Мир Библии

Семья — оазис жизни (Экклезиаст и Книга притчей)

Иван Лобанов
Семья — оазис жизни (Экклезиаст и Книга притчей)
Семья — оазис жизни (Экклезиаст и Книга притчей)

Книга Притчи Соломона довольно известная книга, чтобы ее представлять. Она начинается с наставлений отца своему сыну. В благочестивых семьях есть обычай время от времени читать по главе каждый день в течение месяца, где 31 день, — в этой книге 31 глава. Есть и обычай в еврейских семьях петь гимн добродетельной жене по пятницам, когда дом приготовлен к встрече субботнего дня, времени отдохновения с Господом.

Слово «притча» в массовом сознании — это занимательная история про находчивых людей (Ходжу Насреддина, монахов и т. п.), которая походит на реальное событие. Близко к этому значению выражение «притчи Иисуса» — Он тоже рассказывал истории о природе (о сеятеле), об отношениях людей (о блудном сыне, о милосердном самаритянине), о том, на что похоже Царство Небесное (о пойманной рыбе, о найденном тайном сокровище).

А тут в тексте Книги притчей — пословицы, поговорки, развернутые метафоры, цель которых — побудить юношу руководствоваться мудростью в своей жизни, при этом мудрость — это не философия, не погружение в глубокие и абстрактные суждения, а практические мудрые советы, которые отец дает своему сыну, желая ему счастливой жизни. Он несколько идеалистичен, этот отец, где-то излишне строг и однозначен. Но таким ведь и должен быть отец.

Советы эти помогают молодым начать свою жизнь в верном направлении и выстраивать ее по заветам отца, сверяясь с Мудростью, которая нисходит свыше (см.: Иак 1:17).

Говоря о трех книгах, автором которых называют Соломона, мы имеем в виду Книгу Экклезиаста, Притчи и Песнь песней. В какой-то мере все они касаются семьи, но в разном ключе: в Песни песней говорится о любви, начале и ее расцвете, это такой медовый месяц. В Притчах отец дает наставления сыну о том, что нужно быть осторожным в общении с женщинами и думать о последствиях выбора будущей спутницы жизни. А в Экклезиасте с его трезвым взглядом на жизнь встречаются искры счастья в высказываниях о семье.

Напомним, что в своей поэме о том, что всему свое время, этот мудрец говорит: «…время обнимать и время объятий сторониться» (Эккл 3:5, пер. под ред. Кулаковых, далее ПК). Есть у него и нравоучение о жизни вдвоем: «Лучше быть вдвоем, чем одному; тогда есть и у двоих доброе воздаяние за их старания: один упадет — другой его поднимет, но когда один упадет, а другого нет — некому и поднять. Улягутся двое — и тепло им, а в одиночку — как согреться?» (Эккл 4:9–11, ПК). Он не питает иллюзий в отношении женщин, они могут быть коварными и неверными: «И убедился я, что горше смерти — женщина, которая устраивает западню, чье сердце — сеть, а руки — оковы. Человек, угодный Богу, вырвется, но грешник попадется!» (Эккл 7:26, ПК). Не абсолютизируя это его высказывание, мы отмечаем, что они перекликаются с темой о неверных женах в Книге притчей (главы 5 и 7).

О счастье у него говорится так: «Наслаждайся жизнью с любимой женой во все дни мимолетной жизни твоей, которую даровал тебе Бог, во все твои мимолетные дни» (Эккл 9:9, ПК). Нечто похожее сказано и в Притчах: «Пей воду из своего источника страсти, свежей водой любви своей жены утоляй жажду. Не изливайся при всяком удобном случае с незнакомыми, в самых разных местах. Твое принадлежит тебе, а не чужим, даже если они ближе к тебе сейчас. Лоно любимой жены благословенным пусть будет и радует тебя с молодости, когда она еще была любима, как лань, нежна, как серна. На груди ее утоляй свою жажду, от любви ее голову теряй. Нужно ли, сыночек, пьянеть от незнакомки, обнимать чужую жену?» (Притч 5:15–20, пересказ автора, далее ПЛ).

Только в семье можно обрести подлинное счастье, по мысли Соломона, хотя и тут могут быть свои подводные камни, которые связаны с характером и устремлениями человека. Глупость может привести к необратимым последствиям: «Мудрая женщина — опора дому, а глупая сама его разрушает» (Притч 14:1, ПЛ). Не без юмора автор замечает: «Красота глупой женщины что золотое кольцо в рыле свиньи» (Притч 11:22, ПЛ). «Сварливая жена и протекающая крыша в дождливый день — всё едино. Унять ее — все равно что усмирить ветер или удержать масло в пригоршне» (Притч 27:15, 16, ПК). Сварливая или вздорная жена сравнивается с чем-то неудобным, сравнимым с протекающей крышей или непрестанной капелью. Как не вспомнить тут Сократа с его советом жениться в любом случае: «Встретишь хорошую жену, будешь счастлив, если нет, станешь философом. Я стал философом».

Главное, с чего начинается мудрость и, как следствие, счастливая семья, — это отношения с Богом. «Прежде всякого постижения мудрых изречений нужно смириться перед Господом, постоянно осознавая Его величие, трепетать перед Ним, познавать Святого Бога разумно. С этими советами моими проживешь ты долго и сочно. Эта мудрость тебе во благо» (Притч 9:10–12, ПЛ).

Семья — оазис жизни (Экклезиаст и Книга притчей)

Опасна для молодого человека, по мнению отца, обольстительная женщина. Сверстники, правда, тоже могут увлечь не тем, если встали на преступный путь, гордясь своей не ведущей ко благу удалью. Но от замужней неверной жены уберечься труднее всего: в ход идут и благочестивые речи, и внешняя привлекательность, и обещание удовольствий. Отец просит сына избегать таких женщин. Вот его образная речь: «Мудрость сестрой назови, здравомыслие — братом родным, чтобы жен чужих не желать, замужних женщин не слушать, когда они льстят. Я глядел из окна своего дома, через ставню отвóренную, увидел желторотого, неискушенного юношу, неопытного совсем. Через улицу шел, путь держал к тому дому, ввечеру, когда темнело, а навстречу ему одетая в яркое и броское платье женщина с коварными мыслями. Да и сама она громкая, везде скитается, ищет, кого подцепить на улице или на площади. Ухватила за руку, расцеловала, а потом с бесстыдством ему говорит:

— Я сегодня уже и в храме была, праздничные трапезы освятила, пост-то прошел уже. И вот пошла я тебя искать и — нашла. Я застелила постель покрывалами изысканными, пестрыми, надушила ее травами дурманными. До утра насладимся любовью, ласками тебя одарю. И мужа, кстати, дома нет, он далеко уехал, взял кошель с серебром, через месяц вернется в дом.

И он загорелся от ласковых слов ее, от мягких и нежных губ растаял. Побежал за ней, что телок, не зная, что на бойню идет, словно олень, не знающий, что там ловушка, как птичка, влетающая в силки. Он заплатит жизнью своей, но узнает об этом, когда стрела ему в печень вонзится.

Слушайте меня, юноши, затвердите мои слова, пусть ваши мысли не затмятся ее образом жизни, не подражайте тому, как она живет. Так многие погибли в ее объятьях, и то были крепкие люди. А из ее дома путь в царство мертвых, вниз, в обитель смерти» (Притч 7:4–27, ПЛ).

Но в Книге притчей есть и песнь о жене добродетельной, где в заключение говорится о том, что красота в глазах смотрящего, то, что подмечает в своей жене муж: «Ты лучше всех на этом свете! Обаятельна ты и прекрасна, но навсегда в тебе к Гос­поду трепет — это достойно подражания!» (Притч 31:29, 30, ПЛ).

Это деятельная, трудолюбивая женщина, она заботится о своей семье, которая устроена ее усилиями, и все родные это ценят. «В холодные времена семья ее не замерзнет — одежды теплые у всех и добротные… Все домашние дела она держит в своих руках и никогда не бездельничает. Дети ей не нарадуются, муж постоянно хвалит» (Притч 31:21, 27, 28, ПЛ).

Ее уважение зиждется в том числе и на авторитете мужа — ее труды и слова потому весьма ценны для общества: «Муж ее — человек уважаемый, входит в число влиятельных людей города. Она известна своим производством тонких вещей... Ведет себя весомо, достойно… улыбкой встречает утро. Слово ее изящно, на устах ее учение о любви» (Притч 31:23–26, ПЛ). Если жена счастлива, вся семья счастлива.

Вот еще несколько деталей из этой песни: «Хочешь узнать, как выглядит женщина самостоятельная, дельная и цельная? Очень ценная личность, дороже всяких жемчугов-кораллов. Муж может ей доверять во всем, никакого урона не понесет. Она возвращает ему сторицей доброе, а не злое. У нее есть все нужное для рукоделия… Она заботится о своем здоровье, поэтому и выглядит замечательно и есть в руках ее сила… Не забывает она о благотворительности и помогает обездоленным… И сама она одета изысканно и красиво… За все ее труды ей… песню спойте, прославьте!» (Притч 31:10–13, 17, 20, 22, 31, ПЛ).

Так семья с точки зрения библейской литературы премудрости становится оазисом в том пути, что зовется жизнью.

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone