать из многих наилучшего человека, остается загадкой. Идеалы человеческой красоты и достоинства меняются. Предметы искусства, изготовленные тысячелетия назад, сохраняют следы идеалов красоты. В женщинах в древности ценились способность производить здоровое потомство, работоспособность и выносливость. Изображения древних женщин удивляют своей коренастостью и пышными формами. В мужчинах ценились сила, выносливость, способность прокормить семью, а также мужество, способность защитить свой род от опасности. Поэтому изображения воинов — сильная фигура с оружием в руках. На протяжении веков эти качества играли решающую роль в выборе пары. Красота человека отождествлялась с его лучшими качествами.

Современные идеалы красоты сильно изменились, приобрели иные черты. Теперь и у женщин, и у мужчин больше ценятся ум, умение общаться и договариваться с другими, чувство юмора, легкий характер. Общение и понимание другого становятся важнее способности побеждать в рыцарском турнире. Сильный прирост населения сделал цивилизованной среду обитания, но в городских джунглях тоже нужно уметь выживать. И теперь исследования сместились в сторону психологических качеств человека, необходимо стало понимать его мышление и эмоции, способности договариваться и решать конфликты. 

Выбор жениха или невесты сегодня радикально отличается от такового выбора даже 30–40-летней давности. Для конца прошлого века были важны работоспособность, выносливость, надежность. Эти качества «высматривали» в парт­нерах. Семьи строили надолго, на всю жизнь. Условия жизни были скромными, и устойчивость отношений зависела от того, насколько супруги будут усердными и неприхотливыми в жизни. Слишком «замороченные» не пользовались успехом. Сегодня многие аспекты жизни изменились: дети выросли в достаточно благополучных условиях. Рынок труда стал более разнообразным, гибким. Работать теперь возможно не от звонка до звонка, появились фрилансеры, востребованными стали творческие профессии, IT и медиа. Успешность стала отождествляться с интеллектом, оригинальностью и творческими способностями — заявить о себе и привлечь людей в социальных сетях. Появился интерес к необычным людям — ярким, общительным. Акцент сместился к проживанию ярких эмоций, празднику, радости. Если в конце прошлого века люди стремились быть вместе и для этого вступали в брак, подчас скромно праздновали свадьбу дома или в кафе, то сегодня свадьба — яркое событие в жизни, а после пышного праздника через год-два семья распадается.

Отношения между влюбленными стали менее ответственными. Поиск пары не равняется теперь желанию создать семью¹. И даже обязанностей в семье стало меньше. Теперь не надо вести сельское хозяйство и отстаивать границы своих земель от грабителей. Семья может быть благополучной без большого количества детей, воспитание и образование в городском укладе обходится дорого, поэтому молодые семьи часто вместо ребенка предпочитают завести кошку или собаку — с ними легче.

Наблюдение существенных изменений в семьях и мотивов молодежи для вступления в брак подтверждают социологические работы. Отечественное исследование молодых людей от 18 до 30 лет показывает, что семейные ценности включают в себя любовь, гармоничные интимные отношения, равноправие, взаимопонимание. При этом официальная регистрация отношений не считается обязательной². К сожалению, молодые люди сегодня не верят в то, что брак может продлиться всю жизнь, редко встречаются примеры хороших семей. Разочарование в партнере приводит к сокращению зарегистрированных браков и к готовности разорвать отношения при первых сложностях в семейной жизни. По мере роста благосостояния, как показывают исследования, растет и хрупкость семей. Исследование семейных пар в РФ показывает минимизацию роли детей в семье, легкость начала и завершения отношений. Развод не считается трагедией, решение о нем лежит в области личных предпочтений, полное счастье человека не обусловлено его семейным положением³. Отсутствие идеала семьи и способности быть вместе в трудных обстоятельствах снижает вероятность построения долгосрочных отношений.

Как христианский взгляд на семью может помочь при выборе спутника жизни и в построении крепкой семьи? Христианская позиция строится на нескольких богословских утверждениях о человеке и его способности любить.

  1. Люди были сотворены для отношений любви прежде всего с Богом, а потом друг с другом. Почему Бог на первом месте? Каждому хочется быть безусловно любимым, а так любить может только Бог, никакой супруг как человек не достигает такого уровня в отношениях. Поэтому Бога называют «женихом души». Переживание Божьей любви преображает внутренний мир человека, и он становится способным и сам любить других.
  2. Греховность людей, даже искупленных христиан, приводит к сложностям во взаимоотношениях. Способность прощать и реанимировать любовь —неотъемлемая часть семейной жизни. Невозможно найти «идеального» супруга, идеально любит только Бог. Снижение ожиданий в отношении партнера помогает не разочаровываться в семейной жизни.
  3. Библия акцентирует важность для развития отношений внутренних качеств человека, его духовного роста, преображения характера: «Миловидность обманчива, и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» (Притч 31:30). Поэтому при выборе жениха или невесты важно увидеть, каковы он или она внутри. Со временем внутренняя красота распускается, а внешняя зачастую увядает. Молитва и способность к самообладанию помогают различить хорошего человека, способного дружить и создать семью.
  4. Выбор жены или мужа предполагает посвящение друг другу, в Библии это называется заветными отношениями. Решение быть вместе подразумевает отказ от других вариантов интимных отношений. Кроме того, вступающие на путь семейной жизни решаются быть вместе в любых жизненных обстоятельствах. Посвященность проверяется преодолением разных трудностей — различия характеров, подходов к воспитанию детей, бытовых проблем и так далее, однако все это преодолимо, когда каждый остается верным своим обещаниям и не изменяет себе и другому.

На фоне снижения ценности института брака в обществе кажется, что христианский брак слишком многого требует от супругов. Вместе с тем отличительной чертой христианского брака как раз и является сохранение и упрочение любви между мужем и женой. Способность любить другого, быть жертвенным, верным проистекает из взаимоотношений супругов с Богом. И это именно те качества, о которых мечтают и плачут, и то, чего ищут в семейной жизни.

¹Соболевская О. В. Идеал женщины отдаляется от идеала жены. Электронный ресурс ссылка (дата обращения 15 января 2024 года).
²Карташова Е. Е. Особенности брачно-семейных установок у современной молодежи. Электронный ресурс ссылка (дата обращения 15 января 2024 года).
³Бельская О. Н. Психологические установки семьи в современном мире. Электронный ресурс ссылка (дата обращения 15 января 2024 года).

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone